Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Восприятие как психолого-педагогическая проблема ID работы - 679242 психология (курсовая работа) количество страниц - 48 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 1. Восприятие как психолого-педагогическая проблема 7 1.1. Теоретические подходы к понятию восприятия в современной психолого-педагогической литературе 7 1.2. Виды и основные свойства восприятия 23 2. Развитие восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения 32 2.1. Особенности развития восприятия у детей младшего школьного возраста 32 2.2. Особенности развития восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения 37 Заключение 45 Список литературы 46 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме обучения аномальных детей обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, в последние годы в России непрерывно увеличивается количество детей с различными нарушениями в психическом и физическом развитии, что приводит к созданию специальных учреждений и программ для их обучения. Во-вторых, недостаточно разработана теория и практика обучения таких детей и их развития. В-третьих, расширение сети специальных учреждений, приводит к тому, что воспитатели, учителя пытаются руководить процессом обучения и развития без должного организационного, теоретического и методического обеспечения. В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает разработка проблемы управления психическим развитием ребенка. До недавнего времени вопросы развития аномальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии во главу угла следует, очевидно, ставить задачу управления психическим развитием. Эта задача имеет огромное значение и оно возрастает при наличии отклонений и недоразвитии психических функций у аномальных детей в тех случаях, когда многочисленные психогенные факторы утрачивают свое значение и становится необходимым управление компенсаторными процессами. Такое управление возможно и, что еще более важно, это поможет сблизить пути развития аномальных и нормальных детей. Такой подход будет способствовать реабилитации инвалидов по зрению, их интеграции в обществе зрячих. В основе такого утверждения лежит высказанная еще в начале века идея известного русского дефектолога Г.И.Трошина, согласно которой, между нормальными и аномальными детьми нет принципиальной разницы. Развитие тех и других подчинено одним и тем же закономерностям. Успех развития и социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в большей степени зависит от своевременного предупреждения отклонений в их психическом развитии [36]. Этот вопрос тесно связан с проблемой развития зрительного восприятия (обучения видению) слабовидящих детей. Практика обучения аномальных детей свидетельствует о том, что раннее педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное воздействие первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ускорить процесс компенсаторного приспособления. Система педагогической работы по развитию зрительного восприятия в дошкольном возрасте разработана достаточно полно. В трудах Л.И.Солнцевой, Л.П.Григорьевой, Л.А.Венгер, Л.И.Плаксиной и др. указывается на то, что эффективность коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей во многом определяется скоординированностью психолого-педагогической и лечебно- восстановительной работ, что позволяет обеспечить воздействие на все стороны зрительного восприятия как психического процесса. Теоретические подходы к вопросу формирования и развития зрительного восприятия могут быть найдены в ставших классическими работах отечественных педагогов и психологов. Под руководством С.М.Рубинштейна исследованы особенности различных видов восприятия, том числе и зрительного) в процессе активного ознакомления с предметами. Б.Г.Ананьев подверг специальному изучению роль практики в развитии процесса восприятия. Он показал, что возрастные особенности (психических процессов) существенным образом зависят от особенностей деятельности, которая приобретает доминирующее значение на данной ступени развития. Деятельностный подход к формированию психических процессов определили так же и другие ученые (А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева, Л.П.Григорьева, Л.А.Венгер и др.). Уже Л.С.Выготский безоговорочно назвал восприятие - деятельностью. Этой деятельностью является движение глаз. С помощью двигательной системы восприятия осуществляется "сложный процесс объединения многих наличных раздражении и воспроизводимых образов в одно целое" [14]. Это отмечали так же А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, И.М.Соловьев, И.М.Сеченов. П.П.Блонский [5], А.В.Запорожец [19] отмечали осмысленность процесса восприятия. Повышение ее уровня путем подведения ребенка к пониманию связи внешних - свойств предметов с внутренними, скрытыми свойствами, что внешнее качество может служить определенным показателем скрытого, внутреннего свойства предмета, объекта. Истоки системного подхода к изучению зрительного восприятия содержатся в теоретической концепции Л.С.Выготского о комплексном и многоплановом характере развития человеческой психики, в котором сочетаются процессы биологического созревания и обучения (усвоения общественного опыта). О развитии зрительного восприятия в процессе приобретения жизненного опыта и обучения говорят многие отечественные авторы С.В.Сташевский, А.В.Запорожец, А.И.Каплан, Л.П.Григорьева, С.И.Кондратьева, Л.И.Плаксина и др., а так же и зарубежные Э.Гибсон, А.Р.Лурия, Дж. Брунер, Р.Грегори, Дж. Хохберг. На значение контакта с окружающей средой, воздействующей на органы чувств ребенка для нормального психического развития указывал Р.Л.Грегори. Исследователями получены факты, свидетельствующие о том, что, обучая детей обобщенным способам исследования предметов с применением специальных разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Л.А.Венгер .В.Запорожец, А.П.Усова). Влияние установки, эмоционального состояния, возникающих в связи с задачей, которую решает ребенок в процессе своей деятельности на особенность восприятия объектов, изучалось А.В.Запорожец, Д.Н.Узнадзе, Б.Б.Коссов. В современной психологии исследования перцептивной деятельности позволили существенно продвинуться в понимании механизмов порождения зрительных образов (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.П.Зинченко) и особенно в изучении развития перцепции (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер). Исходя из актуальности проблемы , мы предполагаем, что специальнная, организованная работа по обучению детей обобщенным способам зрительного восприятия, с применением специально разработанных систем сенсорных эталонов, способствует повышению уровня зрительного восприятия. Объектом нашего исследования является процесс зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста. Предметом исследования является особенности процесса зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Целью данной работы является изучение особенностей процесса зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить теоретические подходы к понятию восприятия в современной психолого-педагогической литературе. 2. Изучить виды и основные свойства восприятия. 3. Выявить особенности развития процесса восприятия у детей младшего школьного возраста. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-колличество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,1984. 2. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.,1968. 3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение,1964. 4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1997. 5. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение,1964. 6. Богуславская З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста//вопросы психологии.-1961.-№3. 7. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс,1977. 8. Веккер Л.М. Психологические процессы. В 2-х т. - М.,1974. 9. Величковский Б.М. Психология восприятия. - М.,1973. 10. Величковский Б.М. Современная когнетивная психология. - М.,1982. 11. Власова Т.А., Певзер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение,1973. 12. Воспитание и обучение слепого дошкольника/Под ред. Л.И.Солнцевой. - М.: Просвещение,1967. 13. Восприятие и деятельность/Под ред. А.Н.Леонтьева. - М.: МГУ,1964. 14. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. Лекции по психологии. - СПб: СОЮЗ,1997. 15. Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся школ слепых и слабовидящих детей. - Уфа,1996. 16. Дети с глубокими нарушениями зрения/Под ред. М.И.Земцовой, А.И.Каплан, М.С.Певзнер. - М.: Просвещение,1967. 17. Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений. Пособие для учителя. - М.: Просвещение,1987. 18. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. Справочно-методическое пособие для учителей. - М.: Просвещение,1990. 19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т.-Т.1. - М.:Просвещение,1986. 20. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М.: Просвещение,1973. 21. Зрительное восприятие/Под ред. П.А.Шеварева. Вып.1. - М.: Просвещение,1964. 22. Каплан А.И., Морозова Н.Г. Если ребенок плохо видит. - М.: Педагогика,1969. 23. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. - М.: Изд-во МГУ,1978. 24. Коломинский Я.И. Учителю о психологии детей 6-его возраста. - М.: Просвещение,1988. 25. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. - М.: Изд-во "Наука",1974. 26. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение,1990. 27. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х.-Т.2. - М.: Педагогика,1983. 28. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). - М.: Изд-во МГУ,1980. 29. Литвак Г.А. Тифлопсихология. - М.: Просвещение,1985. 30. Ломов Б.Ф. Вопросы общей педагогики и инженерной психологии. - М.: Педагогика,1991. 31. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. Материалы по курсу лекций по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ,1975. 32. Люблинская С.Н. Учителю о психоогии младшего школьника. - М.,1977. 33. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В.Запорожца. - М.,1980. 34. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика,1973. 35. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - М.,1997. 36. Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. - М.,1981. 37. Эльконин Ф.Б. Психическое развиие в детских возрастах. - М.,1995. 38. Ярбус А.А. Роль движений глаз в процесе зрения. - М.,1965. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru