www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Влияние трудовой занятости на особенности личностной и профессиональной идентичности пожилых людей


ID работы - 697882
психология (дипломная работа)
количество страниц - 61
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностной и профессиональной идентичности и психологических особенностей пожилых людей 6
1.1 Психологические особенности и проблемы людей пожилого возраста 6
1.2.Понятие личностной и профессиональной идентичность в трудах отече-ственных и зарубежных ученых 16
Глава 2. Изучение влияния трудовой занятости на особенности личностной и профессиональной идентичности пожилых людей 22
2.1 База и методы исследования 22
2.2. Результаты изучения влияния трудовой занятости на особенности лично-стной и профессиональной идентичности пожилых людей 27
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложения 46






ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность исследования определяется тем, что демографическая ситуация экономически развитых стран в последние десятилетия характери-зуется значительным увеличением доли пожилых людей в структуре населе-ния. Если в прошлые века до пожилого возраста доживали немногие, то на данном этапе истории человечества большинство людей доживают до ста-рости. В настоящее время в России практически каждый пятый ее житель старше трудоспособного возраста. В связи с этим, в последние годы в России заметно вырос интерес в изучении проблем пожилых людей у специалистов геронтологии, социологии, медицинских, психологических наук и т.д.
Сложившаяся демографическая и социальная ситуация обуславливает не только формирования новых мотивов, потребностей, смыслов и способно-стей пожилых людей, но и отказ от изживших себя представлений о старости только как об инволюционном процессе. Таким образом, люди в пожилом возрасте вынуждены ориентироваться не только в новой внешней ситуации, но и реагировать на изменения в самих себе для лучшей адаптации к новым условиям жизни, главным ценностно-смысловым содержанием которой явля-ется отношение пожилого человека к себе как к активному деятелю в остав-шийся период жизни.
Идентичность - это сложный феномен, "многослойная" психическая ре-альность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и кол-лективные, онтогенетические и социогенетические основания.
Переживание идентичности актуализируется и в личностной и в про-фессиональной сфере человеческой жизни.
Следовательно, для успешной личностной и профессиональной иден-тификации в пожилом возрасте необходимо придать новое значение своей жизни в изменившихся условиях - реконструкции жизненных смыслов и ценностей - смысловых универсалий, кристаллизирующихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось столкнуться в истории.
Поворотным событием в жизни человека пожилого возраста является изменение социальной ситуации развития связанного с особенностями пере-хода, перестройки "образа Я", после "утраты себя" и наступающего "обрете-ния себя", сопровождающегося личностными изменениями. И, безусловно, поиск пожилым человеком, утратившим личностную и профессиональную идентичность опоры своей жизни - новых смыслов - "того, ради кого и чего стоит жить".
Цель исследования - изучить влияние трудовой занятости на особен-ности личностной и профессиональной идентичности пожилых людей.
Объектом исследования является личностная и профессиональная идентичность пожилых людей
Предмет исследования - особенности личностной и профессиональ-ной идентичности пожилых людей у работающих и неработающих пожилых людей.
Согласно поставленной цели была выдвинута гипотеза: трудовая заня-тость пожилых людей оказывает положительное влияние на личностную и профессиональную идентичность.
В соответствии с выдвинутой гипотезой и целью были поставлены следующие задачи:
5. Осуществить анализ научной литературы по психологические осо-бенности и проблемы людей пожилого возраста и . личностной и профессио-нальной идентичности
6. Провести исследование влияния трудовой занятости на особенности личностной и профессиональной идентичности пожилых людей
7. Проанализировать результаты исследования и сделать основные вы-воды
8. Провести исследования особенностей самосознания и ценностно-смысловой сферы у работающих и неработающих людей пожилого возраста.
Методологической основой работы послужили труды таких известных психологов как Б.Г.Ананьев, В. Ф. Анурин, Д. Бромлей, А.В. Дмитриев, О.В. Краснова, Э.Л. Россет, С.Л.Рубинштейн, и т.д.
При написании работы были использованы следующие методы: теори-тический анализ научной литературы, тестирование, анкетирование, мате-матическая обработка данных.
Для определения особенностей развития самосознания и ценностно-смысловой сферы использованы четыре диагностические методики.
5. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)
6. Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича
7. Тест-опросник самоотношения В.В. Столина
8. Методика диагностики уровня субъективного контроля ДЖ. Рот-тера (адаптация Бажина Е. Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А. М.)
При обработке полученных данных применялся метод статистической обработки по критерию Манна Уитни
Научно-практическая значимость результатов исследования работы, заключается в возможности использования результатов, полученных в ходе данного исследования, в работе практических психологов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности. - М., 1984. - 56 с.
2. Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Психо-логия старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.112-118.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 338 с.
4. Анурин В. Некоторые проблемы социологии старости // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.87-90.
5. Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства: сб. науч. тр. - Горький, 1982. - С. 116-129.
6. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.119-126.
7. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. - М., 1978. - 312 с.
8. Брэгг П. Здоровье и долголетие. - М., 2006. - 345 с.
9. Будинайте, Г. Л., Корнилова, Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии. - 1993.- т.14. - № 5. - С. 99-105.
10. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования 2002. №1. с.96-105.
11. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - СПб, 2004.- 430 с.
12. Зайцев В.А. Природа и сущность человека. /Зайцев В.А. - М., 1999.
13. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности /А. Г. Здравомыслов. - М., 1986. - 222 c.
14. Карсаевская А.И., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. -М., 2004. - 562 с.
15. Краснова О.В. Пожилые люди, умирание и механизмы переноса: Рефе-ративный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.339-343.
16. Краснова О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. - Обнинск : Принтер, 2001. - 231 с.
17. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Ака-демия, 2003. - С.183-197.
18. Липский И.А. Пожилой человек и общество: грани взаимодействия //Расширение участия пожилых людей в развитии местного сообщест-ва: Материалы семинара. - Ярославль, 2003. - С.28-35.
19. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. - М., 1994. - 176 с.
20. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности.- М. - Воронеж, 1999.
21. Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность / Ш. А. Надирашвили. - Тбилиси, 1987. - 361 с.
22. Назарова И.Б. Пенсионеры и работающие: труд, здоровье и лечение // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.265-272.
23. Обухова Л.Ф., Обухова О.Б., Шаповаленко И.В. Проблема старения с биологической и психологической точек зрения // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 3.
24. Полищук Ю.И. Старение личности // Социальная и клиническая психи-атрия. - 1994. - №3.
25. Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - 256 с.
26. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия. -М.: Харвест, 2004
27. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С.383.
28. Пухальская Б.М. Психологические особенности пожилых и старых лю-дей // Старость. Популярный справочник. Пер. с польского. - М.: На-учн. изд-во "Большая Российская Энциклопедия", 1996.
29. Россет Э.Л. Процесс старения населения. - М., 2004. - 155 с.
30. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - 2-е изд. - М., 1976. - 416 с.
31. Фрольсис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. - СПб, 2004. - 203 с.
32. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. - М., 2005. - 450 с.
33. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жиз-ни). - М., 2004. - 230 с.
34. Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996.
35. Шахматов Н.Ф. Старение - время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.67-72.
36. Шилова Л.С. Факторы социальной адаптации пожилых в условиях реформ // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.101-111.


Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru