www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Возможности психодиагностики в исследовании мышления как психического процесса 2007-57


ID работы - 716471
психология (курсовая работа)
количество страниц - 57
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мышления 8
1.1. Мышление как психический процесс 8
1.2. Концепции мышления в отечественной и зарубежной психологии 10
1.3. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста 13
1.4. Развитие речи у ребенка дошкольного возраста 19
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Возможности психодиагностики в исследовании мышления как психического процесса 33
2.1. Организация психодиагностического исследования 33
2.2. Содержание психодиагностического исследования мышления 34
2.3. Психодиагностическое исследование речи 36
Заключение 43
Список литературы 47
Приложение 50







ВВЕДЕНИЕ:



Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов - познавательные, эмоциональные и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил - во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно - сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире. Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситинный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Исследования, проведенные психологами, педагогами, лингвистами, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, И (С.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).
В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи, выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в Проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников.
В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.
Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводит к развитию у ребенка поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству. 35, c.66
Речевое воспитание рассматривается в исследованиях как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.
Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель данного исследования: проанализировать особенности развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: когнитивные процессы
Предмет исследования: мышление и речь дошкольников
Задачи:
1. Рассмотреть мышление как психический процесс
2. Изучить концепции мышления в отечественной и зарубежной психологии
3. Определить особенности развития мышления у детей дошкольного возраста
4. Рассмотреть особенности развития речи у детей дошкольного возраста
5. Определить психодиагностический инструментарий
6. Рассмотреть возможные психодиагностики в исследовании мышления и речи
7. Проанализировать результаты
8. Разработать рекомендации по условиям развития мышления и речи.
Методы исследования:
1. Парные картинки
2. Разрезные картинки
3. Назови слова
4. Расскажи по картинке
Этапы исследования:
1. Разработка плана исследования, определение цели и задач
2. Подбор методик для психодиагностического исследования
3. Проведение исследования
4. Обработка данных и анализ результатов
5. Определение рекомендаций по развитию мышления.
Исследования проводились в МДОУ № 111 в группе дошкольного возраста. Где находятся дети 4-6 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. При написании работы использована научная литература и материалы периодической печати.





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. М.: Педагогика. 1980. 230 с. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1968. 336 с. 3. Белякова. Г. П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений. М.: 1982. 4. Бухарин М.Г. Мышление и языковая деятельность // Учитель, 2004, №5. 5. Веккер Л. В. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл.- 2000г. 6. Выготский Л.С. Мышление и речь - М: Лабиринт 1996 г. 7. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - М., 2001. 8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования - М: Педагогика, 1986 г. - 240с. 9. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгер и В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. 10. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии - 1990 г. № 6 . 11. Запорожец. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. -М., 2002 г. 12. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.:Тривола, 1994. 13. Зинчинко Т.П Когнитивная и прикладная психология. - М.- Воронеж 2000. 14. Иванова А Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976. 15. Илантова М.К. Развитие мышления и речи. - М., 2003. 16. Кальмакова З. И. Продуктивное мышление, как основа обучаемости - М., 2001. 17. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. - М.: Московоский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999, - 336 с. (Серия "Психологи Отечества") 18. Конина. М. М. Роль картинки и обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста // Изв. АПН РСФСР. М, Л.; 1994. 19. Короткова. Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982. 20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т - М: Педагогика , 1983 г. - т1. 21. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка - М: издательство АПМ РСФСР, 1956 г. 22. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей - М: Пресс, 1977 г. 23. Немов Р.С.Психология в 3 кн. Кн. 2 Психология образования изд. - М: Просвещение: Владос. 1995 г. 24. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте - М., 2000. 25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г. 26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка - М: Просвещение 1971 г. 27. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432с. 28. Проблема изучения речи дошкольника/Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАС, 1994. 29. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. П. ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина - М: Просвещение, 1964 г. 30. Реферовская. Е. А. Развитие речи детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1994. 31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2001. 32. Сохин. Ф. А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовкадетей к школе в детском. М.: 1992. 33. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ, 1990 34. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, - ч1 - М: Просвещение, 1980 35. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск 3. Субъект познания. / Под редакцией Дормашев Ю.Б, Капустин С.А. М.,- 1998. 36. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. N 4. 37. Эльконин Д.Б. Детская психология - М: Педагогика 1960 г. 38. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М: Международная педагогическая академия, 1995 г.
Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru