Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Влияние профессиональной деятельности на восприятие собеседника в процессе общения ID работы - 714610 психология (дипломная работа) количество страниц - 99 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Особенности социальной перцепции 1.1. Основные составляющие процесса общения 6 1.2. Понятие социальной перцепции 11 1.3. Факторы, влияющие на взаимопонимание 24 Глава 2. Влияние профессиональной деятельности на личность 2.1. Понятие профессиональной деятельности и профессионально важные качества 52 2.2. Влияние профессиональной деятельности на личность 68 Глава 3. Влияние профессиональной деятельности на восприятие собеседника в процессе общения 3.1. Методы и методики проведения исследования, характеристика выборки 76 3.2. Интерпретация полученных данных 78 Заключение 93 Список литературы 97 Приложения 101 ВВЕДЕНИЕ: Наше сознание, вооруженное органами чувств, воспринимает лишь часть непрерывного спектра явлений. Реальный мир отличается от модели мира, созданной опытом наших ощущений. Другой ряд ограничений диктуется социальной практикой больших человеческих групп. Подобно тому, как неодинаков индивидуальный опыт отдельного человека, - неодинаков и коммуникативный опыт народов, населяющих Землю. Третье множество ограничений – индивидуальные ограничения – наиболее важны для нас, и они-то составляют серьезную проблему. Эти ограничения мы невольно создаем, опираясь на возможности и особенности нашей психики. Так как мы живем в обществе, мы не изолированы от других людей, от ситуаций взаимодействия. С самого рождения человек находится под влиянием воспитания в семье, под воздействием принятых в том или ином обществе норм, установок, предубеждений, критериев и под влиянием всех этих воздействий человек создает свои нормы или шаблоны, которыми пользуется в сходных ситуациях. Человек может не воспринимать происходящее вокруг него, поскольку его установки этому противоречат. Эти убеждения и установки нарабатываются в течение жизни и они поддаются коррекции. Эти установки и стереотипы поведения действуют на процесс восприятия другого человека. Поэтому знание механизмов восприятия поможет человеку лучше понять те эмоции и отношения, которые появляются в общении, а также причины своих реакций в ответ на те или иные воздействия. Особенно важным в этой связи представляется вопрос о взаимопонимании партнеров по общению, ведь, как известно, одно и тоже слово в разном контексте и сказанное с различной интонацией может нести и совсем противоположные значения, а язык невербальной коммуникации не всегда может выручить, а порой даже и обмануть. Тем более в наше время, когда темп жизни ускоряется с неимоверной скоростью, наши контакты с другими людьми увеличиваются по количеству, а качество их желает лучшего, необходимо улучшать качество взаимодействия или взаимовоздействия, тогда и возможно взаимопонимание. Общение и деятельность являются двумя основными равнозначимыми понятиями, характеризующими трудовую активность человека. Поскольку труд по своей природе социален, то фактически любая работа по всем профессиям предполагает определённые взаимоотношения между людьми. Среди многообразных видов социальной – внешней – деятельности личности профессиональная занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определённого социального статуса. Именно профессиональная деятельность как основная форма активности субъекта может являться тем толчком, той средой, где возможно развитие и совершенствование навыков общения. Среди всех профессий есть основания выделить профессии, для представителей которых другой человек или общность являются предметом особого внимания и заботы. Специфика профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – человек» состоит в том, что она осуществляется в условиях постоянного и непосредственного общения работника с другими людьми. Поэтому у людей этих профессий будут развиты коммуникативные навыки. Одной из профессий этого типа является рекламный агент. Выбор этой профессии обусловлен тем, что она сейчас получила широкое распространение и что рекламные агенты общаются с широким кругом людей, их общение направлено на убеждение клиента. Другая профессия – бухгалтер – выбрана нами потому, что связана прежде всего со знаками, таблицами, а также профессиональное общение направлено на решение определённых задач. Гипотеза нашего исследования: профессиональная деятельность оказывает влияние на восприятие собеседника в процессе общения. Объект исследования – восприятие собеседника в межличностном общении. Предмет исследования – влияние профессиональной деятельности на восприятие собеседника в процессе общения. Цель исследования – установить наличие влияния профессиональной деятельности на восприятие собеседника в процессе общения. В соответствии с целью исследования мы поставили следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические исследования по проблеме социальной перцепции. 2. Проанализировать теоретические исследования по проблеме влияния профессиональной деятельности на личность. 3. Подобрать комплекс диагностических методик, адекватных цели исследования. 4. С помощью подобранных методик провести эмпирическое исследование влияния профессиональной деятельности на восприятие собеседника в процессе общения. В соответствии с задачами строится и структура работы. Работа состоит из введения, двух теоретических и практической глав, заключения, приложений и списка литературы. Методологической основой исследования являются работы Бодалева А. А. «Психология общения», «Восприятие и понимание человека человеком», Ломова Б. Ф., Ершова А. А. «Психология соактивности людей», Петровской Л. А. «Обратная связь в межличностном общении», Рогова Е. И., Добрович А. Особенно хотелось бы выделить В. А. Лабунскую, которая очень широко освещает проблему роли экспрессии человека в межличностном познании, А. А. Бодалева, который занимается проблемой взаимопонимания, В. В. Бойко, занимающегося проблемой эмоций в общении. В области психологии профессий из отечественных авторов опираемся на работы Ломова Б. Ф., Климова Е. А., Зеер Э. Ф., Пряжникова Н. С., Карпова А. В. Влияние профессиональной деятельности на личность исследовалось в работах Климова Е. А. и Стрелковой Ю. К. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М., 1989. 2. Акиндинова И.А. Самоактуализация личности в различных типах организации профессиональной деятельности // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике. СПб., 2000. 3. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999. 4. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997 5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1997. 6. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 7. Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. М. – Воронеж, 1996. 8. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб., 2000. 9. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. 10. Борисов А. Роскошь человеческого общения. М., 1998. 11. Бринкман Р., Кершнер Р. Гений общения. Пособие по психологической самозащите. СПб., 1997. 12. Брудный А. А. Психология общения – понимание и общение. М., 1989. 13. Валеева Н. Ш., Пугин И. Н. Психологические основы общения. Конспект лекций. Казань, 1999. 14. Гарнер А., Биз А. Язык разговора. 2000. 15. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. 16. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993. 17. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М., 2000. 18. Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Ленинград, 1979. 19. Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1996. 20. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2002. 21. Ершов А. А. Психология соактивности людей. СПб.,1992. 22. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. – Екатеринбург, 2003. 23. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. 24. Климов Е. А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопросы психологии. 1983. № 1. 25. Климов Е. А. Пути в профессионализм. М., 2003. 26. Климов Е.А. Гипотеза «метёлок» и развитие профессии психолога//Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология. 1992. № 3. 27. Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. Киев, 1986. 28. Краткий психологический словарь. Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М..1985. 29. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М., 1999. 30. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. 1993. 31. Кудрявцев Т. В. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. М., 1985. 32. Лаак Я. Тер Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М. – Воронеж, 1996. 33. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Р-н-Д., 1999. 34. Леонова А.Б., Чернышова О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М. 1995. 35. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. 36. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. Психол. журн., т.2, №5, 1981. 37. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 38. Лукина А. К. Психология труда. Красноярск, 2004. 39. Майленкова Ф. Г. Гуманистическое общение: в поисках гармонии (нравственно-психологические свойства межличностного общения). М., 1995. 40. Маслоу А. Самоактуализация.// Психология личности. Тексты. М., 1982 г. 41. Межличностное общение. В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. 42. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. 43. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. 44. Петровская Л. А. Обратная связь в межличностном общении // Вестник МГУ, 1982 №3. 45. Петрушин С. В. Секреты открытого общения. Казань, 2001. 46. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. 1999. 47. Профессиональная ориентация молодёжи на профессии типа «человек – человек». Ленинград, 1987. 48. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М. - Воронеж, 1997. 49. Психологический словарь. Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М.,1996. 50. Психология труда. Под ред. А. В. Карпова. М., 2004. 51. Рогов Е. И. Психология общения. Владос, 2001. 52. Рогозин Ю. Секреты общения. М., 1991. 53. Романов К. М. Психология межличностного познания. 1993. 54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 55. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. Алма-Ата, 1990. 56. Соснин В. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. М.,1996. 57. Станкин М. И. Психология общения. М., 1996. 58. Степанова Е.И. Психология взрослых - основа акмеологии. СПб, 1995. 59. Стрелкова Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001. 60. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 61. Филатова Е. Соционика для вас. Наука общения, понимания и согласия. М., 1994. 62. Хаккер В. Инженерная психология и психология труда. М., 1985. 63. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. 64. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. 65. Энциклопедический словарь: психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика. Под ред. академика РАЕН Б. А. Душкова. Екатеринбург, 2000. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru