Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Взаимосвязь ситуативной тревоги и успеваемости ID работы - 673017 психология (курсовая работа) количество страниц - 37 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7 1.1. Определение тревожности. Подходы к ее изучению 7 1.2. Факторы, способствующие возникновению состояния тревожности в учебной деятельности 17 1.3. Школьная успеваемость и факторы, влияющие на успеваемость младшего школьника 24 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 27 2.1. Цели и задачи исследования 27 2.2. Описание испытуемых и методов исследования 27 2.3. Описание результатов исследования 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35 ВВЕДЕНИЕ: В последнее время все большее признание в психолого-педагогических исследованиях получает личностно ориентированный подход к обучению и развитию. Все более активно изучаются процессы самопознания, самоотношения, самовоспитания, самореализации, самовыражения, играющие значительную роль в построении взаимоотношений ребенка с социальной средой, его адаптации к этой среде (социализации). В этом отношении важной является задача определения факторов и перспектив развития личности. Одним из важнейших факторов развития личности младшего школьника является учебный процесс. Причем, возрастом, сензитивным в плане формирования установок личности в деловой, предметной сфере межличностного общения, является младший школьный возраст. Младший школьник становится особенно восприимчивым к оценке взрослым своих успехов, для него по-прежнему важным остается и мнение сверстников. Ситуация успеха в учебной деятельности младшего школьника на долгие годы школьного обучения может определить общее отношение ребенка к учению. Следовательно, в изучении формирования «позиции школьника», учебной мотивации необходимо учитывать и особенности становления взаимоотношений ребенка со сверстниками и с учителем в новом учебном коллективе. Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И.Айдарова, А.К.Дусавицкого, А.К.Маркова, Ю.А.Полуянова, В.В.Репкина, В.В.Рубцова, Г.А.Цукерман и др.). Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что дети приходят в школу не только с разным уровнем подготовки к обучению и разным уровнем интеллектуального развития, но и с различными возможностями адаптации в среде межличностного общения.. В этом случае знание педагогом и психологом закономерностей становления личности школьников поможет своевременно выявить и скорректировать неблагоприятные особенности адаптации школьника к коллективу сверстников и к самому процессу обучения в школе. Среди значимых личностных черт младшего школьника особое место занимает личностная тревожность, связанная с освоением нового вида деятельности – учебы. Актуально внимание исследователей к такой устойчивой личностной особенности как тревожность. Современная жизнь предъявляет достаточно высокие требования к стрессоустойчивости человека, и такая черта, как тревожность, все чаще встречается в качестве устойчивого новообразования. Проявление данной черты и усиление у ребенка в первые годы школьного обучения создает негативные предпосылки для успешности в учебной деятельности. В работах таких авторов как Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Н.Д. Левитов, А.И. Захаров, Р. Кочунас, К. Хорни и других неоднократно отмечалось, что тревожность негативным образом влияет на протекание многих психических процессов, а также и на многие личностные характеристики. Внимание исследователей привлекали проблемы взаимосвязи тревожности и особенностей самооценки, уровня деятельности. Можно предположить, что под влиянием тревожности, в частности – ситуативной тревожности - оказывается успеваемость ребенка в школе. В условиях повышения напряженности графика школьного обучения, расширения границ необходимых знаний, умений и навыков школьника, возрастает вероятность развития у ребенка (особенно у младшего школьника) различного рода тревожных состояний. Таким образом, актуальной является проблема своевременного выявления и профилактики тревожных состояний у младших школьников. Деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации. Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Безусловно, это непосредственным образом отражается на успеваемости ребенка в школе. В рамках данной курсовой работы автор поставил цель теоретически проанализировать и экспериментально изучить влияние уровня ситуативной тревожности на успешность обучения ребенка в школе. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ специфики состояния личностной и ситуативной тревожности. 2. Изучение факторов возникновения ситуативной тревожности в младшем школьном возрасте. 3. Анализ влияния ситуативной тревожности младшего школьника на учебную успеваемость. Предмет исследования: учебная успеваемость младшего школьника. Объект исследования: ситуативная тревожность младшего школьника. В качестве гипотезы исследования предполагается наличие взаимосвязи между школьной успеваемостью и показателями школьной тревожности. Методология исследования – принципы и теоретические подходы к изучению школьной тревожности В.К. Вилюнаса, А.И. Захарова, В.И. Гарбузова, А.З. Шапиро. Данные авторы полагали, что в основе повышения уровня школьной тревожности лежат социально-психологические причины, в частности – уровень школьной готовности и успеваемости ребенка. Среди методов исследования выделяются психологическая диагностика с использованием теста Филипса и метод наблюдения. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в анализе факторов развития ситуационной тревожности у младшего школьника и их взаимосвязи с успешностью школьного обучения. Организация исследования: исследование проводилось на базе учащихся младших классов школы №637 г. Москвы. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. //Вопросы психологии, 1996, №5. 2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. 3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976. 4. Возрастная и педагогическая /В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. /Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1979. 5. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990. 6. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.- Л., 1977. 7. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - Анализ поведения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений./ Под ред. В.М.Астапова - М.: «Знание России», 1993. 8. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986. 9. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. - 224с. 10. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. – Л.: Медицина, 1988. – 248 с. 11. Изард К. Эмоции человека. /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой - М.:Изд-во МГУ, 1980. 12. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск: Народная асвета, 1984. 13. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 1997. С. 98 - 108. 14. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996. - 208 с. 15. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985. 16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.-144 с. 17. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, «Штиница», 1987. - 136 с. 18. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. - СПб, Институт тренинга, 1997. 19. Мацковский М.С., Гурко Т.А. - Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 1986. 20. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 151 с. 21. Мухина В.С. Детская психология /Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985. 22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. 23. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1974. 24. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с. 25. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1987. - 151 с. 26. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. 27. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 1997. - 384 с. 28. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989 29. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. -М. : ВЛАДОС, 1996. 30. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии, 1980, №6. 31. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1987. 32. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. //Вопросы психологии, 1996, №6 33. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии, 1996, №3. 34. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии,. 1994, №4. 35. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru