Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Возможности психодиагностики акцентуаций характера ID работы - 716754 психология (дипломная работа) количество страниц - 64 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения характера как стереотипа поведения 9 1.1. Состояние проблемы изучения характера как стереотипа поведения в психологической теории и практике 9 1.2. Характеристика характера как стереотипа поведения 13 1.3. Условия формирования характера как стереотипа поведения 28 Выводы по первой главе 35 Глава 2. Возможности психодиагностики акцентуаций характера 37 2.1. Организация психодиагностического исследования 37 2.2. Содержание психодиагностического исследования 38 Выводы по второй главе 48 Заключение 49 Список литературы 51 Приложение 1 54 Приложение 2 58 Приложение 3 60 ВВЕДЕНИЕ: Структура личности - концепция личности, обобщающая процессуально - иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера. В психологии понятие характер (от греч. charakter - "печать", "чеканка"), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - "каркас" и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Каждому человеку полезно знать информацию о характере и его типах, особенно, если он работает над собой и стремится понять этот мир и свое место в нем. В любом человеке, как правило, присутствует несколько типов характеров, очень редко можно встретить чистый тип. Изучая типы характеров, которые присутствуют в вас, можно научиться прощать людей и начать их понимать. Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анотомо - физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т. п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности. Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой "Такой уж у меня характер"). Нужно отметить, что проблема стереотипов актуальна в любой стране, в любое время, поскольку они являются неотъемлемой частью нашей жизни, они сопутствуют нам всегда - в личной жизни, в трудовой деятельности, во взаимоотношениях с людьми и т.д. В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и псхопрофилактики в ряд важнейших и актуальнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью ранней диагностики нарушений социальной и психической адаптации, а так же предрасположенности к невротизации и психопатизации. Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера. Диагностика акцентуированных черт характера играет немаловажную роль и приобретает актуальность не только потому, что под воздействием психотравмирующих факторов они способны переходить в патологическое состояние, но и потому, что сохранение душевного равновесия - важная предпосылка для нормальной жизнедеятельности человека и достаточной продуктивности его работы. Для приспособления к быстро изменяющимся условиям информационно перегруженного мира необходим достаточный резерв душевных сил. Человеческая психика очень ранима, а отрицательных воздействий на психику в течение жизни человека великое множество, начиная от мелких огорчений и обид, связанных с семейными взаимоотношениями, и до тяжелых личностных потрясений и трагедий в жизни человека. Каждый человек - этот индивидуальность, со своими особенностями характера и возможностями к адаптации. Одни люди достаточно устойчивы ко многим стрессовым воздействиям и "хорошо держат удар", могут из любой ситуации найти, по крайней мере, один выход, и находят его, а негативные внешние воздействия не оказывают заметного влияния на их душевное равновесие. А другие люди имеют совершенно иные черты характера, и даже не столь значительная психическая травма может оказать существенное отрицательное влияние на их психику и вызвать различные психические нарушения. И как уже было сказано, знание особенностей своего характера, особенностей восприятия тех или иных событий и реагирования на них, делает возможным реакцию многих психотравмирующих ситуаций более отстраненно, что может как раз и обеспечить резерв душевных сил, а так же могут помочь вовремя обратить внимание на данные особенности личности и не дать возможности им развиться в отрицательную сторону, перейти в патологию. Или же, через развитие противоположных акцентуаций характера, сделать более уравновешенным личность человека, облегчить межличностное общение, адаптацию к новым условиям жизни. Характер представляет собой устойчивое сочетание психических свойств человека, в которых выражается его отношение к окружающему, способы поведения и реагирования. Характер - это единство индивидуального и типического, потому что в каждом симптомокомплексе свойств характера имеются свои особенные подструктуры с их неповторимыми взаимоотношениями. Вероятно, главными в симптомокоплексе характера являются волевые черты, которые при интеграции их в свойства личности определяют силу или слабость характера. Таким образом, характер не является простой совокупностью или случайным набором отдельных черт. Все его свойства взаимосвязаны, взаимозависимы. В результате закономерных взаимосвязей черт характер представляет собой целостную иерархическую структуру. В этой иерархии одни черты основные, определяющие, ведущие, а другие - подчиненные. Каждое из структурных свойств характера формируется при жизни в онтогенезе как способ реализации отношений в деятельности и общении. В структуре характера могут преобладать интеллектуальные, эмоциональные или волевые компоненты. Физиологической основой характера является динамический стереотип. Его особенности, так же как воспитание и сложности отношений с людьми, могут породить акцентуации характера, то есть чрезмерные усиления отдельных черт, которые приводят к дисгармоничному обращению человека с другими людьми, неадекватному отношению к себе, деятельности и так далее. Для изучения свойств характера предлагаются тест-опросники диагностики уровня волевой саморегуляции, склонности к риску и выявление преобладающих характерологических тенденций. Цель исследования: определить особенности формирования характера как стереотипа поведения. Объект исследования: характер как стереотип поведения Гипотеза исследования: особенности характера могут породить акцентуации характера, то есть чрезмерные усиления отдельных черт, которые приводят к дисгармоничному обращению человека с другими людьми, неадекватному отношению к себе, деятельности. Задачи исследования: 1. рассмотреть состояние проблемы изучения характера как стереотипа поведения в психологической теории и практике 2. дать характеристику характера как стереотипа поведения 3. определить условия формирования характера как стереотипа поведения 4. определить психодиагностический инструментарий исследования; 5. определить критериальную базу; 6. рассмотреть возможности психодиагностики в исследовании характера как стереотипа поведения и проанализировать результаты; 7. проверить выдвинутую гипотезу. База исследования: Южно-уральский государственный университет, факультет психологии. Этапы исследования: 1. Подготовительный (октябрь-ноябрь 2006г.) Изучение литературы, выбор и разработка задач исследования, определение и выявление критериальной базы, методов и методик исследования. 2. Экспериментальный этап - (декабрь 2006г.) возможности психодиагностического исследования характера как стереотипа поведения. 3. Заключительный этап (январь 2007 г.) обработка и проверка результатов исследования, общение и систематизация материалов, разработка рекомендаций, оформление. Методы исследования: 1. Организационный; 2. Эмпирический (основной метод - наблюдение, эксперимент); 3. Обработка данных. В исследовании использованы следующие критерии характера: - уровень волевой саморегуляции, - склонность к риску, - преобладающие характерологические тенденции Методики: Методика №1 - Исследование склонности к риску Методика №2 - Исследование волевой саморегуляции Методика №3 - Исследование характерологических тенденций В процессе выполнения курсовой работы была определена теоретическая и практическая значимость данных методик. Теоретическая значимость заключается в психолого-педагогической литературы, систематизации своих знаний, в уточнении содержания и раскрытия проблемы характера как стереотипа поведения. Решение заявленной проблемы может использоваться для решения следующих практических задач: - составление коррекционных программ; - профориентация и профотбор; - выявление лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям и т. д., с целью социально-психологической поддержки. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990. -230 с. 2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов / В.С.Агеев // Вопросы психологии. 1986, № 1. с. 17-20. 3. Акцентуации характера и использование опросника Г. Шмишека // Методические рекомендации для практических психологов. Составитель В. Г. Сахарова. - Владивосток, 1998. 465 с. 4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989. 524 с. 5. Бурно М. Е. О характерах людей: Психотерапевтический очерк. -2-е изд., испр. и доп. -М.: ПРИОР, 1998. 202 с. 6. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. К вопросу о динамике детского характера - М.: Педагогика, 1983. С. 153-165. 7. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. - М., 1964. 612 с. 8. Геральд БЛЮМ. Психоаналитические теории личности. М., 1996. С. 203-230. 9. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 257-280. 10. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб: OMS, 1994. -287 с. 11. Грошев Полоролевые стереотипы в рекламе // Психологический журнал. 1998, №3. с. 119-133. 12. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 7-12. 13. Крегер О., Тьюсон М. Типы людей и бизнес. М., 1995. 180 с. 14. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии/Рос. акад. наук, Ин-т психологии; Редкол.: А. В. Брушлинский (пред.) и др. - М.: Наука, 1997. 724 с. 15. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981. 304 с. 16. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л, 1977. 210 с. 17. Майерс Д. Социальная психология / Майерс Д. - СПб.: Питер, 2001. 780 с. 18. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. 422 с. 19. Митина О. В. Исследования женского гендерного поведения в социальном и кросскультурном аспектах // Общ. науки и современность. 1999. № 1. С. 179-191. 20. Митина О. В., Петренко В. Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Психологические исследования. Сборник. - М., 1999. С. 19-24. 21. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. МГУ, 1991. 148 с. 22. Петренко В. Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям // Сов. этнография. 1987. № 3. С. 22-38. 23. Психология индивидуальных различий / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - М., 2000. 640 с. 24. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров - Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1997г. 410 с. 25. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков: Пер. с нем. и англ. /Общ. ред. и вступ. ст., с. 5-32, А. В. Россохина; Примеч.: М. С. Кельнера, А. В. Россохина. -М.: Республика, 1999. 250 с. 26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб., 1999. 714 с. 27. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1997. С. 657. 28. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий / Сорокин Ю.А. // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. - М., 1998. С. 22-24. 29. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения / Т.Г.Стефаненко // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1987. С. 14-18. 30. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Р/ н.Д.: 2002. 310 с. 31. Тарасов М.Г. Книга о характере - М., 2005. 602 с. 32. Тараненко А.Е. Характер и темперамент - М., 2004. 452 с. 33. Учение о характере. История и современность. /Под ред. А. В. Марченко. - М., 1994. 212 с. 34. Феофраст. Характеры/ Феофраст; Пер., ст. и примеч. Г. А. Страновского; АН СССР. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. 302 с. 35. Юнг К. Психологические типы. 1996. 510 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru