Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Экспериментальное исследование агрессивности подростков ID работы - 611687 психология (курсовая работа) количество страниц - 35 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение 3 Глава 1. Особенности агрессивного поведения подростков 5 1.1 Агрессивность и конфликтность подростков 5 1.2 Агрессия и особенности характера пдростков 7 1.3 Физическая и вербальная формы агрессии у подростков 9 1.4 Самооценка подростка и агрессивность 10 1.5 Аутоагрессивное поведение подростков 13 1.6 Пути предупреждения агрессии 15 Глава 2. Экспериментальное исследование агрессивности подростков 19 2.1 Описание методик исследования 19 2.2 Анализ тестовых методик 20 2.3 Анализ экспериментальных данных и интерпретация результатов по выбранным методикам 23 Заключение 32 Список литературы 34 ВВЕДЕНИЕ: Введение Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеоб-разовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются но¬вые обязанности. Более этого, стремясь к самореализации, ребе-нок начинает показывать успехи в конкретном виде деятель-ности, высказывать мысли о будущей профессии. Вместе с тем в подростковом возрасте происходит даль-нейшее развитие психических познавательных процессов у ре-бенка и формирование его личности, в результате чего про-исходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориенти-роваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко прояв-ляется в форме агрессивного поведения. Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого чело-века или группы. В качестве объекта могут выкупать и не-одушевленные предметы. Служит формой реагирования физиче-ского и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Современная психология выделяет следующие основные формы — агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия (аутоагрессия). Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явле-ниях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиоз-ные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представле-ний в создаваемом «образе врага». Готовность к поведению агрессивному рассматривается как устойчивая черта личности - агрессивность. Некоторые проявление агрессии и автоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (воз-будимая психопатия, паранойя, эпилепсия и пр.). В формиро-вании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрес-сивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежа-щих в основе способности к пониманию других людей и к со-переживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности Актуальность работы заключается в том, что в соответ-ствии с когнитивно-бихевиоральной концепцией социального научения процесс социализации подростка состоит в развитии привычных ответных реакций, принятых в обществе, в котором индивид живет и нередко проявляется в форме внешней агрес-сии. Новизна работы заключается в том, что процесс агрес-сивности подростка соответствует определенным реакциям в системе «сигнал–ответ», которая требует, во-первых, возна-граждения или подкрепления, а во-вторых, наличия некоторо-го мотивационного процесса или драйва . Под драйвом пони-мается сильный стимул, который побуждает организм к дейст-вию. Практическая значимость определяется в рамках когни-тивно-бихевиоральной концепции, подростковую агрессию рас-сматривают как результат специфичного социального науче-ния. При этом считается, что основания развития и закреп-ления агрессивного поведения следует в первую очередь ис-кать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст. Целью работы является анализ агрессивного поведения. Предмет исследования – агрессивность подростков. Объект исследования – агрессивное поведение подростка в малой социальной группе (школьном классе). Гипотеза исследования: агрессивное поведение подрост-ков зависит от уровня их тревожности и определяет направ-ления путей разрешения возникающих конфликтов. В качестве экспериментальной базы рассматриваются ре-зультаты, полученные по методикам А. Басса и А. Дарки (ди-агностика показателей форм агрессивности), Ф. Филлипса (диагностика уровня тревожности) и К. Томаса (поведение в конфликтной ситуации). Глава 1. Особенности агрессивного поведения под-ростков 1.1 Агрессивность и конфликтность подростков Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрас-судки . Вследствие этого приведенное во введении к работе определение предполагает, что агрессию следует рассматри-вать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или ус-тановку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым ус-ловием для подобных действий. Многие психологии отмечают, что злость вовсе не явля-ется необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совер-шенно «не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся ско-рее положительно, чем отрицательно» . В свете того, что негативные эмоции, мотивы и уста-новки не всегда сопровождают прямые нападки на других, мы ограничим использование термина агрессия сферой явно зло-намеренного поведения и рассмотрим другие факторы отдель-но. В приведенном определении термин агрессия предполага-ет действия, посредством которых агрессор намеренно причи-няет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, чт СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия – М., ВЛАДОС, 2000 2. Басов М.Я. Учение о поведении человека, Москва, 1926 3. Бек А.Н. Современное направление в изучении поведения человека, Иркутск, 1928 4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии, Москва, 1993 5. Бердяев Н.А. О назначении человека, 1993 6. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения – М., 1978 7. Бородкин Ф.М., Корняк Н.М. Внимание, конфликт!, Новосибирск, 1983 8. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии, М., 1992 9. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия – СПб.: Издательство Питер, 2000. 10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми, М., 1991. Вопросы мотивации и эмоций, М, 1971 11. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств в словесной форме (проклятия, угрозы, крик). Спонтанная агрессия - самопроизвольная агрессия, не являющаяся прямой реакцией на ситуационное воздействие. Косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. с.12-13. 12. Враждебность - агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. Стр. 116. 13. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах - М.: Педагогика, 1990, т.5 14. Гриншпун И.В. Введение в психологию, М, 1994 15. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка - М., Педагогика, 1993 16. Зоуир А. Али Рашид. Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена: Автореф. канд. дисс. СПб., 1999. 17. Зюбин Л.М. Трудные дети, М, 1980 18. Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. канд. дисс. СПб., 1996 19. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах - Мн.: Высшая школа, 1976 20. Кон И.С. Психология старшеклассника - М., Просвещение, 1982 21. Крогиус Н.В. Личность в конфликте, Саратов, 1976 22. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей, М, 1985 23. Лоренц К. Агрессия - М.: Олма-Пресс, 1994 24. Психологические тесты // под ред. Карелина А.А., в 2-х т. - М.: ВЛАДОС, 2000, т.2 25. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ -ЕВРОЗНАК, 2002 26. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста - СПб.: Питер, 2000 27. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика - Самара: БАХРАХ, 2001 28. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // в сборнике: Ананьевские чтения-97 - СПб., Захаров, 1997 29. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. № 5 30. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск, 1999. 31. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994. 32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М.: Владос, 1995 33. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции - М.: Речь, 1996 34. Словарь психолога-практика // сост. Головин С.Ю. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001 35. Томас Е.М. Безобидные люди: - СПб.: Издательство Питер, 1998 36. Фельдштейн Д. И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире: Научно-методический журнал. 1994, №10. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru