Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Влияние стиля семейного воспитания на течение кризисных периодов ID работы - 683845 психология (курсовая работа) количество страниц - 70 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 1. Психология семейного воспитания и возрастных кризисов……...6 1.1. Психология кризисов детского возраста……………………………...6 1.2. Влияние семьи на становление личности ребенка…………………..15 1.3. Стили семейного воспитания и возрастные кризисы………………..17 2. Исследование влияния стиля семейного воспитания на течение кризисного периода (на примере кризиса 7-лет)…………………………..36 2.1. Выбор методов исследования стилей семейного воспитания………36 2.2. Организация исследования и определение выборки …………………42 2.3. Результаты исследования, их анализ и обсуждение…………………...43 2.4. Некоторые практические рекомендации………………………………57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………61 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..65 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность темы наших исследований заключается в том, что данная проблема охватывает одну из фундаментальных областей общественного разви-тия, которой является проблема воспитания в семье. Во многом это зависит от личности родителей, от ее правильного понимания ответственности за первона-чальное воспитание будущего гражданина. Стиль воспитания родителей в се-мейном воспитательном процессе является ведущим в развитии личности ребен-ка. Это обусловлено тем, что родители являются наиболее близкими и понятным и для ребенка людьми, которым ребенок, как правило, стремится подражать. Формирование положительных эмоций ребенка является процессом необходи-мым для формирования личности в целом. Родители в этом процессе играют роль центрального системообразующего звена, и поэтому избранный стиль вос-питания ребенка это естественный, закономерный и сознательный выбор. В на-стоящее время семья и семейные отношения переживают определенный кризис, который сказывается на формировании ценностных норм и правил, развитии чувства любови, заботы, сочувствия, ответственности и т.д.[8]. Анализ научной литературы показал, что, по мнению психологов, занимавшихся данной пробле-мой (Семенюк Л.М., Бабицкая Т.В., Яныкина А.А., Буянов М.И. и др.) негатив-ное влияние неблагополучных условий в семье отрицательно влияет на взаимо-отношения ребенка со сверстниками [4]. По мнению Л.Ф. Обуховой: - "…в последний десяток лет пышным цветом расцвели такие социальные проблемы, как нужда и бедность, алкоголизм и нар-комания, безработица, бродяжничество и социальное сиротство, преступность и жестокое поведение"[29, с. 124]. Семья - важнейший институт социализации растущего человека, поэтому необходимо рассмотреть и проанализировать влияние семьи на функционирова-ние индивида в обществе, коллективе, с учетом новых условий, ценностей, жиз-ненных позиций современного человека. Переход нашего общества к системе рыночных отношений привел к острой, проблемной ситуации, которая обусловлена высокой динамичностью происхо-дящих процессов, объективным повышением активности человека, появление у него новых потребностей и возможностей. Нередкостью стали нарушения в вос-питании. Все это резко повышает ответственность психологов и требует разра-ботки новых научных концепций, расширения исследований, выявляющих зако-номерности психического, психофизиологического, социального, личностного развития ребенка. Теоретической основой анализа зависимости стиля семейного воспитания на течение кризисных периодов стали работы Эльконина Д.Б., Выготского Л.С., ПетровскогоА.В., Мясищева В.Н., Леонтьева А.Н. и др. Процесс формирования взаимоотношений в семье тесно связан с состояни-ем здоровья, развитием коммуникативных способностей личности, умением взаимодействовать с другими людьми. При неблагоприятном стечении обстоя-тельств формируются негативные отношения в семье, что влечёт за собой рост девиаций в обществе. Однако, несмотря на то, что вопросы, связанные с проблемами семьи и се-мейного воспитания рассматривались в трудах различных ученых, нет доста-точной и однозначной разработки проблемы. Гипотезой наших исследований послужило предположение, что положи-тельное течение кризисных периодов во многом зависят от стиля семейного воспитания. Объект исследования - психология семейного воспитания и кризисных пе-риодов. Предмет исследования - зависимость протекания кризисных периодов от стиля семейного воспитания. Цель исследования: выявить психологические аспекты зависимости проте-кания кризисных периодов от стиля семейного воспитания. Задачи исследования: 1. Теоретическое исследование кризисных периодов детского возраста. 2. Теоретический анализ влияния семьи на становление личности ребен-ка. 3. Анализ стилей семейного воспитания. Теоретическое осмысление влияния личности родителей и характера семьи на течение кризисных периодов ребенка. 4. Организация исследования зависимости течения кризисных периодов от стиля семейного воспитания ребенка. 5. Обработка и интерпретация результатов исследования. 6. Выработка практических рекомендаций оптимизации семейного вос-питательного процесса. Методологическая основа исследования: Методологической основой исследования стал системный подход к изуче-нию личности родителей, их стиля семейного воспитания и влияния на течение кризисных периодов жизни ребенка в области гуманистического направления психологии. Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Научная новизна исследования состоит в том, что выяснение зависимости течения кризисных периодов от стиля воспитательного воздействия родителей на ребенка в современных условиях развития общества не достаточно исследовано. Требуются новые взгляды и научные подходы в изучении данной проблемы. Практическая значимость исследования состоит в возможности выраба-тывать своевременные практические рекомендации по улучшению качества вос-питательного воздействия родителей на ребенка, изменяя стиль такого воздейст-вия. Процесс воспитания в семье тесно связан с личностными особенностями ро-дителей и характера семьи. Следовательно, исследование зависимости положи-тельного течения кризисных периодов жизни детей от стиля семейного воспита-ния имеет большое значение для психического и социального будущего поколе-ния, отсюда логически вытекает практическая значимость диагностики детско-родительских отношений, индивидуально-типологических особенностей лично-сти родителей с целью гармоничной организации воспитания в семье. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Бене Е. Детский тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье" // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2. - С. 14- 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992. -400с. 3. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно- психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. -М., 1991.-300с. 4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просве-щение, 1988.-179с. 5. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации дет-ской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психо-логия. 1985. №4. 6. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Прес, 2000. - 1008 с. 7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с. 8. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Во-просы психологии - 1985. - №2. - С. 186 - 187. 9. Голод СИ. Стабильность семьи. - Л.: Наука, 1984. - 136с. 10. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективно-сти. Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. 150с. 11. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976. 40с. 12. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. - СПб., 1999. - 224с. 13. Джайнотт X. Родители и дети // Знание. - 1986. - №4. - С. 17-29. 14. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998. -336с. 15. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей подростков. М., 1982. 16. Клинические и организационные основы реабилитации психических больных/Под ред. М.М.Кабанова/, К. Вайзе.М., 1980. 17. Козловская Г. В. Нарушения психического развития у детей ранне-го возраста в условиях шизофреногенной семьи //Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. - М., 1995. - 214с. 18. Костицкий В. И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 1979. - №8.-С. 32. 19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. - 304 с. 20.Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 1985.-416с. 21. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1998. - 368с. 22. Марковская И. М, О возможности применения теста семейных отно-шений в психологической консультации // Семейная психология и семей-ная терапия. - 1999. - №2. - С. 42 - 49. 23. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родите-лей с детьми // Семейная психология и семейная терапия.- 1999. - №2. 24. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. - 150с. 25. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е.О. Смирновой. - М., 2001. - 240с. 26. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2000. -256с. 27. Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее бли-жайшие задачи// Проблемы способностей, [материалы конференций, 22-24 июня 1960 г. Ленинград]. Отв. ред. чл.-кор. АПН РСФСР проф. В. Н. Мясищев. М., 1962. - 308 с. 28. Навайтес Г. Семья в психологической консультации. - М.-В., 28. 1999.-224с.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, про-блемы. - М., 1995.--360 с. 29. Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. -288с. 31. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1993. -380с. 32. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 1981.-С. 95. 33. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. - М., 1989.-380с. 34. Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородско-го. - Самара, 1998.672с. 36. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной. - М, 1999. - 160с. 37. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. - М: Проспект, 1998. - 584с. 38. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуаль-ного развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988. - 120 с. 39. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М, 1989. - 300с. 40. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб., 2000. - 283с. 41. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столин. - М: Педагогика, 1989. -208с. 42. Сидаренко Е. А. Опыт реориентационного тренинга. - СПб., 1995. - 205с. 43. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как лич-ность: Становление культуры справедливости и воспитание совести. - М.. 1994.-308с. 44. Спиваковская А, С. Профилактика детских неврозов. - М, 1988. -273с. 45. Столин В.В. Самосознание личности. М, 1983. 46. Теория личности в западно-европейской и американской психоло-гии./Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1996. - 480с. 47. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М: Педагогика, 1989.-160с. 48. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.: СПб., 1996.-365с. 49. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений под-ростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. - М, 1994. - 96с. 50. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб. Питер, 1999. -656с. 51. Эльконин Д.Б. Психология развития в детских возрастах. - М.: Воронеж,1995. 52. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. - М., 1995. 52. Адлер A. Семья и теория о индивидуальной психологиии. Мюнхен., 1927. 53. Стерн В. Дорогие детские причуды. Берлин., 1928. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru