www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы личности и коммуникативных способностей в подростковом возрасте


ID работы - 678581
психология (дипломная работа)
количество страниц - 110
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение……………………………………………………………………………...6
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы общения
в подростковом возрасте …………………………………………………………....8
1.1. Подростковый возраст, его особенности……………………………………...8
1.2. Специфика общения в подростковом возрасте……………………………...13
1.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности…………………...21
Глава 2. Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы личности и
коммуникативных способностей в подростковом возрасте……………………..27
2.1. Воздействие ценностно-смысловых ориентаций личности на
формирование и развитие коммуникативных способностей подростков……...27
2.2. Характери¬стика системы личностных смыслов …………………………….40
Глава 3. Экспериментальное психологическое изучение
коммуникативных способностей подростков…………………………………… 62
3.1. Методы и процедура исследования…………………………………………..62
3.2. Результаты исследования и их анализ………………………………………..74
Заключение……………………………………………………………………….…87
Список литературы…………………………………………………………………88
Приложение 1 Опросник методики «Описание поведения» К.Томаса…………95
Приложение 2 Бланк теста УСК…………………………………………………100
Приложение 3 Бланк теста СЖО………………………………………………...105
Приложение 4 Бланк опроса методики М.Рокича………………………………108
Приложение 5 Таблица ответов респондентов по тесту УСК…………………111




ВВЕДЕНИЕ:



Для развития человека важен каждый возраст. Подростковый возраст - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен¬ности личности детей подросткового возраста.
Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению многих психологов, становится обще¬ние.
Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огром¬ного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут воз¬никать различные затруднения.
Такие трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии. Проблема затруднений (или «барьеров» общения) в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины ХХ века (Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвеля, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин. Б.Ф..Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др.)
В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали психологи Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Е.В.Цуканова, В.В.Рыжов, Л.А.Поварницина и др.
Целью дипломной работы является изучение взаимосвязи между коммуникативными способностями и ценностно-смысловыми ориентациями подростков.
Объект исследования – сфера общения в подростковом возрасте.
Предмет исследования – особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и ценностно-смысловых ориентаций личности подростков.
Гипотеза заключается в предположении о том, что коммуникативные способности обуславливаются ценностно-смысловыми ориентациями личности подростков.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать коммуникативные способности подростков с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении.
2. Изучить ценностно-смысловую сферу личности подростков, обуславливающих сферу общения.
3. Проанализировать взаимосвязь между коммуникативными способностями и ценностно-смысловыми ориентациями подростков.
Методики исследования:
1.Тест описания поведения К.Томаса.
2. Методика оценки уровня субъективного контроля (УСК).
3. Методика оценки смысложизненных ориентаций (СЖО).
4. Методика оценки ценностных ориентаций (ЦО).




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 368с.
2. Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия системы//Вопросы философии. – 1998. - №7. – С. 170-178.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. – 195 с.
4. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности//Вопросы психологии. – 1983. - №3. – С. 118-125.
5. Аугенберг И.В. Динамика формирования психофизиологических шкал у школьников//Вопросы психологии. – 1996. - №1. – С. 108.
6. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.
7. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности//Мир психологии. – 1999. - №3. – С.140-146.
8. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301с.
9. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. - М.: Знание, 1982. – 346с.
10. Белоус В.В., Дрокина И.Н. Своеобразие структур интегральной индивидуальности у старшеклассников в зависимости от сплоченности учебных групп//Вопросы психологии. – 1997. - №4. – С. 128.
11. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.
12. Блонский П.Г. Психология школьника. - М., 1997. - 575с.
13. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1983. – 348с.
14. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. – 274с.
15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
16. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301с.
17. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта//Вопросы психологии. – 1995. – Т.16. - №3. – С. 90-101.
18. Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 346с.
19. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1997. – 240с.
20. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение, 1990. – 246с.
21. Григорьева Т.Г., Линская Л.3., УсольцеваТ.П. Основы конструктивно¬го общения: Методическое пособие для преподавателей. – М.: Совершенство, 1997. - 288с.
22. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. - Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. – 302с.
23. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. – 288с.
24. Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей? – М.: МИРТ, 1995. – 377с.
25. Джайнотт, Хайм Дж. Родители и дети. – М.: Знание, 1986 .- 93с.
26. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
27. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
28. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М.: ПРИОР, 2002. – 560с.
29. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. - Ростов на Дону: Издательство «Феникс»,1997. – 406с.
30. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982. - 112с.
31. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков//Вопросы психологии. – 1983. - №3. - С. 40 - 45.
32. Как построить свое «Я»/Под. ред. А.К.Зинченко. – М.: Педагогика, 1993. – 346с.
33. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостат¬ков характера у детей и подростков: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994. - 256с.
34. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа//Психологический журнал. – 1993. - №3-4. – С. 130-136.
35. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 348с.
36. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. – 326с.
37. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о физиологии и психологии подростка. - М.: Просвещение, 1987. – 386с.
38. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. – 422с.
39. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1980. – 346с.
40. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980. – 366с.
41. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 69.
42. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.
43. Коротаева В.В. «Хочу, могу, умею!» Обучение, погруженное в общение. - М., 1997. – 122с.
44. Крайс Г. Психология развития. – СПб., 2000. – 288с.
45. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - 365с.
46. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного исследования/Под ред. А.А.Леонтьева, Д.А.Леонтьева. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 228с.
47. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.
48. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 1985. – 325с.
49. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
50. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. – 688с.
51. Межличностное восприятие в группе/Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Издательство Московского университета, 1981.-263с.
52. Мир детства. Подросток. – М., 1982. – 365с.
53. Мир подростка/Под. ред. Р.Д. Снежневской. - М.: Педагогика, 1989. – 323с.
54. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 274с.
55. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Академический проспект, 2001. – 384с.
56. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. – 334с.
57. Никитина Л.А., Соколова Ж.С. Родителям XXI века. – М.: Знание, 1997. – 192с.
58. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1992. – 426с.
59. Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Издательство Московского университета, 1987. – 385с.
60. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
61. Олпорт Г. Личность в психологии. – СПб.: «КСП+», 1998. – 345с.
62. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М.: Просвещение, 1987. – 327с.
63. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607с.
64. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254с.
65. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей обще¬ния. - М., 1987. – 238с.
66. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста//Вопросы психологии. – 1996. - №1. – С. 20.
67. Психология подростка. Хрестоматия/Сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997. –364с.
68. Психология современного подростка/Под. ред. А.В. Петровского. - М., 1981. – 332с.
69. Психология современного подростка/Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. – 275с.
70. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 396с.
71. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. –529с.
72. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков//Вопросы психологии. – 1997. - №4. – С. 39.
73. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2000. – 712с.
74. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 183с.
75. Славина Л.С. Индивидуальный подход к подросткам. - Л.: Просвещение, 1983. – 354с.
76. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М.: Просвещение, 1991. – 348с.
77. Сологуб Г.П. Пробуждение личности. - М.: Просвещение, 1987. – 376с.
78. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандритская. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 388с.
79. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 1997. – 372с.
80. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. – 278с.
81. С чего начинается личность/Под. ред. Р.И. Косолапова. - М.: Политиздат, 1984. – 328с.
82. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 303с.
83. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. – М.: Педагогика, 1988. – 125с.
84. Торре А.Д. Ошибки родителей. – М.: Прогресс, 1984. – 135с.
85. Учителям и родителям о психологии подростка/Под ред. Т.Г. Араканова. - М.: Высшая школа, 1990. – 277с.
86. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М.: Педагогика, 1988. – 114с.
87. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современ¬ного подростка//Вопросы психологии. – 1985. - №1. – С. 26-32.
88. Философский энциклопедический словарь/Под ред. Л.Ф. Ильичева и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.
89. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений к окружающим. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. -511с.
90. Формирование личности в переходный период от подрост¬кового к юношескому возрасту/Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика,1987. – 225с.
91. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.- 161с.
92. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности. – Спб.: Питер Пресс, 1997. – 608с.
93. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии//Вопросы психологии. – 1998. – С. 17.
94. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995. – 375с.
95. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 102.
96. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.
97. Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте//Вопросы психологии. – 2000. - №2. – С. 34-38.
98. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 456с.
99. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 348с.
100. Эриксон Э. Детство и общество. – Спю: АСТ, 1996. – 592с.
101. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344с.
102. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204с.
103. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка//Вопросы психологии. – 1999. - №6. – С. 54.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru