Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Экспериментальное исследование поло-ролевого развития старших дошкольников ID работы - 711292 психология (курсовая работа) количество страниц - 55 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретическое изучение проблемы поло-ролевой социализации современных дошкольников……………………………………………………..5 1.1. Проблема поло-ролевой социализации в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………..5 1.2. Особенности личностных поло-ролевых различий у современных дошкольников…………………………………………11 1.3 Факторы поло-ролевой социализации ребенка (семья и группа сверстников в ДОУ)…………………………………………………..20 2. Экспериментальное исследование поло-ролевого развития старших дошкольников……………………………………………………………………29 2.1. Методы исследования……………………………………………29 2.2. Анализ результатов………………………………………………33 Заключение………………………………………………………………………38 Литература……………………………………………………………………….40 Приложение 1…………………………………………………………………....42 Приложение 2……………………………………………………………………53 ВВЕДЕНИЕ: В последнее время вопрос формирования психического пола ребенка и подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни вызывает большой интерес психологов и педагогов. По мнению многих исследователей, поло-ролевая социализация дошкольников является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Даже новорожденного нескольких секунд от роду нельзя назвать асоциальным, потому что связь с обществом зарождается в атмосфере человеческих привязанностей с самых первых минут его жизни. По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми - взрослыми и детьми, - которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. Отношения, которые существуют между ребенком и этой жизненной средой, порождают и поддерживают определенные социальные взаимодействия [7, c.78]. Актуальность. Для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Он должен приспособиться к этому миру (адаптироваться в нем) и взаимодействовать с ним. Способности ребенка будут развиваться под воздействием опыта, который он приобретает в своем жизненном пространстве и который способствует формированию и развитию его личности. Действия ребенка не изолированы, они осуществляются в ходе внутреннего диалога между эго, альтер эго и "другим" [5, c.89]. Ведущие отечественные исследователи, занимающиеся этой проблемой (И. С. Кон, Я. Л. Коломинский, Д. В. Колесов, В. С. Мухина и др.), считают, что несмотря на то, что реальные возможности обоих полов, и особенно женского, оказались пластичнее и шире, чем думали ученые раньше, половое разделение труда, дифференциация половых ролей сохранятся, потому что, как бы ни были сходны роли мужчины и женщины, различия между ними, как биологические, так и психологические, существенны и полезны [9, c.372]. По их мнению, дифференциация мужских и женских социальных ролей всегда предполагает их взаимодополняемость, хотя нормы этого взаимодополнения неодинаковы в разных обществах, в разные исторические периоды. Цель данной работы - изучить особенности поло-ролевой социализации современных дошкольников. Объект исследования - дети дошкольного возраста. Предмет исследования - поло-ролевая социализация дошкольников. На основании изученной литературы выдвигаем следующую гипотезу: формирование самосознания и половозрастной идентификации у большинства детей происходит в период старшего дошкольного возраста. Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач: 1) Изучить проблему поло-ролевой социализации в работах отечественных и зарубежных психологов. 2) Рассмотреть особенности личностных поло-ролевых различий у современных дошкольников 3) Изучить факторы поло-ролевой социализации ребенка (семья и группа сверстников в ДОУ) 4) Провести экспериментальное исследование особенностей поло-ролевой социализации современных дошкольников. Экспериментальная база исследования - ДОУ № 38 "Рябинушка" города Йошкар-Олы. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) //Дошкольное воспитание. -2003. - № 1. 2. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. -2004. - № 11. 3. Годовикова Д. /. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. 4. Густомясова А. Воспитание социальной компетенции А. Густомясова Дошк. Воспитание. - 2008. - №5. - С.106-111. 5. Дядюнова И.А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста Нач. шк.плюс до и после. - 2007. - №10. - С.89-92. 6. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М.,2006 - 368с. 7. Зауш-Годрон,Ш. Социальное развитие ребенка. -СПб.:Питер, 2004. - 122с. 8. Костяк Т.В. Индивидуальная форма социализации особенности ее становления у дошкольников и младших школьников Т.В. Костяк Журнал прикладной психологии. - 2004. - №45. -С.99-120. 9. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности: Избр. психолог. труды. В.С. Мухина; Акад. пед. и соц. Наук; Моск психол. пед. инст. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 635с. 10. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для высш. Пед. Учеб. Заведений, в 3-х кн., - 4-е изд. - М.: Гуманит центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2 Психология образования. - 608с. 11. Паншина Н. С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте. - М., 2006. 12. Психология детства. Учебник. Под ред. Члена-корреспондента РАО А.А.Реана - СПб.: "прайм - ЕВРО-ЗНАК", 2003 - 368с. 13. Попова Л.С. Психология личности и деятельности дошкольника. М., 2005. - 362с. 14. Поддьяков Я. Я. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Возрастная и педагогическая психология / сост. М.Шуаре. - М.,2003 - 468с. 15. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. - М., 2005 - 368с. 16. Развитие и социализация ребенка в различных культурно-образовательных средах. Материалы городской научно-практической конференции, 15-16 июня 1994 года Гор. Отдел образования, Орловской гос.пед.ин-т, Обл.ин-т усоверш.учит.- Орёл: Изд-во гор. Социально-образовательного центра, 1994. - 174с. 17. Репина Т.А. проблема поло-ролевой социализации детей / рос. академия образования, Моск.психолого-соц. Ин-т. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 287с. 18. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / под ред. Л. А. Венгера. г- М., 2006 - 356с. 19. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Гуманит центр ВЛАДОС, 2003 - 368с. 20. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей - Ярославль: Академия развития, -1996. - 288 с. 21. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. - СПб: "Дельта", -1998. -384с. 22. Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. Екатеринбург. Деловая книга,-1998 - 346с. 23. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru