www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению


ID работы - 697432
психология (дипломная работа)
количество страниц - 100
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования готовности ребёнка к школе в сфере общения со сверстниками 6
1.1. Общая характеристика понятия "готовность ребёнка к школьному обучению" 6
1.2. Особенности психологической готовности к школьному обучению у дошкольников 14
1.3. Формирование психологической готовности к школьному обучению в детских дошкольных учреждениях 23
Выводы по I главе 31
Глава II. Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению 33
2.1. Цель, задачи и содержание эксперимента 33
2.2. Результаты экспериментального исследования 43
2.3. Программа формирования психологической готовности к школьному обучению 49
2.4. Рекомендации педагогам ДОУ и родителям по формированию психологической готовности к школьному обучению 56
Выводы по II главе 61
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложение 73






ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность данной темы заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Подготовка детей к школе включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.
Основной целью занятий является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных "Программой воспитания и обучения в детском саду". Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Таким образом, задачи умственного воспитания ребенка должны решаться в тесной связи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.
Данной темой занималось большое количество специалистов. У истоков этого подхода стоит Л.И. Божович [7], которая еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал и А.В. Запорожец [16], отмечая, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.
В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производится по различным критериям и на разных основаниях. Некоторые авторы (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную готовность.
Другие же авторы (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова) рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются: произвольность в общении со взрослыми; произвольность в общении со сверстниками; адекватно сформированное отношение к самому себе [22; 23].
Таким образом, представленная квалификационная работа является актуальной.
Объект исследования: процесс формирования готовности детей к школе.
Предмет исследования: особенности психологической готовности детей к обучению в школе.
Цель исследования: разработать программу формирования психологической готовности ребёнка к школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Показать особенности формирования психологической готовности к школьному обучению в детских дошкольных учреждениях;
3. Разработать программу формирования психологической готовности ребёнка к школе;
4. Разработать рекомендации педагогам ДОУ и родителям по формированию психологической готовности ребёнка к школе.
Гипотеза исследования: формирование психологической готовности детей будет более эффективным, если будет использоваться комплекс занятий, игр на развитие мотивационной, волевой и зрительно-моторной координации, учитывающий психофизиологические и индивидуальные особенности детей.
Экспериментальная база: Исследование проводилось на базе МДОУ № 1084 г. Москвы с декабря 2008 по март 2009 года, в котором приняло участие 20 дошкольников в возрасте 6 - 7 лет.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных, обобщение.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав с обобщёнными выводами после каждой, заключения, списка литературы и приложения.






СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург, 1998. - 287 с.
2. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М.: Просвещение, 1972. - 145 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. - 312 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Просвещение, 1994.
5. Арон И.С. Основные факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития / И.С. Арон // Психолог в детском саду. - 2000. -№ 1. - С. 70 - 75.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
8. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 233 с.
9. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984. - 379 с.
10. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // В кн.: Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: Просвещение, 1982. - 314 с.
11. Выготский Л. С. Воспитание дошкольника. Собр. сочинений. Т. 4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 412 с.
12. Гризик Т. Познаю мир: Методические рекомендации по познавательному развитию / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 32-38.
13. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа. - 1994. - № 4.
14. Густомясова А.Л. Схематизация как средство формирования познавательной деятельности дошкольника / А.Л. Густомясова // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 4. - С. 27-31.
15. Дьяченко О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами ДОУ / О.М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. - 1992.- № 2. - 114 с.
16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. T. l. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
17. Каган М.С. Коммуникативная сфера дошкольников. - М.: Педагогика, 1982. - 247 с.
18. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
19. Князева О. Новое направление в дошкольном образовании - развитие социальной компетентности дошкольников / О. Князева // Дошкольное образование. - 1998. - № 9.
20. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5.
21. Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста / С.А. Козлова // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб: науч. тр. - М.: Просвещение, 2001. - 234 с.
22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 178 с.
23. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7.
24. Козлова С.А. "Я - человек": Программа приобщения ребенка к социальному миру / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 1.
25. Кондратьев М.Ю. Ребенок в замкнутом круге общения / М.Ю. Кондратьев. - М.: Академия, 1997. - 152 с.
26. Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. - 1979. - № 1.
27. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979.
28. Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника / М.И. Лисина // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. - М.: Просвещение, 1979. - 78 с.
29. Люблинская А. А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
30. Майер И.П.Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста / И.П. Майер // Психолог в детском саду. - 2000. - № 1. - С. 65-69.
31. Мир дошкольника: Вопросы и ответы / Г.К. Кислица и др. - М.: Дрофа, 2002. - 192 с.
32. Мудрик А.В. Социальное развитие личности / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 1986. - 324 с.
33. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. - М.: Линка - Пресс, 1997. - 176 с.
34. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. - Кн. 3. - 640 с.
35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка // С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1995. - 928 с.
36. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: Изд-во "ГНОМ и Д", 2000. - 145 с.
37. Педагогическая энциклопедия: в 4-х т. // гл. ред. М.М. Дейнеко. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - Т. 3. - 879 с.
38. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка // под ред. М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 1999.
39. Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Е.В.Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 224 с.
40. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6 - 7 лет и подготовка их к школе. - М.: Просвещение, 1989. - 214 с.
41. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания // под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1986. - 214 с.
42. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. - СПб: ПитерКом, 1998. - 688 с.
43. Соковнин В.М. Как помочь дошкольнику найти своё "Я" / В.М. Соковнин. - М.: изд-во "ГНОМ и Д", 2000. - 137 с.
44. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.Н. Ерофеевой. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 344 с.
45. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников // под ред. Т.М. Бабуновой.- Магнитогорск, МаГУ, 2005. - 245 с.
46. Савонько Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения дошкольников разного возраста / Е.И. Савонько // Вопросы психологии. - 1989. - № 4.
47. Словарь практического психолога // сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с.
48. Стеркина Р. "Я, ты, мы" - программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 7.
49. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10.
50. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5.
51. Теоретико-методологические аспекты социализации дошкольников / под ред. Т.М. Бабуновой. - Магнитогорск, 2007. - 207 с.
52. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей // А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1976. - 189 с.
53. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 336 с.
54. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей // Дошкольное воспитание. - 1989. - №3.
55. Фопель К. Психологические упражнения и игры / К. Фопель. - М.: Генезис, 2003. - 150 с.
56. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Вопросы философии. - 1985. - № 6.
57. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования / В.А. Худик. - К.: Освита, 1992. - 192 с.
58. Шипицина Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004. - 196 с.
59. Щеглова С. Социализация и дошкольники / С. Щеглова Н. Витяева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 10. - С. 22 - 24.
60. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 314 с.
61. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 9. - С. 11 - 14.
62. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н.Денисова. - М: Просвещение, 2002.
63. Якобсон С. Проблема межвозрастного общения детей / С.Якобсон, Л.Зенченко // Ребёнок в детском саду. - 2003. -№ 2. - С. 7 - 9.
64. Якобсон Г.С. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников / Г.С.Якобсон, Т.И.Фещенко // Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С. 28 - 31.



Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru