Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Выявление основных причин девиантного поведения молодежи и пути его профилактики ID работы - 697431 психология (дипломная работа) количество страниц - 109 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения причин девиации молодежи 6 1.1. Сущность и концепции девиации 6 1.2.Предпосылки и причины девиантного поведения молодежи 13 1.3. Подходы к профилактике и социально-педагогической реабилитации молодежи с девиантным поведением 24 Глава 2. Исследование особенностей молодежи с нормативным и девиантным поведением 39 2.1. База, методики и ход исследования 39 2.2. Анализ исследования личностных особенностей молодежи с нормативным и девиантным поведением 44 Глава 3. Практические рекомендации по профилактике девиантного поведения у молодежи 64 Заключение 93 Список использованной литературы 95 Приложения 100 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность темы исследования определяется тем, что переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения различных групп населения, в том числе таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Молодежь на всех этапах исторического развития представляет одну из важнейших социальных групп, которая "находится в стадии социализации, освоения социальных ролей, имеющая ограничения в дееспособности по различным сферам участия в различных аспектах общественной жизни и пользующаяся определёнными льготами в период своего становления" [5, с. 17]. Молодёжь всегда остается в центре внимания и является источником будущего благополучия общества, его надеждой, опорой в науке, промышленности, культуре, образовании и характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную (относительно других) социально-демографическую группу. В переломные моменты жизни любой страны усиливается социальная дезадаптация людей. Эта проблема стала актуальной и в нашем обществе. Не в последнюю очередь она коснулась молодежи. Молодёжь - это особая социальная группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено со- циально-экономическим состоянием общества. Являясь источником будущего благополучия общества, молодёжь нуждается в решении многих социальных проблем, в том числе профилактике девиантного поведения и социальной дезадаптации. Социальная дезадаптация молодежи проявляется в широком спектре девиаций, отклонений от нормы поведения: бродяжничество, попрошайничество, алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные делинквентные действия. Растет показатель деликвентности молодежи, совершивших противоправные действия, в том числе, в состоянии алкогольного опьянения, наркотического воздействия. Социальная дезадаптация молодежи ведет к формированию малообразованных, не имеющих навыков трудится, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границы моральных и правовых норм. Целью дипломной работы является выявление основных причин девиантного поведения молодежи и пути его профилактики. Объектом исследования является девиантное поведения молодежи. Предметом нашего исследования - пути профилактики девиантного поведения молодежи. Основные задачи исследования: 1) изучить научно-методическую литературу по проблемам социальной девиации и ее профилактике; 2) Рассмотреть предпосылки девиации молодежи 3) Изучить причины девиантного поведения 4) Рассмотреть возможности социально-педагогической реабилитация молодежи с девиантным поведения. 5) Исследовать особенности молодежи с нормативным и девиантным поведением Методы исследования: анализ литературы, социологический анализ социальной ситуации развития молодежи исследуемых групп, тестирование, математическая обработка данных, дискриминантный анализ и факторный анализ Математическая обработка данных проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Для математической обработки использовалась статистический пакет SPSS. Методики исследования: Для исследования нами были применены следующие методики: 1. Социологический анализ социальной ситуации развития молодежи исследуемых групп 2. "Пиктограммы" (Лурия А.Р.) 3. Личностный опросник Айзенка. 4. Психологическая методика "Мнение о родителях" (тест ADOR- Л.И. Вассерман, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной) Методологической основой нашего исследования стали труды Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон, большую помощь в раскрытии и понимании социологии девиации оказали труды В.С. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, И.В. Маточкин, Я.И. Гилинский. Новизна работы. В процессе работы были проанализированы подходы к профилактике и социально-педагогической реабилитации молодежи с девиантным поведением. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных в процессе исследования результатов и разработанных рекомендаций по профилактике девиантного поведения в работе психологов школ, работников молодежных организаций и студентов ВУЗов. База исследования: Исследование было проведено среди 60 молодых людей 17-18 лет, посещающих реабилитационной центр для людей с химической зависимостью и среди 60 молодых людей 17-18 лет, посещающих 11 класс средней школы №42 г. Москвы. Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. - М.: ИС РАН, 1992 2. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Просвещение,1976. 3. Алмазов Б.Н., Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. - Свердловск, 1987 4. Андреев Ю.П., Коршевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. - Свердловск, 1989. 5. Андреева И.Н. Эмоциональное неблагополучие в сфере межличностных отношений и отклоняющееся формирование личности подростка // Вестник ПГУ. Серия А. Гуманитарные науки. - 2000. - С. 127-130. 6. Афанасьев В.С. Эволюция концепции анатомии в социологии девиантного поведения. //Рубеж: Альманах социальных исследований, 1992, №2 7. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр,1999. 8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993 9. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций, учебное пособие. - М.: Академия, 1999 10. Волошина Л.А. Совершенствование условий в сфере досуга как фактор искоренения преступности. // Методологические вопросы изучения социальных условий преступности. - М., 1979. 11. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: Владос, 2000 12. Гальперин П. Я.. Введение в психологию. - М., 1976. 13. Глинский Я.И., Афанасьев В.К. Социология девиантного поведения, - М., 1993 14. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - Москва-Воронеж, 2002. 15. Дюргейм Э. Норма и отклонения. //Рубеж; Альманах социальных исследований, 1992, №2 16. Дюркгейм Э. Социология образования. - М., 1996. 17. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996. 18. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 1980. 19. Изард К.Э. Эмоции человека. -М., 1980. -440 с. 20. Ильенков Э.В. Что такое личность? - М., 1991 21. Карпов В.Г. Социальные нормы, отклонения контроль в условиях общественных изменений. //Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. - М., 1992. 22. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и молодежи. - 2-е изд. - М., 1994 23. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, 2001. 24. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. - М., 1996 25. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990. 26. Коррекция детско-подростковой дезадаптации посредством социально-психологических тренингов: Материалы областного семинара 19 ноября 2002 года/ составитель: Н.И. Бокунь. - Гомель, 2002. 27. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. //Социология сегодня. М., 1965. 28. Кравченко А.И. Социология. - М.: АП-Логос, 1999. 29. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М, 1989. 30. Лавриненко В.Н. Социология. - М. 1998. 31. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону, 1997. 32. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. 33. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.,1984. - 162 - 171. 34. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения//ОБЖ.-2003.-№2.-С.52-53. 35. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения - М.: МЕДпресс, 2001. 36. Мертон Р. Социальная структура и анатомия. //Социология преступности, 1986 37. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. - М., 1994. 38. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. - М 1996. 39. Мясищев В. Н. Структура личности и отношения человека и действительности. - М., 1956. 40. Нагаев В.В.,Толстов В.Г.,Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации девиантов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 2001.-№3.-С.40-46. 41. Новые направления в социологической теории. - М., 1978. 42. Олпорт Г. Личность: норма и аномалия. - М.,1980. 43. Петровский В. А. Психология неадаптивной личности. - М.,1992. 44. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М., 1986. 45. Рабочая книга социолога. М.: Политиздат, 1983. 46. Региональный информационно-методический вестник по вопросам организации реабилитационной работы с детьми, подростками, молодежью. Выпуск 2., Сургут, 1996 47. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.,1979. - 480 с. 48. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методы патопсихологии. - М., 1970 49. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика:Учебно-практическое пособие.-М.:Гном и Д,2000. 50. Скворцова Е.С., Карлсен Н.Г. Социально-гигиеническая характеристика и качество жизни молодежи с девиантным поведением. //Российский медицинский журнал, №2, 1999. 51. Словарь-справочник по социальной работе /Под ред. Е.И. Холостовой, М., 1997. 52. Смелзер Н. Социология. /Перевод с англ. Фемекс. - М.: Просвещение, 1998. 53. Социальная педагогика: Курс лекций. / Под общей ред. М. А. Галагузовой - М., 2000. 54. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 2000 55. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. 56. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru