www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Экспериментальное исследование особенностей мышления дошкольников на разных возрастных этапах


ID работы - 710675
психология (курсовая работа)
количество страниц - 44
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:




Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения развития мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………5
1.1. Структура и специфика развития детского мышления……………...…5
1.2. Основные условия развития мышления и речи у ребенка старшего дошкольного возраста………………………………….……………...11
1.3. Взаимосвязь развития мышления и речи у старших дошкольников...20
2. Экспериментальное исследование особенностей мышления дошкольников на разных возрастных этапах…………………………………………………...28
2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования………………28
2.2 Результаты экспериментального исследования и анализ полученных данных ……….................................................................................................30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
Приложения………………………………………………………………………40





ВВЕДЕНИЕ:



Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому умственное воспитание дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. Это подтверждается и анализом психолого-педагогических исследований последних лет.
Старший дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Актуальность. Если прежде внимание исследователей было направлено на поиск содержания, доступного дошкольнику, то в последнее время проблемой становится поиск содержания в единстве с методами, которые обеспечили бы наибольший эффект в плане развития. Наряду с различными показателями умственного развития старших дошкольников выделяют и такой показатель, как развитие речи детей. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений.
Для изучения данной темы основополагающее значение имеет знание и понимание методологической основы взаимосвязи умственного и речевого развития, а именно - положения о тесной взаимосвязи мышления и речи, раскрытого в работах психологов.
Л.С.Выготский был одним из первых, кто занялся глубоким изучением мышления детей, и пришел к выводу о том, что речь с ее устойчивыми, постоянными значениями предопределяет пути, по которым движется развитие обобщений у ребенка.
Вопросы взаимосвязи умственного и речевого развития изучаются в разных направлениях: структурном (Ф.А. Сохин, В.И.Логинова, Е.М.Струнина, А.А.Смага, М.С.Лаврик, А.Г.Арушанова, М.М.Алексеева и др.); функциональном (О.С.Ушакова, А.А.Зрожевская, Н.Г.Смольникова, Г.А.Кудрина и др.); когнитивном (Ф.А.Сохин, Г.П.Белякова, Г.А.Тумакова и др.).
Цель данной работы - изучить взаимосвязь развития мышления и речи старших дошкольников.
Объект исследования - мышление старших дошкольников.
Предмет исследования - зависимость развития мышления от речевого развития старших дошкольников.
На основании изученной литературы выдвигаем следующую гипотезу: развитие мышления ребенка в старшем дошкольном возрасте зависит от речевого развития.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:
1. Изучить особенности мышления детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть механизмы и стадии развития мышления в детском возрасте.
3. Выявить основные условия развития мышления ребенка.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей мышления дошкольников на разных возрастных этапах и проанализировать полученные данные.
Экспериментальная база исследования - НОУ "Времена года" г.Йошкар-Олы.







СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Акимова М.К Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. - СПб.: Питер, 2006 г., 240 стр. 2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - Спб: Речь. - 224 с. 3. Ахутина Т.В. Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно - вербальных функций: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учебных. Заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2003. 4. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во "Флинта", 2001. 5. Бурлакова И.А. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте. - М.: МГППУ, 2005 г. 6. Бурлакова Н.С. Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. - Спб.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 г. - 352 с. 7. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школьная пресса, 2001. - 80 с. (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу "Воспитание школьников". Вып. 16.). 8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М.: Академия, 2003. 9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. 10. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи. - М.: ТЦ "Учитель", 2004 г. 11. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. - М.: ТЦ "Учитель", 2004 г. 12. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучения. - М.: МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с. 13. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучения. - М.: МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с. 14. Ермолаева М.В. Ерофеева И.Г. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника. - М.: МПСИ, 2006. - 64 с. 15. Житко И.В., Ярмолинская М.М. 200 развивающих упражнений для подготовки ребенка к школе: Развитие речи; Обучение грамоте: Знакомство со звуком, слогом, словом, предложением; Подготовка руки к письму; Формирование представлений о многообразии окружающего мира, умения обобщать, классифицировать предметы и объекты: Практическое пособие - Мн.: Юнипресс, 48 с. 16. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. - Спб: Речь. - 64 с. 17. Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5 - 6 лет. От прилагательных к рассказам-описаниям. - М.:Издательство "ГНОМ и Д", 2004. - 8с. 18. Козлова С.А., Катаева Л.И. Мой мир. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками - М.: Линка-Пресс. - 2000 г. - 225 с. 19. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Ювента, 2001 г. - 32 с. 20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. - М.,2001г. 21. Копытин А.И. Тест "Нарисуй историю". - Речь, 2003 г., 80 стр. 22. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под редакцией Ю.Ф. Гархуши. - М.: Институт гуманитарных исследований, 2002 г. - 215 с. 23. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. - Москва: Гардарики, - 2000. - 255 с. 24. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2005, 384 стр. 25. Мухина В. Таинство детства. В двух томах. Том 2. - М.: У-Фактория, 2005 г. - 448 стр. 26. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Академический Проект, 2001 г. - 192 с. 27. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ "Сфера", 2000г. 28. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Владос, 2000 г. 29. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - М.: "Феникс", 2002 г. 30. Психология детства. Практикум. / Под ред. А.А. Реана. - СПб: прайм-евро ЗНАК, 2003. - 224с. 31. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Лаврентьевой. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2002. - 144 с. 32. Психология дошкольника: Хрестоматия. - М.: Педагогика, 2000. - 435с. 33. Романова И.А. Шпаргалки по психологии и педагогике: Учебное пособие. - М.: Издательство "Экзамен", 2004. - 32с. 34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 2007. - 688 с. 35. Смирнова Е. О. Детская психология. Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб, заведений. - М.: Туманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с. 36. Смирнова Е. О. Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. - М.: Дрофа, 2006. - 270 с. 37. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.// Логопедия. - 2005 г. - №1 - с. 17 - 26. 38. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с. 39. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. - М.: Апрель-Пресс, Издательство Института психотерапии. - 2005 г. - 224 с. 40. Тестирование детей. - Феникс, 2005 г. - 347 с. 41. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. - М.: Изд-во Гном и Д, 2001 г. 42. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. - М.: Гном-Пресс, 2003. 43. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 2003. 44. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 336 с. 45. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. - М.: Речь, 2003 г. - 134 с.
Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru