Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению 2009-102 ID работы - 700232 психология (дипломная работа) количество страниц - 102 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования готовности ребёнка к школе в сфере общения со сверстниками 6 1.1. Общая характеристика понятия «готовность ребёнка к школьному обучению» 6 1.2. Особенности психологической готовности к школьному обучению у дошкольников 14 1.3. Формирование психологической готовности к школьному обучению в детских дошкольных учреждениях 23 Выводы по I главе 31 Глава II. Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению 33 2.1. Цель, задачи и содержание эксперимента 33 2.2. Результаты экспериментального исследования 43 2.3. Программа формирования психологической готовности к школьному обучению 50 2.4. Рекомендации педагогам дошкольных учреждений и родителям по формированию психологической готовности к школьному обучению 57 Выводы по II главе 62 Заключение 64 Список использованной литературы 68 Приложение 74 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность данной темы заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Подготовка детей к школе включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе. Основной целью занятий является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Таким образом, задачи умственного воспитания ребенка должны решаться в тесной связи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам. Данной темой занималось большое количество специалистов. У истоков этого подхода стоит Л.И. Божович [7], которая еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал и А.В. Запорожец [16], отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производится по различным критериям и на разных основаниях. Некоторые авторы (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную готовность. Другие же авторы (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова) рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются: произвольность в общении со взрослыми; произвольность в общении со сверстниками; адекватно сформированное отношение к самому себе [22; 23]. Таким образом, представленная квалификационная работа является актуальной. Объект исследования: психологическая готовность ребёнка к школе Предмет исследования: особенности психологической готовности детей к обучению в школе. Цель исследования: изучить психологические особенности подготовки детей к школе и разработать программу формирования психологической готовности ребёнка к школе. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2. Показать особенности формирования психологической готовности к школьному обучению в детских дошкольных учреждениях; 3. Разработать программу формирования психологической готовности ребёнка к школе; 4. Разработать рекомендации педагогам дошкольных учреждений и родителям по формированию психологической готовности ребёнка к школе. Гипотеза исследования: формирование психологической готовности детей будет более эффективным, если будет использоваться комплекс занятий, игр на развитие мотивационной, волевой и зрительно-моторной координации, учитывающий психофизиологические и индивидуальные особенности детей. Экспериментальная база: Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 1084 г. Москвы с декабря 2008 по март 2009 года, в котором приняло участие 20 дошкольников в возрасте 6 – 7 лет. При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод психологической готовности к школе, наблюдение, тестирование, беседа, количественный и качественный анализ полученных данных, обобщение. Научная новизна заключается в обобщении литературных источников по изучаемой проблеме и определение их положения для разработки практической части. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в исследовании программа и методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности воспитателей, преподавателей, родителей для формирования психологической готовности ребёнка к школе. Дипломная работа состоит из введения, двух глав с обобщёнными выводами после каждой, заключения, списка литературы и приложения. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург, 1998. - 287 с. 2. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М.: Просвещение, 1972. – 145 с. 3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1980. - 312 с. 4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. 5. Арон И.С. Основные факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития / И.С. Арон // Психолог в детском саду. - 2000. -№ 1. - С. 70 - 75. 6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с. 7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. – 464 с. 8. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития / Т.М. Бабунова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 233 с. 9. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984. – 379 с. 10. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // В кн.: Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: Просвещение, 1982. – 314 с. 11. Выготский Л. С. Воспитание дошкольника. Собр. сочинений. Т. 4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. – 412 с. 12. Гризик Т. Познаю мир: Методические рекомендации по познавательному развитию / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 32-38. 13. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа. – 1994. - № 4. 14. Густомясова А.Л. Схематизация как средство формирования познавательной деятельности дошкольника / А.Л. Густомясова // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 4. - С. 27-31. 15. Дьяченко О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами ДОУ / О.М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. - 1992.- № 2. – 114 с. 16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. T. l. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с. 17. Каган М.С. Коммуникативная сфера дошкольников. - М.: Педагогика, 1982. - 247 с. 18. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с. 19. Князева О. Новое направление в дошкольном образовании - развитие социальной компетентности дошкольников / О. Князева // Дошкольное образование. - 1998. - № 9. 20. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. 21. Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста / С.А. Козлова // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб: науч. тр. - М.: Просвещение, 2001. – 234 с. 22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. – 178 с. 23. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 7. 24. Козлова С.А. «Я - человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 1. 25. Кондратьев М.Ю. Ребенок в замкнутом круге общения / М.Ю. Кондратьев. – М.: Академия, 1997. – 152 с. 26. Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. – 1979. - № 1. 27. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979. 28. Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника / М.И. Лисина // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. - М.: Просвещение, 1979. – 78 с. 29. Люблинская А. А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с. 30. Майер И.П.Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста / И.П. Майер // Психолог в детском саду. - 2000. - № 1. - С. 65-69. 31. Мир дошкольника: Вопросы и ответы / Г.К. Кислица и др. – М.: Дрофа, 2002. - 192 с. 32. Мудрик А.В. Социальное развитие личности / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 1986. – 324 с. 33. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176 с. 34. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – Кн. 3. – 640 с. 35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка // С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1995. – 928 с. 36. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000. - 145 с. 37. Педагогическая энциклопедия: в 4-х т. // гл. ред. М.М. Дейнеко. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – Т. 3. – 879 с. 38. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка // под ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999. 39. Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Е.В.Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 224 с. 40. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6 – 7 лет и подготовка их к школе. – М.: Просвещение, 1989. – 214 с. 41. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания // под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1986. – 214 с. 42. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. - СПб: ПитерКом, 1998. – 688 с. 43. Соковнин В.М. Как помочь дошкольнику найти своё «Я» / В.М. Соковнин. - М.: изд-во «ГНОМ и Д», 2000. – 137 с. 44. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.Н. Ерофеевой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 344 с. 45. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников // под ред. Т.М. Бабуновой.– Магнитогорск, МаГУ, 2005. – 245 с. 46. Савонько Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения дошкольников разного возраста / Е.И. Савонько // Вопросы психологии. – 1989. - № 4. 47. Словарь практического психолога // сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с. 48. Стеркина Р. «Я, ты, мы» - программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 7. 49. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10. 50. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 5. 51. Теоретико-методологические аспекты социализации дошкольников / под ред. Т.М. Бабуновой. – Магнитогорск, 2007. – 207 с. 52. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей // А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1976. – 189 с. 53. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 336 с. 54. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей // Дошкольное воспитание. – 1989. - №3. 55. Фопель К. Психологические упражнения и игры / К. Фопель. – М.: Генезис, 2003. – 150 с. 56. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Вопросы философии. – 1985. - № 6. 57. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования / В.А. Худик. - К.: Освита, 1992. – 192 с. 58. Шипицина Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004. – 196 с. 59. Щеглова С. Социализация и дошкольники / С. Щеглова Н. Витяева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 10. – С. 22 – 24. 60. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 314 с. 61. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 9. – С. 11 – 14. 62. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н.Денисова. - М: Просвещение, 2002. 63. Якобсон С. Проблема межвозрастного общения детей / С.Якобсон, Л.Зенченко // Ребёнок в детском саду. – 2003. -№ 2. – С. 7 – 9. 64. Якобсон Г.С. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников / Г.С.Якобсон, Т.И.Фещенко // Вопросы психологии. - 1997. - №3. – С. 28 – 31. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru