Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы личности и коммуникативных способностей в подростковом возрасте ID работы - 678581 психология (дипломная работа) количество страниц - 110 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение……………………………………………………………………………...6 Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы общения в подростковом возрасте …………………………………………………………....8 1.1. Подростковый возраст, его особенности……………………………………...8 1.2. Специфика общения в подростковом возрасте……………………………...13 1.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности…………………...21 Глава 2. Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы личности и коммуникативных способностей в подростковом возрасте……………………..27 2.1. Воздействие ценностно-смысловых ориентаций личности на формирование и развитие коммуникативных способностей подростков……...27 2.2. Характери¬стика системы личностных смыслов …………………………….40 Глава 3. Экспериментальное психологическое изучение коммуникативных способностей подростков…………………………………… 62 3.1. Методы и процедура исследования…………………………………………..62 3.2. Результаты исследования и их анализ………………………………………..74 Заключение……………………………………………………………………….…87 Список литературы…………………………………………………………………88 Приложение 1 Опросник методики «Описание поведения» К.Томаса…………95 Приложение 2 Бланк теста УСК…………………………………………………100 Приложение 3 Бланк теста СЖО………………………………………………...105 Приложение 4 Бланк опроса методики М.Рокича………………………………108 Приложение 5 Таблица ответов респондентов по тесту УСК…………………111 ВВЕДЕНИЕ: Для развития человека важен каждый возраст. Подростковый возраст - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен¬ности личности детей подросткового возраста. Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению многих психологов, становится обще¬ние. Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огром¬ного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут воз¬никать различные затруднения. Такие трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии. Проблема затруднений (или «барьеров» общения) в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины ХХ века (Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвеля, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин. Б.Ф..Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др.) В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали психологи Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Е.В.Цуканова, В.В.Рыжов, Л.А.Поварницина и др. Целью дипломной работы является изучение взаимосвязи между коммуникативными способностями и ценностно-смысловыми ориентациями подростков. Объект исследования – сфера общения в подростковом возрасте. Предмет исследования – особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и ценностно-смысловых ориентаций личности подростков. Гипотеза заключается в предположении о том, что коммуникативные способности обуславливаются ценностно-смысловыми ориентациями личности подростков. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать коммуникативные способности подростков с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении. 2. Изучить ценностно-смысловую сферу личности подростков, обуславливающих сферу общения. 3. Проанализировать взаимосвязь между коммуникативными способностями и ценностно-смысловыми ориентациями подростков. Методики исследования: 1.Тест описания поведения К.Томаса. 2. Методика оценки уровня субъективного контроля (УСК). 3. Методика оценки смысложизненных ориентаций (СЖО). 4. Методика оценки ценностных ориентаций (ЦО). СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 368с. 2. Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия системы//Вопросы философии. – 1998. - №7. – С. 170-178. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. – 195 с. 4. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности//Вопросы психологии. – 1983. - №3. – С. 118-125. 5. Аугенберг И.В. Динамика формирования психофизиологических шкал у школьников//Вопросы психологии. – 1996. - №1. – С. 108. 6. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с. 7. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности//Мир психологии. – 1999. - №3. – С.140-146. 8. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301с. 9. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. - М.: Знание, 1982. – 346с. 10. Белоус В.В., Дрокина И.Н. Своеобразие структур интегральной индивидуальности у старшеклассников в зависимости от сплоченности учебных групп//Вопросы психологии. – 1997. - №4. – С. 128. 11. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с. 12. Блонский П.Г. Психология школьника. - М., 1997. - 575с. 13. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1983. – 348с. 14. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. – 274с. 15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с. 16. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301с. 17. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта//Вопросы психологии. – 1995. – Т.16. - №3. – С. 90-101. 18. Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 346с. 19. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1997. – 240с. 20. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение, 1990. – 246с. 21. Григорьева Т.Г., Линская Л.3., УсольцеваТ.П. Основы конструктивно¬го общения: Методическое пособие для преподавателей. – М.: Совершенство, 1997. - 288с. 22. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. - Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. – 302с. 23. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. – 288с. 24. Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей? – М.: МИРТ, 1995. – 377с. 25. Джайнотт, Хайм Дж. Родители и дети. – М.: Знание, 1986 .- 93с. 26. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с. 27. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с. 28. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М.: ПРИОР, 2002. – 560с. 29. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. - Ростов на Дону: Издательство «Феникс»,1997. – 406с. 30. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982. - 112с. 31. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков//Вопросы психологии. – 1983. - №3. - С. 40 - 45. 32. Как построить свое «Я»/Под. ред. А.К.Зинченко. – М.: Педагогика, 1993. – 346с. 33. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостат¬ков характера у детей и подростков: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994. - 256с. 34. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа//Психологический журнал. – 1993. - №3-4. – С. 130-136. 35. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 348с. 36. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. – 326с. 37. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о физиологии и психологии подростка. - М.: Просвещение, 1987. – 386с. 38. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. – 422с. 39. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1980. – 346с. 40. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980. – 366с. 41. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 69. 42. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с. 43. Коротаева В.В. «Хочу, могу, умею!» Обучение, погруженное в общение. - М., 1997. – 122с. 44. Крайс Г. Психология развития. – СПб., 2000. – 288с. 45. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - 365с. 46. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного исследования/Под ред. А.А.Леонтьева, Д.А.Леонтьева. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 228с. 47. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с. 48. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 1985. – 325с. 49. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с. 50. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. – 688с. 51. Межличностное восприятие в группе/Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Издательство Московского университета, 1981.-263с. 52. Мир детства. Подросток. – М., 1982. – 365с. 53. Мир подростка/Под. ред. Р.Д. Снежневской. - М.: Педагогика, 1989. – 323с. 54. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 274с. 55. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Академический проспект, 2001. – 384с. 56. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. – 334с. 57. Никитина Л.А., Соколова Ж.С. Родителям XXI века. – М.: Знание, 1997. – 192с. 58. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1992. – 426с. 59. Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Издательство Московского университета, 1987. – 385с. 60. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с. 61. Олпорт Г. Личность в психологии. – СПб.: «КСП+», 1998. – 345с. 62. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М.: Просвещение, 1987. – 327с. 63. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607с. 64. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254с. 65. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей обще¬ния. - М., 1987. – 238с. 66. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста//Вопросы психологии. – 1996. - №1. – С. 20. 67. Психология подростка. Хрестоматия/Сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997. –364с. 68. Психология современного подростка/Под. ред. А.В. Петровского. - М., 1981. – 332с. 69. Психология современного подростка/Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. – 275с. 70. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 396с. 71. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. –529с. 72. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков//Вопросы психологии. – 1997. - №4. – С. 39. 73. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2000. – 712с. 74. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 183с. 75. Славина Л.С. Индивидуальный подход к подросткам. - Л.: Просвещение, 1983. – 354с. 76. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М.: Просвещение, 1991. – 348с. 77. Сологуб Г.П. Пробуждение личности. - М.: Просвещение, 1987. – 376с. 78. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандритская. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 388с. 79. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 1997. – 372с. 80. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. – 278с. 81. С чего начинается личность/Под. ред. Р.И. Косолапова. - М.: Политиздат, 1984. – 328с. 82. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 303с. 83. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. – М.: Педагогика, 1988. – 125с. 84. Торре А.Д. Ошибки родителей. – М.: Прогресс, 1984. – 135с. 85. Учителям и родителям о психологии подростка/Под ред. Т.Г. Араканова. - М.: Высшая школа, 1990. – 277с. 86. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М.: Педагогика, 1988. – 114с. 87. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современ¬ного подростка//Вопросы психологии. – 1985. - №1. – С. 26-32. 88. Философский энциклопедический словарь/Под ред. Л.Ф. Ильичева и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с. 89. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений к окружающим. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. -511с. 90. Формирование личности в переходный период от подрост¬кового к юношескому возрасту/Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика,1987. – 225с. 91. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.- 161с. 92. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности. – Спб.: Питер Пресс, 1997. – 608с. 93. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии//Вопросы психологии. – 1998. – С. 17. 94. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995. – 375с. 95. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 102. 96. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с. 97. Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте//Вопросы психологии. – 2000. - №2. – С. 34-38. 98. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 456с. 99. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 348с. 100. Эриксон Э. Детство и общество. – Спю: АСТ, 1996. – 592с. 101. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344с. 102. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204с. 103. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка//Вопросы психологии. – 1999. - №6. – С. 54. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru