Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Влияние особенностей семейного воспитания на соматическое здоровье ребенка ID работы - 672932 психология (дипломная работа) количество страниц - 75 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 1.1. Современная семья, ее структура и функции 1.2. Современное состояние изучения проблемы взаимодействия взрослого и ребенка в семье 1.3. Стили семейного воспитания и возможные варианты развития личности 1.4. Анализ подходов к психотерапии и психологическому консультированию семьи ГЛАВА 2. ПАТОЛОГИЗИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НЕГАТИВНЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ 2.1. Понятие «здоровье» 2.2. Теоретические основания психосоматической медицины 2.3. Синдромный подход к изучению психосоматических расстройств ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 3.1. Описание методов исследования 3.2. Описание испытуемых 3.3. Описание этапов исследования ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ: Актуальность работы. Жизнь и развитие личности происходит в среде межиндивидных связей и отношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса социализации личности ребенка и формирования адаптационных механизмов к социальной среде. Данный процесс носит многовариантный характер, крайние варианты которого способны оказывать психотравмирующее воздействие на личность ребенка, приводить к формированию асоциальных и делинквентных форм поведения. Особенности и стиль семейного воспитания является психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими (по Л.С.Выготскому). Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей. Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности ребенка отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др. В настоящее время большинством научных школ и направлений признана важная роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности. В то же время недостаточно изученным представляется вопрос о влиянии особенностей семейного воспитания и стиля взаимодействия «родитель-ребенок» на соматическое здоровье ребенка. Между тем, в рамках концепции психосоматической медицины, в исследованиях В.Н.Мясищева, Г.К.Ушакова, Э.Г.Эйдемиллера, А.Лоуэна и других авторов четко прослеживается тесная взаимосвязь соматического и психологического здоровья личности. Так, различные невротические расстройства, стрессовые ситуации могут значительно ослаблять сопротивляемость организма к заболеваниям, а длительное нервно-психическое напряжение может проявляться в форме необратимых биологических изменений в организме. Повышение ресурсов адаптации организма и личности ребенка к социальной среде, таким образом, немыслимо без изучения факторов, негативно влияющих на здоровье. В рамках данной дипломной работы автором предпринята попытка сопоставления особенностей семейного воспитания в семьях здоровых и часто болеющих детей подросткового возраста. Целью настоящего исследования явилось изучение влияния ряда семейных факторов на соматическое здоровье подростков в связи с задачами дифференциации и повышения эффективности психопрофилактики, психокоррекционных мероприятий. Задачи исследования: 1. Изучение теоретической литературы по теме. 2. Обследование родителей на основе опросника. 3. Статистическая обработка данных исследования. 4. Изучение особенностей семейных взаимоотношений в группах здоровых и часто болеющих детей. 5. Выработка психолого-педагогических рекомендаций родителям и педагогам по данным исследования. Объект исследования – показатели общего соматического здоровья ребенка. Предмет исследования – особенности семейного воспитания. Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций родителям и воспитателям по построению оптимальных взаимодействий с детьми, в проведении семейного консультирования по результатам исследования. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М.: Педагогика, 1993. 2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с. 3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999. 4. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 82 - 92. 5. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-и т. - М., 1982. 6. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1981, 96 с. 7. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога - консультанта с родителями в ситуации родительско - юношеских конфликтов // Вопросы психологии, 1995, №3, с. 38 - 45. 8. Кондаков В.С., Золотухина О.Н. Личность наизнанку. Психопатии, неврозы, психосоматические расстройства. Ижевск: издательский дом «Удмуртский Университет», 1999. 9. Культура семейных отношений. Сб. статей. - М., 1985. 10. Ллойд де Моз Психоистория. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 512 с. 11. Лоуэн А. Язык тела / Пер с англ. Н.Б.Буравовой - СПб.: «Академический проект», 1997. 12. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. СПб, Институт тренинга, 1997. 13. Мацковский М.С., Гурко Т.А. - Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 1986. 14. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации. - Л.: 1976. 15. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1960. 16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ ЛТД., 1992 17. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: «Рефл-Бук», 1997. 18. Ротенберг. В.С. Проблемы воспитания в свете психосоматической медицины. // Вопросы психологии. №6, 1989. С. 22 - 28. 19. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогик - Пресс, 1992. - 192 с. 20. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалии личности. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1981, 96 с. 21. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: СВР - Аргус, 1995. - 360 с. 22. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977. 23. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии, 2000, №3. 24. Уоллен С., Р. Ди Гуссеп, Р.Уэсслер. Рационально-эмотивная терапия: когнитивно-бихевиоральный подход. М.: Институт гуманитарных знаний, 1997. 25. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина. - 1987. - 2-е изд. 26. Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. - Питер. 2000. 27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб, Питер Пресс, 1997. 28. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 45 - 56. 29. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. / Методическое пособие. М - СПб.: «Фолиум», 1996. 30. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru