www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Влияние родительского отвержения в детстве на особенности личности


ID работы - 606329
психология (дипломная работа)
количество страниц - 84
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:




Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния родительского отвержения на развитие личности 6
1.1. Личностное развитие младшего школьника 6
1.2. Семья и влияние семейного воспитания на жизнь ребенка 25
1.3. Родительское отвержение и его влияние на личность младшего школьника 36
Глава 2. Практическое исследование взаимосвязи личности ребенка и родительского отвержения 42
2.1 Цель и задачи описание выборки эксперимента 42
2.2. Описание методик эксперимента 43
2.3 Проведение эксперимента, обработка результатов экспериментов по выявлению особенностей личностного развития ребенка и интерпретация данных 67
Заключение 79
Список литературы 81




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Актуальность исследования.
Социальная значимость исследования заключается в том, что определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Семья была и остается важнейшим фактором развития и становления личности растущего человека. Влияние стилей взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь.
Теоретическая значимость и теоретическая основа исследования. Российские психологи (Божович Л.И., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Мухина В.С., Рубенштейн Л. и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе этого усвоения происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется их психическое развитие и формирование личности. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (Буянов М., Гиппенрейтер Ю., Захаров А., Матейчик З., Снайдер Р., Спивковская А. и др.).
Практическая значимость исследования определяется тем, что недостаточно изученной остается проблема влияния родительского отвержения на уровень психологического развития и особенности личности младших школьников. Этим и объясняется выбор темы нашего исследования, проблемой которого заключается в определении влияния психологической атмосферы в семье на особенности личности младших школьников.
Противоречие исследования определяется тем фактом, что с одной стороны, семья оказывает определяющее воздействие на формирование личности ребенка, с другой стороны при родительском отвержении, влияние семьи становится гораздо менее значимым, и определяющее воздействие на формирование личности ребенка оказывают другие факторы.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – особенности личности младших школьников.
Предмет исследования – влияние родительского отвержения на особенности личности младшего школьника.
Гипотеза исследования: Родительское отвержение в детстве оказывает отрицательное влияние на формирование личностных качеств младших школьников.
Методики исследования:
Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Рисунок семьи (для детей с родительским отвержением)
Многофакторный личностный опросник Кеттела (детский вариант)
Задачи исследования:
• анализ психологической литературы по проблеме исследования;
• изучение влияния родительского отвержения на развитие личности младшего школьника;
• анализ личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте;
• побор адекватных методов исследования и их обоснование;
• проведение экспериментального исследования;
• обработка результатов исследования;
• интерпретации результатов эксперимента;
• проверка гипотезы эксперимента;
• подготовка выводов по теоретической и экспериментальной частям исследования.
Научная новизна исследования. В дипломной работе обобщены и систематизированы результаты различных научных работ, отражающих теоретические, прикладные и практические аспекты отечественных и зарубежных исследований по проблеме детско-родительских отношений в семьях с родительским отвержением.
Положения, выносимые на защиту.
1. Младшие школьники, которые воспитывались в семьях с родительским отвержением и младшие школьники, которые воспитывались в нормальных семьях, значительно отличаются друг от друга. Родительское отвержение оказывает отрицательное влияние на формирование личности младшего школьника
2. Родительское отношение является сложным многомерным образованием, включающим в себя три структурных компонента: принятие либо отвержение ребенка; межличностную дистанцию; форму и направление контроля за поведением ребенка. Каждое из этих измерений представляет собой сочетание эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента отношений. Существует определенная динамика взаимосвязи родительских отношений и социальной активности детей младшего школьного возраста.
3. Особо важное значение для формирования личности ребенка будет иметь комплексное влияние родительского отношения отца и матери.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология – М.: Академия пресс, 2000. – 624 с.
2. Акопов Г.В., Бычкова Н.Л. Исследование динамики смысло-жизненных ориентаций – М., МГУ, 2001 – 464 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – М.: изд-во Московский Психолого-Социальный Институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. - 282 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология – М.: Аспект Пресс, 2000. – 389 с.
5. Басова Н.В, Педагогика и практическая психология – Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. – 416 с.
6. Бреева Е.Б. Ребёнок в обществе. М.,2001. – 153 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание – М.: Медицина, 1986. – 211 с.
8. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки – М.: Смысл, 2000. – 146 с.
9. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 209 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Институт практической психологии, Воронеж: МЕДОК, 1998. – 314 с.
11. Блонский П.П. Психология младшего школьника – М.: НИИ Психологии АН РФ, 1997. – 401 с.
12. Варга А.Я. Человек родился: Популярная психология для родителей // под ред. А.С. Спиваковской – СПб., Питер, 1997. – 640 с.
13. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик – М.: Психология и педагогика, 1984. – 244 с.
14. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2002. – 205 с.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1991. - 188 с.
16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – М.: Педагогика-пресс, 1997. - 220 с.
17. Гарбузов В.И. , Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 1977. С. 39-41
18. Гинзбург Р.М. Психологическое содержание жизненного поля деятельности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – №3
19. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С., Творчество и преодоление стереотипов – СПб.: Дидактика – Плюс, 1994. – 367 с.
20. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – М.: НПО «Образование», 1996. – 208 с.
21. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология – М.: Психология и педагогика, 1979. – 418 с.
22. Еникеев М.И. Общая и социальная психология – М.: ИНФРА-М, 2000. – 624 с.
23. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков – М.: Академия Пресс, 1998. – 521 с.
24. Захарова А.В., Худобина Б.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990, №1(3). – С. 19 – 23.
25. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.; Тривола, 1994. – 304 с.
26. Зырянова Н. Нужна ли ребенку помощь родителей? // Школьный психолог. 1999. №3
27. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии – № 1, 1992
28. Караковский В.А., Новикива Л.И., Селиванва Н.Л. Воспитание? Воспитание … воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем – М.: Новая школа, 1996
29. Кваде В., Трусов В.П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии. 1980. №3
30. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие – М., 1991. – 188 с.
31. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. – 1989. – № 4.
32. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 191 с.
33. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. – 410 с.
34. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - Москва, 2001. С.110-130
35. Куницина В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя // в хрестоматии «Психология личности в трудах отечественных психологов» // ред.-состав. Куликова Л.В. – СПб.: Питер, 2001
36. Маслоу А. Мотивация и личность – СПб.: Питер, 1999. – 352 с.
37. Массен П., Конджер Д., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю.И. – Москва, 1997
38. Майерс Д. Социальная психология – СПб.: Питер, 1997. – 385 с.
39. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников – М., Образование, 1984. – 319 с.
40. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Парина К.П. Психология младшего школьника – М., 1976. – 366 с.
41. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. Диагностико-коррекционный аспект. Москва – Воронеж, МПСУ, 2000. – 184 с.
42. Морозли И.Б., Гребенюк О.Б. Интеграция мотивационной и эмоциональной сфер индивидуальности школьника // 1 сентября. 2000. №3
43. Морянова Н.П. Влияние учебно-познавательной мотивации на уровень тревожности у младших школьников в процессе их учебной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. Тверь, 1999. – 21 с.
44. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М.: Знание, 1983. – 580 с.
45. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – М.: ИНФРА-М, 1997. – 611 с.
46. Немов Р.С. Психология. Кн. 2 – М.: ВЛАДОС, 1998. – 348 с.
47. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология – М., Российское педагогическое агентство, 1996. – 427 с.
48. Овчарова Р.В. Практическая психология образования – М.: Академия, 2001. - 264 с.
49. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога – М.: Аспект Пресс, 1996. – 255 с.
50. Осорина М. В. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых – СПб.: Михайлов, 1999. – 429 с.
51. Петровский А.П. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентаций в обыденном сознании – М., 2003. – 440 с.
52. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 606 с.
53. Практическая психология для детей и родителей // под ред. Тутушкиной М.К. – СПб., Дидактика Плюс, 2000. – 349 с.
54. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Творческий центр, 1998. – 280 с.
55. Прихожан А.М. Развитие эмоциональной стороны самовоспитания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту – М.: Психология и педагогика, 1987. – 693 с.
56. Психология. Учебник – М.: ПРОСПЕКТ, 1999. - 538 с.
57. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского; – НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1987. – 327 с.
58. Психология развития // Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 551 c.
59. Психология человека от рождения до смерти // под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер, 2002. – 211 с.
60. Раттер М. Помощь трудным детям – М.: Психология и педагогика, 1987. – 427 с.
61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – СПб.: Пите, 1998. – 683 с.
62. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина – М.: Педагогика, 1989. – 336 с.
63. Смирнова Е.О. Влияние формы общения с взрослыми на эффективность обучения школьников // Вопросы психологии. – 1980. №5
64. Социальная педагогика / под ред. Никитина В.А. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 317 с.
65. Хансхайнц Р. Воспитание без огорчений – М.: Семья и школа, 2000. – 180 с.
66. Шаграева О.А, Детская психология: теоретический и практический курс– М.: ВЛАДОС, 2001. – 311 с.
67. Шакуров Р.Х. Коррекция эмоциональной мотивационной учебной деятельности // Вопросы психологии. 1997. №11
68. Шевардин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М.: ВЛАДОС, 1997. – 515 с.
69. Эльконин Д.Б. Детство и общество – СПб.: Питер,1996. – 440 с.
70. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва – Воронеж, 1997. – 216 с.
71. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996. – 130 с.
72. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание – М.: Медицина, 1976. – 613 с.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru