www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Восприятие как психолого-педагогическая проблема


ID работы - 679242
психология (курсовая работа)
количество страниц - 48
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение 3
1. Восприятие как психолого-педагогическая проблема 7
1.1. Теоретические подходы к понятию восприятия в современной
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Виды и основные свойства восприятия 23
2. Развитие восприятия у детей младшего школьного возраста
с нарушением зрения 32
2.1. Особенности развития восприятия у детей младшего
школьного возраста 32
2.2. Особенности развития восприятия у детей младшего школьного
возраста с нарушением зрения 37
Заключение 45
Список литературы 46





ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме обучения аномальных детей обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, в последние годы в России непрерывно увеличивается количество детей с различными нарушениями в психическом и физическом развитии, что приводит к созданию специальных учреждений и программ для их обучения. Во-вторых, недостаточно разработана теория и практика обучения таких детей и их развития. В-третьих, расширение сети специальных учреждений, приводит к тому, что воспитатели, учителя пытаются руководить процессом обучения и развития без должного организационного, теоретического и методического обеспечения.
В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает разработка проблемы управления психическим развитием ребенка. До недавнего времени вопросы развития аномальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии во главу угла следует, очевидно, ставить задачу управления психическим развитием. Эта задача имеет огромное значение и оно возрастает при наличии отклонений и недоразвитии психических функций у аномальных детей в тех случаях, когда многочисленные психогенные факторы утрачивают свое значение и становится необходимым управление компенсаторными процессами.
Такое управление возможно и, что еще более важно, это поможет сблизить пути развития аномальных и нормальных детей. Такой подход будет способствовать реабилитации инвалидов по зрению, их интеграции в обществе зрячих. В основе такого утверждения лежит высказанная еще в начале века идея известного русского дефектолога Г.И.Трошина, согласно которой, между нормальными и аномальными детьми нет принципиальной разницы. Развитие тех и других подчинено одним и тем же закономерностям. Успех развития и социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в большей степени зависит от своевременного предупреждения отклонений в их психическом развитии [36]. Этот вопрос тесно связан с проблемой развития зрительного восприятия (обучения видению) слабовидящих детей. Практика обучения аномальных детей свидетельствует о том, что раннее педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное воздействие первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ускорить процесс компенсаторного приспособления.
Система педагогической работы по развитию зрительного восприятия в дошкольном возрасте разработана достаточно полно. В трудах Л.И.Солнцевой, Л.П.Григорьевой, Л.А.Венгер, Л.И.Плаксиной и др. указывается на то, что эффективность коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей во многом определяется скоординированностью психолого-педагогической и лечебно- восстановительной работ, что позволяет обеспечить воздействие на все стороны зрительного восприятия как психического процесса.
Теоретические подходы к вопросу формирования и развития зрительного восприятия могут быть найдены в ставших классическими работах отечественных педагогов и психологов.
Под руководством С.М.Рубинштейна исследованы особенности различных видов восприятия, том числе и зрительного) в процессе активного ознакомления с предметами. Б.Г.Ананьев подверг специальному изучению роль практики в развитии процесса восприятия. Он показал, что возрастные особенности (психических процессов) существенным образом зависят от особенностей деятельности, которая приобретает доминирующее значение на данной ступени развития. Деятельностный подход к формированию психических процессов определили так же и другие ученые (А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева, Л.П.Григорьева, Л.А.Венгер и др.). Уже Л.С.Выготский безоговорочно назвал восприятие - деятельностью. Этой деятельностью является движение глаз. С помощью двигательной системы восприятия осуществляется "сложный процесс объединения многих наличных раздражении и воспроизводимых образов в одно целое" [14]. Это отмечали так же А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, И.М.Соловьев, И.М.Сеченов. П.П.Блонский [5], А.В.Запорожец [19] отмечали осмысленность процесса восприятия. Повышение ее уровня путем подведения ребенка к пониманию связи внешних - свойств предметов с внутренними, скрытыми свойствами, что внешнее качество может служить определенным показателем скрытого, внутреннего свойства предмета, объекта.
Истоки системного подхода к изучению зрительного восприятия содержатся в теоретической концепции Л.С.Выготского о комплексном и многоплановом характере развития человеческой психики, в котором сочетаются процессы биологического созревания и обучения (усвоения общественного опыта). О развитии зрительного восприятия в процессе приобретения жизненного опыта и обучения говорят многие отечественные авторы С.В.Сташевский, А.В.Запорожец, А.И.Каплан, Л.П.Григорьева, С.И.Кондратьева, Л.И.Плаксина и др., а так же и зарубежные Э.Гибсон, А.Р.Лурия, Дж. Брунер, Р.Грегори, Дж. Хохберг. На значение контакта с окружающей средой, воздействующей на органы чувств ребенка для нормального психического развития указывал Р.Л.Грегори. Исследователями получены факты, свидетельствующие о том, что, обучая детей обобщенным способам исследования предметов с применением специальных разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Л.А.Венгер .В.Запорожец, А.П.Усова).
Влияние установки, эмоционального состояния, возникающих в связи с задачей, которую решает ребенок в процессе своей деятельности на особенность восприятия объектов, изучалось А.В.Запорожец, Д.Н.Узнадзе, Б.Б.Коссов. В современной психологии исследования перцептивной деятельности позволили существенно продвинуться в понимании механизмов порождения зрительных образов (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.П.Зинченко) и особенно в изучении развития перцепции (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер). Исходя из актуальности проблемы , мы предполагаем, что специальнная, организованная работа по обучению детей обобщенным способам зрительного восприятия, с применением специально разработанных систем сенсорных эталонов, способствует повышению уровня зрительного восприятия.
Объектом нашего исследования является процесс зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является особенности процесса зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Целью данной работы является изучение особенностей процесса зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к понятию восприятия в современной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить виды и основные свойства восприятия.
3. Выявить особенности развития процесса восприятия у детей младшего школьного возраста.









СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-колличество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,1984.
2. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.,1968.
3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение,1964.
4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1997.
5. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение,1964.
6. Богуславская З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста//вопросы психологии.-1961.-№3.
7. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс,1977.
8. Веккер Л.М. Психологические процессы. В 2-х т. - М.,1974.
9. Величковский Б.М. Психология восприятия. - М.,1973.
10. Величковский Б.М. Современная когнетивная психология. - М.,1982.
11. Власова Т.А., Певзер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение,1973.
12. Воспитание и обучение слепого дошкольника/Под ред. Л.И.Солнцевой. - М.: Просвещение,1967.
13. Восприятие и деятельность/Под ред. А.Н.Леонтьева. - М.: МГУ,1964.
14. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. Лекции по психологии. - СПб: СОЮЗ,1997.
15. Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся школ слепых и слабовидящих детей. - Уфа,1996.
16. Дети с глубокими нарушениями зрения/Под ред. М.И.Земцовой, А.И.Каплан, М.С.Певзнер. - М.: Просвещение,1967.
17. Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений. Пособие для учителя. - М.: Просвещение,1987.
18. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. Справочно-методическое пособие для учителей. - М.: Просвещение,1990.
19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т.-Т.1. - М.:Просвещение,1986.
20. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М.: Просвещение,1973.
21. Зрительное восприятие/Под ред. П.А.Шеварева. Вып.1. - М.: Просвещение,1964.
22. Каплан А.И., Морозова Н.Г. Если ребенок плохо видит. - М.: Педагогика,1969.
23. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. - М.: Изд-во МГУ,1978.
24. Коломинский Я.И. Учителю о психологии детей 6-его возраста. - М.: Просвещение,1988.
25. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. - М.: Изд-во "Наука",1974.
26. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение,1990.
27. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х.-Т.2. - М.: Педагогика,1983.
28. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). - М.: Изд-во МГУ,1980.
29. Литвак Г.А. Тифлопсихология. - М.: Просвещение,1985.
30. Ломов Б.Ф. Вопросы общей педагогики и инженерной психологии. - М.: Педагогика,1991.
31. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. Материалы по курсу лекций по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ,1975.
32. Люблинская С.Н. Учителю о психоогии младшего школьника. - М.,1977.
33. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В.Запорожца. - М.,1980.
34. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика,1973.
35. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - М.,1997.
36. Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. - М.,1981.
37. Эльконин Ф.Б. Психическое развиие в детских возрастах. - М.,1995.
38. Ярбус А.А. Роль движений глаз в процесе зрения. - М.,1965.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru