Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА СО СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ID работы - 714613 психология (дипломная работа) количество страниц - 87 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3-5 стр. Глава 1. Социально-психологический климат первичного трудового коллектива 1.1 Коллектив как малая группа 6-14 стр. 1.2 Первичный трудовой коллектив 14-17 стр. 1.3 Социально-психологический климат первичного трудового коллектива 17-28 стр. Глава 2. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации 2.1 Конфликт 29-47 стр. 2.2 Стратегии поведения в конфликтной ситуации 47-61 стр. Глава 3. Исследование взаимосвязи социально-психологического климата со стратегиями поведения в конфликтной ситуации членов первичного трудового коллектива 3.1 Программа исследования 62-64 стр. 3.2 Методологический инструментарий 64-68 стр. 3.2.1 Методики исследования 64-65 стр. 3.2.2 Процедура проведения исследования 65-68 стр. 3.3 Результаты исследования 68-71 стр. 3.4 Анализ результатов 71-78 стр. Заключение 79-81 стр. Использованная литература 82-87 стр. Приложение ВВЕДЕНИЕ: В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда. Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия. Практика показывает, что конфликтные ситуации окончательно устранить из трудовой деятельности не удается. Очень часто они возникают по причинам, имеющим общий характер (социально-экономическая ситуация в стране, стиль деятельности людей, и пр.), повлиять на которые с позиции руководителя довольно сложно. Поэтому одним из профессиональных качеств руководителя – особенно в тех сферах профессиональной деятельности, в которых человек выступает как предмет труда, - продолжает оставаться способность взаимодействовать с другими людьми в условиях уже возникшего конфликта. В рамках оценки общей компетентности руководителя особое место должна занимать его готовность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях. При этом необходимо учитывать, что эта готовность – не просто отдельная черта характера. Она связана и с особенностями личностной организации деятельности, и с реальным взаимодействием с другими членами трудового коллектива (носителями их собственных личностных особенностей), и с продуктивностью деятельности, которая выполняется профессиональным коллективом и опосредствует взаимоотношения его членов. Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий. Основной целью исследования является исследование взаимосвязи стратегий поведения индивидов в конфликтных ситуациях с социально-психологическим климатом коллектива. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1. теоретический анализ понятий коллектива, первичного трудового коллектива, социально-психологического климата, 2. теоретический анализ конфликта, основных стратегий разрешения конфликта, 3. эмпирическое исследование стратегий поведения членов первичного трудового коллектива в конфликтной ситуации. Объектом исследования выступает социально-психологический климат трудового коллектива. Предметом изучения являются социально-психологический климат и стратегии поведения членов первичного трудового коллектива в конфликтной ситуации. В связи с этим выдвигается гипотезы: 1. гипотеза о связи между стратегиями поведения членов коллектива и социально-психологическим климатом этого коллектива. 2. гипотеза, что существует взаимосвязь личных характеристик руководителя трудового коллектива с выбором стратегий поведения в конфликтной ситуации членов коллектива. Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методик исследования как: 1. Для исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации использована методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса. 2. Для исследования социально-психологического климата использованы методика диагностики социально-психологического климата (СПК) группы. 3. Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя. А также методы математической статистики (критерий Фишера). База исследования: в данном исследовании принимали участие служащие банка (г. Свободный) и коллектив противотуберкулезной поликлиники г. Свободного. Структура и объем работы Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения, содержащего бланки тестов-опросников. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов/ Хрестоматия по социальной психологии (составит. Т.В. Кутасова). – М.: Междунар.педагогич.академия, 1994. – 222 с. 2. Андреева Г.М. Предмет социальной психологии и ее место в системе научного знания / Хрестоматия по социальной психологии (составит. Т.В. Кутасова). – М.: Междунар.педагогич.академия, 1994. – 222 с. 3. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 416с. 4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1989. (Психологический климат педагогического коллектива. 184 – 196). 5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 551с. 6. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с. 7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. – 199 с. 8. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. – 3-е изд., перераб. И допол. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 320 с. 9. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с. 10. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 1983. - 207 с. 11. Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 224с. (Серия «Библиотека менеджера»). 12. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или Как устранить конфликт в коллективе: Книга для руководителя / Н.Н. Вересов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 112 с. 13. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с. 14. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. -Лениздат, 1990.-171с. 15. Данькова Т.М., Некоторые аспекты производственных конфликтов на промышленных предприятиях/ Материалы IV Всесоюзного съезда психологов.- Тбилиси, 1971. 16. Донцов А.И. Самосовершенствование личности. – Ростов-на-Дону: РГУ, 1977. – 149 с. 17. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психол.журнал, 1980. Т 1, №6. 18. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю.Ермолаев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. – 336с. – (Библиотека психолога) 19. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л., 1976. – 263 с. 20. ЖуравлевВ.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. – М.: Рос.пед.агентство, 1995. – 183 с. 21. Закс Л. Статистическое оценивание. М., 1976. – 453 с. 22. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Единоначалие и коллегиальность.-М., 1979. – 189 с. 23. Ковалев А.Г., Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М.,Политиздат, 1975 - 271с. 24. Козер. Л. Функции социального конфликта / Пер. с англ.; Под общ.ред. Л.Г. Ионина. – М.: Идея-пресс, Дом интеллект.кн., 2000. – 208 с. 25. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова.- Л.: Лениздат, 1987.- 143с. 26. Конфликтология: Хрестоматия / Составитель: Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 304с. (Серия «Библиотека психолога») 27. Конфликты: сущность и преодоление / Сост. Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. – М.: МГИУУ, 1990. – 160 с. 28. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с.: ил. 29. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 152с. 30. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967 г. – 289 с. 31. Левин К. Разрешение социальных конфликтов/ Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2000. – 408 с. 32. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 216 с. (Серия «Библиотека психолога») 33. Литвинов В.Н., Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования. / Материалы научной конференции, вып.2 – Рига, 1969. 34. Макаренко А.С., Полное собрание сочинений: В 7 т.- Т. 4. - М., 1957; Т.5. – 1958. 35. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. 36. Немов Р.С. Психология: Учеб.для.студ.пед.вузов: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. - 3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с. 37. Немов Р.С. Психология: Учеб.для.студ.пед.вузов: В 3 кн. - 3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 632 с. 38. Новиков В.В. Социальная психология: Феномен и наука. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.-344с. 39. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987. – 304 с. 40. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой.-М., Изд-во Мос. ун-та, 1977. – 296 с. 41. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с. 42. Платонов К.К. Казаков В.Г. Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 1979. – 154 с. 43. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-181 с. 44. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.: ил. – («Практикум по психологии») 45. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Изд-во « БАХРАХ», 1998 – 672с. 46. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с. 47. Психология: Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с. 48. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под редакцией А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 585 с. 49. Психологический словарь (под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова). – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 440с. 50. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 264 с. 51. Рефераты, контрольные и дипломные работы по психологии: практические рекомендации по разработке и оформлению (для студентов, аспирантов, преподавателей, практических психологов) / Сост. А.В. Батарашев. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144с. 52. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 246 с. 53. Секач М.Ф. Саморегуляция психической устойчивости руководителя. – М.: КванТ, 1998. – 299 с. 54. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления / Внешторгиздат,-Киев, 1991.-191 с. 55. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995г. – 511 с. 56. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – 2-е изд., испр. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 336с. (Серия «Библиотека психолога») 57. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 144 с. (Серия «Библиотека педагога-практика») 58. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». М.: УМК «Психология», 2002. – 208с. 59. Философский энциклопедический словарь / Гл.редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: советская энциклопедия, 1983. – 840с. 60. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения / Пер. с англ. – М.: Наука, 1992. – 157 с. 61. Швабле Б., Швабле Х. Личность. Карьера. Успех. – М., 1993. – 327 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru