www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


ID работы - 729665
психология (курсовая работа)
количество страниц - 46
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития креативных способностей младших школьников 6
1.2. Различные подходы к развитию творческих способностей в младшем школьном возрасте 13
1.3. Психолого-педагогические основы учебной деятельности младших школьников 19
1.4. Способы развития креативных способностей младших школьников в процессе учебной деятельности 24
Выводы по главе I 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Организация и проведение исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
2.3. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе учебной деятельности 38
Заключение 42
Список использованной литературы 43
Приложение 46






ВВЕДЕНИЕ:



Социальный заказ современного общества ориентирует отечественную педагогику и школьную практику на формирование творческой личности, способной инициативно и независимо мыслить, активно участвовать в создании материальных и духовных культурных ценностей, в управлении производством, в совершенствовании общественных отношений. В связи с этим возникает необходимость переоценки традиционного понимания учения как процесса воссоздания и усвоения прошлого опыта.
В работах многих психологов и педагогов (И.Я.Лернера, Р.М.Грановской, Ю.С.Крижанской, А.М.Матюшкина и др.) отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимания проблеме творческой деятельности. Исследования показывают, что традиционный процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивными видами деятельности учащихся, рассчитанный на запоминание и воспроизведение полученной информации.
Начальный период обучения является особым этапом в становлении индивидуальной учебной траектории каждого школьника, его субъектно-творческого самоопределения в пространстве образования. Исследования по проблемам эффективности обучения, а также практика работы школ позволяет убедиться, что одним из главных условий повышения качества образования является формирование у младших школьников творческих способностей, оригинального и креативного мышления, адекватных для данной возрастной группы умений в организации самостоятельной познавательной деятельности.
Общие вопросы психологии способностей широко представлены в работах Б.Г.Ананьева. Л.А.Артемовой, А.Г.Ковалева, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова и других. Вопросами теории и практики творческих способностей занимались многие ученые. По теории творчества наибольший интерес представляют работы Я.А.Пономарева, А.Н.Лука, А.М.Матюшкина. Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах Л.С.Выготского, Р.М.Грановской, Д.Б.Богоявленской, В.Н.Дружинина, Дж.Гилфорда и др.
На основании изучения опыта работы начальной школы, анализа научной психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между необходимостью уже в начальной школе развивать творческие способности учащихся и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать цель исследования: определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития творческих (креативных) способностей младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования - процесс развития креативных способностей младших школьников.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития креативных способностей младших школьников в процессе учебной деятельности.
Гипотеза исследования. Развитие креативных способностей у младших школьников в процессе учебной деятельности возможно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
создание психологического комфорта;
организация образовательного пространства на принципе субъект-субъектных отношений;
в основу содержания учебной деятельности младших школьников включены: нестандартные задания, игровые приемы, творческие задания и т.д.

Задачи работы:
1. изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе;
2. выделить подходы к развитию творческих способностей младших школьников;
3. выявить и экспериментально проверить эффективность комплекса психолого-педагогических условий развития креативных способностей младших школьников в процессе учебной деятельности;
4. разработать комплекс игр, способствующих развитию креативных способностей младших школьников в процессе учебной деятельности.
В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; наблюдение, тестирование; констатирующий эксперимент, статистическая обработка данных.





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Богоявленская Д.Б. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. - 2006. - №1. - С.85-95. 2. Богоявленская Д.Б. Проблемы диагностики креативности // Журнал практического психолога. - 2007. - №3. - С.133-148. 3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с. 4. Боно Э. Латеральное мышление. - СПб.: Питер, 1997. - 316 с. 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с. 6. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6 - 10 лет): Методическое руководство. - СПб.: Иматон, 1996. - 64 с. 7. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Психологическая наука и образование. - 1998. - №1. - С.93-100. 8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. - М.: Мир, 1996. - 496 с. 9. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: OMS, 1994. - 465 с. 10. Грецов А.Г. Развитие креативности посредством технологий психологического тренинга // Психология и школа. - 2007. - №1. - С.3-18. 11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с. 12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с. 13. Зиновкина М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. - 1999. - №3. - С.101-104. 14. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с. 15. Калугин Ю.Е. Творческое воображение и его развитие: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 64 с. 16. Кинг Л. Тесты на креативность. - СПб.: Питер, 2005. - 95 с. 17. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. - 2004. - №2. - С.3-10. 18. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Сост. Т.А.Барышева. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 415 с. 19. Левицкая И.Б. Развитие креативности школьников // Педагогика. - 2007. - №4. - С.112-114. 20. Лихолетов В.В., Прохорова Ю.С., Киселев А.П. Развитие творческого воображения у детей. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 59 с. 21. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 125 с. 22. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во Моск.психол.-социал.ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 720с. 23. Матюшкин А.М. Психологические предпосылки творческого мышления // Мир психологии. - 2001. - №1. - С.128-141. 24. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975. - 367 с. 25. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - М.: Аст, 2000. - 432 с. 26. Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. - М.: Акад.Проект: Традиция, 2003. - 560с. 27. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.3. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: Владос, 1999. - 632 с. 28. Одаренные дети / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с. 29. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. - 2001. - №2. - С.75-85. 30. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с. 31. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с. 32. Программа по развитию творческого воображения учащихся начальных классов / Сост. С.В.Меньшикова. - Екатеринбург: Центр технического творчества учащихся, 1993. - 85 с. 33. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Модек, 2001. - 368 с. 34. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2003. - 656 с. 35. Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967. - 272 с. 36. Рахимов А.З. Психодидактика творчества. - Уфа, 2002. - 286 с. 37. Рождественская Н.В. Креативность: пути развития и тренинги. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с. 38. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - №4. - С.123-132. 39. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб.: Речь, 2003. - 96 с. 40. Уварина Н.В. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе: Монография. - Челябинск: ЧГПУ, 2003. - 173 с. 41. Холодная М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. - 2007. - Т.28, №1. - С.28-37.
Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru