www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Возрастные особенности памяти и воображения дошкольников


ID работы - 745186
психология (курсовая работа)
количество страниц - 33
год сдачи - 2010



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание

Введение
1 глава Особенности развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста
1.1 Общее развитие психики у детей дошкольного возраста
1.2 Развитие восприятия в дошкольном возрасте
1.3 Развитие внимания в дошкольном возрасте
1.4 Развитие памяти в дошкольном возрасте
Вывод
2 глава Практическое исследование особенностей развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Исследование способности к дифференцированному восприятию
2.3 Исследование устойчивости внимания
2.4 Исследование зрительной кратковременной памяти
2.5 Проведение качественного анализа
Вывод
Заключение
Приложения
Список используемой литературы




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Дошкольный возраст - этап психического развития от 3 до 6-7 лет, занимающий особое место в развитии личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет).
В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется его психическое развитие.
От рождения до "взрослости" ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность.
Проблема психического развития детей, становления человеческой личности является одной из самых сложных проблем психологии и одной из центральных. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован и описан Л.А. Венгером.
Целью данной работы является исследование особенностей развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является развитие ребенка дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс развития восприятия, внимания и памяти в период дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие восприятия, внимания и памяти взаимосвязано. Оно зависит от приобретаемого ребенком опыта в процессе его общения и деятельности.
Выделяем следующие задачи исследования:
1. Сделать анализ литературы по проблеме психического развития в дошкольном возрасте.
2. Изучить особенности развития восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста.
Методологической основой данного исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, изучавших закономерности психического развития детей на разных возрастных этапах: О. М. Дьяченко, Е.В. Филипповой, З.М. Истоминой, Н.Н. Поддьякова, Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, Т.В. Куд- рявцева, Н.С. Лейтеса, Э.П.Торренса, Д. Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Глава 1. Особенности развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста

1.1 Общее развитие психики у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребенка.
Если опыт детей преддошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего опыта на последующее поведение ребёнка, а также на образование новых временных связей.
Действия дошкольника приобретают более осмысленный характер, чем у преддошкольника. Они производятся с учётом ранее приобретённых знаний об окружающем.[2]
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.
Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей. [11]
Руководя детскими играми, обогащая их содержание, организуя играющих детей, воспитатель расширяет опыт ребёнка, формирует у него новые психические качества.
Способствуя познанию окружающего, развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли. Чем богаче содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён действовать не под влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры.
В игре развиваются ум и чувства ребёнка, а также преднамеренность, произвольность действий. Вырабатывается умение действовать сообща, считаться с требованиями коллектива. Таково значение игровой деятельности в психическом развитии дошкольника. [11]
Однако какую бы важную роль ни выполняла игра в жизни дошкольника, она не является его единственной деятельностью. Сама игра развивается под влиянием знакомства детей с окружающим. Её содержание обогащается опытом, приобретаемым ребёнком в быту, при выполнении трудовых заданий, а также в процессе занятий.
Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями, навыками изобразительной деятельности и т. д.
Существенную роль в развитии психики дошкольника играет труд, посильное участие в трудовой жизни семьи, а также трудовой деятельности коллектива детского сада. [8]
На протяжении дошкольного возраста характер деятельности и психические особенности дошкольников существенно изменяются. Младшие дошкольники ещё во многом похожи на детей преддошкольного возраста. Игры их вначале бедны содержанием и часто сводятся к многократному повторению одних и тех же действий. У младших дошкольников ещё недостаточно развито умение играть и действовать сообща. Выполнение заданий взрослого, выраженных в словесной форме, представляет для малышей значительные трудности.
Будучи очень впечатлительны, младшие дошкольники ещё не умеют систематически наблюдать окружающее. [9] Часто они замечают в предмете лишь какую-либо яркую, бросившуюся в глаза деталь, опуская менее заметные его особенности. При большой силе и образности памяти они запоминают, главным образом, то, что непосредственно их заинтересовало, что вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление носит ещё очень




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы 1. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 1968. 2. Баллон А. Психическое развитие ребенка/Пер, с франц. М, 1967. 3. Баскакова И.Л. "Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации" "Институт общегуманитарных исследований" Москва, 2002 г. 4. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. СПб., 1994. 5. Бочарова С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе//Психологический журнал. - 1984. - № 1. 6. Блонский П.П. Память и мышление. - М., 1979 7. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1. - Л., 1974 8. Венгер Л.А., "Готов ли ваш ребенок к школе?" Москва, "Знание", 1994 г. 9. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. "Готов ли ваш ребенок к школе?" (Советы педагога и психолога) Москва, "Просвещение" 1998 г 10. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981. 11. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка // Вопросы психологии, 1966, № 6. 12. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. - Л., 1976. 13. Дмитриева В "Развитие интеллекта ребёнка в раннем возрасте" (Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи). Санкт-Петербург, "КОРОНА-принт" 2003 г. 14. Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 128с. 15. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. "Обучение дошкольников грамоте". Москва, "Школа-Пресс", 1998г. 16. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 1978. 17. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -- Ч. II. -- М., 1981 18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. - 456с. 19. Осипова А.А., . Малашинская Л.И "Диагностика и коррекция внимания" (Программа для детей 5-9 лет). Москва, "Сфера", 2004г. 20. Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана - СПб., 2003. - 368 с. 21. Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. - М: 1994. - С. 119-126. 22. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с. 23. Чуприкова Н.И."Умственное развитие и обучение" (Психологические основы развивающего обучения) 24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 1996.-336с. 25. Эльконин Д. Б. Развитие речи и обучение чтению // Избр. психол. труды. - М: 1989. - С. 362-405.
Цена: 1500.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru