www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Экспериментальное исследование агрессивности у выпускников школ из неполной семьи


ID работы - 735938
психология (дипломная работа)
количество страниц - 69
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Стр.
Введение 3
Глава 1. Влияние семьи на уровень агрессии выпускников школ 8
1.1. Социально-психологическая характеристика возраста выпускников школ 8
1.2. Влияние развода родителей, на развитие личности 15
1.3. Агрессия в структуре личности выпускника школы из неполной семьи 23
1.4. Работа по профилактике и коррекции агрессивности с выпускниками школ 29
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессивности у выпускников школ из неполной семьи 39
2.1. Организация исследования 39
2.2. Результаты исследования агрессивности выпускников школ 41
2.3. Обсуждение полученных результатов 53
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 61




ВВЕДЕНИЕ:



Тема данной работы «Профилактика агрессивности выпускников школ из неполных семей» - одна из наиболее актуальных на сегодняшний день.
Актуальность. Пожалуй, ни одна форма поведения не привлекает к себе столь пристального внимания, как агрессия.
Как заметил выдающийся философ двадцатого века Бертран Рассел, проблема различий между любовью и ненавистью находится в ведении преимущественно психологии. С этим трудно не согласиться. По крайней мере, сами психологи вряд ли захотят оспаривать эту мысль. Как бы то ни было, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека достигнуты именно в психологической науке .
Однако, агрессия изучается далеко не только в психологии: ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы, используя свои специфические методики подходы.
Но вполне естественно, что и в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается множество нерешенных проблем, а вновь возникших вопросов едва ли не больше, чем найденных ответов. Ведь, как правило, если речь идет о подлинно научном знании, один решенный вопрос ставит перед исследователем целый ряд новых. В случае с агрессией вопросы начинают, возникать уже при попытке дать ей определение.
Едва родившись, маленький человечек пока не способен управлять своими побуждениями и желаниями, он не может еще их контролировать. Возникшие одновременно чувства голода и усталости, например, неизменно становятся для него причиной гнева и раздражения.
Ребенку часто приходится страдать от ограничений и лишений. Не проходит ни дня, чтобы какое-нибудь его желание или какая-либо потребность не были подавлены. И если сначала плач был призывом о помощи, то постепенно он превращается в отчаянный, гневный протест. Так и рождается агрессивность.
В силу такого подхода к сущности агрессивности особую актуальность обретает данный вопрос в аспекте влияния структуры семьи на формирование агрессивных свойств личности. Поскольку часто в неполной семье ребенку приходится переживать ряд постоянных лишений.
Проведенный анализ литературы позволяет заметить, что на ранних этапах онтогенеза агрессия в поведении детей понимается как реакция на неблагоприятные воздействия среды и обусловливается сочетанием нарушений формирования эмоционально-волевой сферы (Е.Ф.Баенская, Е.Ю.Борисова, Г.М.Бреслав, Г.В.Бурменская, В.Г.Василевский, Л.Н.Винокуров, Н.В.Вострокнутов, В.И.Гарбузов, А.В. Запорожец, А.И.Захаров, О.А.Карабанова, В.В.Ковалев, В.В.Лебединский, М.М.Либлинг, О.С.Никольская и др.) и нарушениями интеракционистского характера в системах отношений «ребенок - родители», «ребенок - педагог», «ребенок -сверстник» (В.А.Аверин, А.Бандура, А.А. Бодалев, Г.М.Бреслав, Р.Бэрон, Е.Г.Гуцу, А.И.Захаров, А.В.Запорожец, З.А.Зимелева, Р.Г.Илешева, М.Кравцова, С.В.Клементьева, С.Л.Колосова, В.К.Котырло, Г.М.Комисаренко, Н.Н. Курильченко, М.И.Лисина, В.Т.Маралов,
Т.С.Пантолик, А.А.Рояк, В.А.Ситаров, Н.Ф.Талызина, И.А.Фурманов, К.Хоментаускас и др.).
Агрессивная реакция по своей сути - это реакция борьбы, за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Она - результат неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Все это совершенно нормально. Агрессия в ряде случаев, безусловно, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности. Если же гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они, как уже отмечалось, могут накапливаться и проявляться нередко лишь в зрелом возрасте. В этом случае бывает очень сложно выяснить истинные мотивы агрессивности, поскольку она уже выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становиться причиной различных заболеваний (например, ревматического артрита, крапивницы, прыщей, псориаза, язвы желудка, эпилепсии, мигрени, гипертонии).
На основании данных психологических исследований и практики сегодня с полной уверенностью можно констатировать факт, что агрессивное поведение молодых людей это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема, значимая в школьном возрасте и не теряющая своей актуальности после ее окончания.
Агрессивные молодые люди драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье молодых людей, приводя их в состояние трудно коррегируемого возбуждения.
Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации человека в последующих возрастных периодах.
Между тем, окончание школы важный период в жизни человека, когда происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений. Чем эффективнее пройдет адаптация молодого человека к новым условиям жизни, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности в новом учебном заведении.
И с этой точки зрения также проблема агрессивного поведения приобретает особую значимость, когда мы говорим о детях из неполных семей, социализация личности которых и без того оказывается осложненной спецификой ситуации.
Целью нашей работы является обоснование и определение основных путей профилактики агрессивности выпускников школ из неполных семей.
Гипотезой нашего исследования выступило предположение о том, что у детей из неполных семей имеются отклонения в сфере агрессивных проявлений, для предупреждения которых необходима целенаправленная работа по профилактике агрессии.
Для достижения цели работы и проверки (подтверждения или опровержения) выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об агрессии и агрессивных проявлениях.
3. Рассмотреть сущность влияния развода на развитие личности ребенка
4. Исследовать агрессивность выпускников школ из неполных семей.
5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.
6. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.
В работе были использованы следующие методы по выявлению личностных особенностей объектов исследования:
1. Анализ литературы.
2. Методы эмпирического исследования: наблюдение (вербальная и невербальная коммуникации), беседа, опрос, тестирование.
3. Метод специализированного исследования: количественно-качественный анализ.
4. Сравнительный анализ проявлений агрессии.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2003. – с 82. 2. Беленький В.А., Мычко Е.Н Методические подходы к изучению агрессии собак/ Научный Сборник РФCC - 2000 - №1 3. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: МГУ, 1988. - С.63 4. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия /Мастера психологии - СПб: Питер, 2001. —с 4 5. Волкова Е.В. Скажем "нет" агрессии ! // Психологическая газета. - 2003. - № 5. - С. 17-21. 6. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. – СПб.: Гуманитарное агентство "Академический проспект", 2000. 7. Гнидин О. П. Психологические особенности агрессивности и ее профилактика у субъектов из различных социальных сред/ Автореф. Дис. …канд. психол. наук - Ставрополь – 2008 - с 16 8. Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет: Дис. ... канд. пед. наук. - Армавир, 2005. 9. Добреньков В.И., Кравченко А.И Социальные институты и процессы. Социология, том 3.- М – 2003г 10. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – № 1. – 2001. – 13 с. 11. Журавлев Д. Подростковая агрессивность – психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование. – 2004. - №2. – С.185-192. 12. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки // СоцИс. - 2001. - № 2. 13. Йокубаускайте И.К. Психологические особенности агрессивного поведения детей 7-9 лет с задержкой психического развития: Дис. ... канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2006. - c.31 14. Карасева Е.А. Влияние когнитивных стилей на формирование агрессивности у подростков с поведенческими и эмоциональными расстройствами (В связи с задачами психологической коррекции): Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2002. - 166 c. 15. Кондракова И.Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в школе: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 167 c. 16. Кон И. С. Психология ранней юности./Учеб. Пособие для пед. ин-тов. – М., 1976. 17. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. – М., 1976. –с. 169 18. Коповой А.С. Педагогическое взаимодействие как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2001. - 131 c. 19. Копченова Е.Е. Детская агрессивность как качество личности: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 193 c. 20. Кузнецова М.Н., Шищенко В.М., Петричук С.В. Ароматерапия в системе оздоровления дошкольников. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 64 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). 21. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.- http://www.pedlib.ru/Books/1/0473/1_0473-72.shtml 22. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - СПб.: Питер, 1997. 23. Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2002. - 170 c. 24. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / Медведева И.Я., Шишова Т.Л.; художник Б.Л. Аким. – М.: “ЛИНКА-ПРЕСС”, 2002. – 240 с. 25. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 432 с. 26. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. – 448 с. 27. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Спб: Питер 2000 28. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. Спиваковской А.С.; Предисл. Баженовой О.В. и Варга А.Я.. – М.: Прогресс,1997. – 424 с. 29. Свон-Джексон Э. Меж двух огней: О психол. помощи подросткам при разводе родителей: По страниц. кн.// Семья и школа. – 2000г - №7/8. – с. 12-15. 30. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.150-172. 31. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). – М.: Наука, 1995. 32. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994. – С. 22 – 24. 33. Хорни К. Невротическая личность нашего времени - С.Пб: Питер-2002-с 224 34. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Серия “Психологический практикум”. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2004. – 320 с.
Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru