Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Взаимосвязь внимания и памяти ID работы - 615640 психология (курсовая работа) количество страниц - 59 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. Анализ внимания в психологии 1.1. Исторический экскурс: изучение внимания.………………..….6 Выводы………………………………………………………………9 1.2. Определение понятия внимание………………………………..10 Выводы…..…………………………………………………………12 1.3. Свойства и виды внимания……………………………………..13 Выводы……………………………………………………………..21 ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………...22 ГЛАВА II. Анализ взаимосвязи внимания и памяти 2.1. Исторический экскурс: изучение памяти……………………….23 Выводы……………………………………………………………..26 2.2. Определение понятия память……………………………………..27 Выводы……………………………………………………………..30 2.3. Свойства и виды памяти…………………………………………..31 Выводы……………………………………………………………..38 ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ГЛАВА III. Взаимосвязь внимания и памяти 3.1. Взаимосвязь внимания и других психических процессов…….40 Выводы……………………………………………………………..44 3.2. Взаимосвязь памяти и других психических процессов………..45 Выводы……………………………………………………………..46 3.3. Взаимосвязь внимания и памяти…………………………………47 Выводы……………………………………………………………..48 ВЫВОДЫ К ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ……………………………………….49 ВЫВОДЫ…………………………………………………………………51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….56 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...57 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Такие психические процессы, как память и внимание, несомненно, играют очень важную роль в жизни человека. Психический мир человека многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития психики человек многое может и многое умеет. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что приобретенный опыт и знания сохраняются. Все, что узнает человек, каждое его переживание, впечатление или движение оставляют в его памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявиться вновь и стать предметом сознания [17,19]. Актуальность выбранной темы подтверждается ещё и тем, что память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни [17,19]. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире [4]. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств [4]. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств [4]. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память связывает прошлое субъекта с его прошлым и будущим и является важнейшей в обучении и развитии познавательной функцией. Не менее важным познавательным процессом является внимание. Как и память, внимание относится к так называемым "сквозным" психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации [5,6]. Изучение внимания занимает особое место в истории психологии. Одни авторы связывают внимание с такой категорией, как процесс, другие называют его состоянием, третьи – психическим явлением, четвёртые – функцией. Существует терминологическая разногласица, неопределённость и «расплывчатость» многих научных представлений о внимании. До сих пор не утихает спор по вопросу: является ли внимание самостоятельным процессом, или оно – сторона, аспект любой психической деятельности. Эти проблемы обсуждались учёными на протяжении многих лет. Об актуальности рассматриваемой темы говорит и то, что остаются вопросы, по которым у специалистов нет однозначной позиции. Среди них и проблема взаимосвязи внимания и памяти. Проблема: Какова взаимосвязь между вниманием и памятью? Объект: познавательные процессы. Предмет: особенности взаимосвязи между вниманием и памятью. Цель: анализ взаимосвязи внимания и памяти. Задачи: 1. Анализ понятия внимание. 2. Анализ понятия память. 3. Анализ взаимосвязи внимания и памяти. Гипотеза: Взаимосвязь внимания и памяти заключается в зависимости памяти от свойств внимания. ГЛАВА I. Проблема внимания в психологии. 1.1. Исторический экскурс: изучение внимания в психологии. Изучение такого психического процесса как внимание началось уже во времена античности. Мысль о том, что имеется прямая зависимость между органами чувств и мозгом, и, в частности между вниманием и деятельностью мозга. Ощущения, по Алкмеону, – исходный пункт всей познавательной работы. "Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)" [39]. В 18 веке Г.-В. Лейбни СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. — М., 1985. 2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980. 3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. — Т. II. — М., 1979. 4. Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека. — М., 1973. 5. Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. 3. — Л., 1981. 6. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов – Москва: Смысл,2000г. 7. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. 8. Восприятие. Механизмы и модели. — М., 1974. 9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. 10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. 11. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – Москва: Педагогическое Общество России,2001г. 12. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М., 1980. 13. Джеймс У. Научные основы психологии – Минск: Харвест,2003г. 14. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и нейронные механизмы. — Л., 1985. 15. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982. 16. Зинц Р. Обучение и память. — Минск, 1984. 17. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961. 18. Ипполитов Ф.В. Память школьника. — М., 1978. 19. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. — М., 1978. 20. Кладки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М., 1978. 21. Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. — М., 1977. 22. Лезер Ф. Тренировка памяти. — М, 1979. 23. Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 1975. 24. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976. 25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. 26. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л., 1983. 27. Педагогическая психология: Хрестоматия по педагогической психологии/ Под ред. А.И. Красило, А.П. Новгородцевой. 28. Психология внимания: Хрестоматия по психологии/Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – Москва: ЧеРо,2001г. 29. Радугин А.А. Психология и педагогика – Москва: Центр,1999г. 30. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. — М., 1977. 31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М., 1989. 32. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. I. — М., 1987. 33. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. II. — М., 1987. 34. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966. 35. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. Исследование механизмов. — М., 1988. 36. Хоффман И. Активная память. — М., 1986. 37. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. — М., 1979. 38. Черкашина Е. Ю. Учебное пособие по общей психологии. Красноярск, 1999. 39. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины 20 века. – М. 1988. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru