Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ID работы - 755088 психология (дипломная работа) количество страниц - 92 год сдачи - 2006 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 4 Глава 1 Психологический анализ влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте 9 1.1 Анализ исследований по проблеме профессионального самоопределения в психологической литературе 9 1.2 Психологический анализ развития личности в юношеском возрасте 16 1.3 Особенности влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение 23 Выводы по первой главе 37 Глава 2 Экспериментальное исследование влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте 39 2.1 Разработка комплекса психодиагностических методик для исследования влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте 39 2.2 Проведение и анализ результатов экспериментального исследования 45 Выводы по второй главе 55 Глава 3 Психолого-педагогическое проектирование программы коррекции профессиональных намерений в юношеском возрасте 56 3.1 Методологическое обоснование психокоррекционной программы 56 3.2 Содержание психокоррекционной программы 58 3.3 Анализ хода психокоррекционной программы 62 3.4 Проведение и анализ данных контрольного исследования 67 Выводы по третьей главе 76 Заключение 77 Библиографический список 79 Приложение 1 "Анкета для учащихся" 83 Приложение 2 "Ключ к методике "Дифференциально-диагностический опросник"" 85 Приложение 3 "Бланки ответов учащихся на вопросы анкеты до проведения коррекционной программы" 86 Приложение 4 "Бланки ответов по методике "Карта интересов" до проведения коррекционной программы" 87 Приложение 5 "Бланки ответов по методике ДДО до проведения коррекционной программы" 88 Приложение 6 "Бланки ответов по методике Дж. Голланда до проведения коррекционной программы" 89 Приложение 7 "Бланки ответов по методике "Карта интересов" после проведения коррекционной программы" 90 Приложение 8 "Бланки ответов по методике ДДО после проведения коррекционной программы" 91 Приложение 9 "Бланки ответов по методике Дж. Голланда после проведения коррекционной программы" 92 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность исследования. Проблемы профессионального самоопре-деления и профессиональной ориентации приобрели в настоящее время особую актуальность. Подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выбранных в обществе (и принятых данным обществом) крите-риев профессионализма. Сущностью профессионального самоопределения является нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой дея-тельности. Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и изменении критериев этого отношения. Профессиональное самоопределения возникает как психологическое но-вообразование в юношеском возрасте. В психологии существуют три главных теоретических подхода к про-блеме профессионального самоопределения. Первый подход исходит из идеи стабильности и практической неизмен-ности индивидуальных качеств, от которых зависят способы и успех деятель-ности (Э. Гинзберг, Д. Сьюпер и Дж. Холланд). Человек ищет такие виды ра-бот, к которым он был бы наиболее приспособлен в силу индивидуальных осо-бенностей. Соответственно все люди могут быть отнесены с точки зрения их качеств и выполняемой ими деятельности к той или иной группе профессий. По их мнению, профессиональное самоопределение - это ряд последовательных жизненных решений, которые приводят к выбору профессии. Второй подход исходит из идеи направленного формирования способно-стей, полагая, что у каждого человека можно так или иначе выработать нужные качества. Представителем этого подхода был С.Т. Шацкий, говоривший о том, что педагоги должны оказывать школьнику помощь в максимальном развитии сил и способностей в наиболее подходящем для него направлении. Также в рамках данного подхода работал П.П. Блонский, отмечавший, что склонность и способность - две основные причины профессионального самоопределения. Общий методологический недостаток этих подходов в том, что индиви-дуальность и трудовая деятельность рассматриваются как независимые и про-тивостоящие друг другу величины, одна из которых обязательно подчиняет се-бе другую. Третий подход основан на формировании индивидуального стиля дея-тельности. Эта концепция основана на следующих положениях, сформулиро-ванных Е.А. Климовым: признаётся, что есть стойкие, практически невоспитуемые личные (психологические) качества, существенные для успеха деятельности. возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффек-ту (продуктивности труда) варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности. имеются широкие возможности преодоления слабой выраженности отдельных способностей за счёт их упражнения или же компенсации посредством других способностей или способов работы. формирование способностей необходимо вести с учётом индивиду-ального своеобразия личности, то есть внутренних условий развития, наряду с учётом внешних условий (предметной и микросоциальной среды). В рамках возрастной психологии проблему профессионального самооп-ределения рассматривали такие учёные как И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Р.С. Не-мов. А.Е. Голошток и Л.А. Йовайша рассматривали проблему выбора про-фессии в связи с проблемой воспитания личности школьника. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практи-ческих вопросов профессиональной ориентации подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необхо-димыми знаниями для ориентации в мире профессий умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности (Б.А. Федоришин); диагностиче-ские методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуаль-ной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков); (Воронин Н.П., Забро-дин Ю.); теоретические и методические основы профессиональной консульта-ции молодежи, банк профессиокарт (Е.А. Климов); системный подход к проф-ориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Киров Н.К.; Степанков); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М. Павлютенков); особенности проф-ориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш. Шадиев, П.А. Шавир, Н.Н. Чистяков); формирование элементов духовной культуры в процессе под-готовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П. Шевченко). Целью работы является изучение влияния личностных особенностей на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Задачи: 1. Изучить подходы к определению понятий "самоопределение", "про-фессиональное самоопределение". 2. Изучить психологические особенности профессионального самооп-ределения в юношеском возрасте. 3. Дать психологическую характеристику юношеского возраста. 4. Изучить личностную предрасположенность к профессии в юноше-ском возрасте; 5. Разработать и апробировать психокоррекционную программу; 6. Провести повторное исследование влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Гипотеза нашего исследования заключается в предложении о том, что у большинства юношей и девушек имеет место противоречие между желаемой в будущем профессии и личностной предрасположенностью к ней. Объектом исследования является профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Предметом исследования является влияние личностных качеств на про-фессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Методы исследования: 1. Анализ и синтез литературных источников. 2. Стандартизированное наблюдение. 3. Анкетирование. 4. Психологическое тестирование. 5. Генетико-моделирующий метод (психолого-педагогическое проек-тирование). Методики исследования: 1. Анкетирование, направленное на выявление профессионального вы-бора; 2. Методика "Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) Е.А. Климова. 3. Методика "Карта интересов"; 4. Методика определения типа социальной направленности личности Д. Голланда; 5. Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича. Методологическим основанием изучения профессионального самооп-ределения в юношеском возрасте в нашей работе является личностно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Теоретическим основанием исследования являются работы в области психологии личности А.В. Петровского; теории профессионального самоопре-деления (Е.А. Климов, Л.И. Божович, С.П. Крекже и др.); исследования психо-логии юношеского возраста И.С. Кона, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной, И.В. Дубровиной. Теоретическое значение нашего исследования состоит в том, что мы рассмотрели особенности развития профессионального самоопределения в юношеском возрасте, особенности влияния личностных качеств на профессио-нальное самоопределение в юношеском возрасте. Практическое значение нашего исследования состоит в том, что ис-пользование данных методик позволяет сделать вывод о соответствии между желаемой в будущем профессии и личностной предрасположенностью к ней. Составленный нами психодиагностический комплекс может быть использован психологами в работе по профориентации. Разработанная нами психокоррекци-онная программа способствует активизации профессионального самоопределе-ния, выработке адекватного отношения к своим профессионально важным ка-чествам, личностному росту каждого участника в процессе коррекционных за-нятий. Научная новизна. Наша работа показывает особенности влияния лич-ностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Положения, выносимые на защиту: 1. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте - это готовность к выбору профессии, обдумыванию, проектированию вариантов профессио-нальных жизненных путей. 2. У большинства старшеклассников имеет место противоречие между желае-мой в будущем профессии и личностной предрасположенностью к ней. 3. Профессиональное самоопределение обусловливается личностными качест-вами юношей и девушек, важнейшими из которых являются направлен-ность личности, самооценка, мотивация, система осознанной психической саморегуляции. 4. Проведение психокоррекционной программы способствует активизации профессионального самоопределения, выработке адекватного отношения к своим профессионально важным качествам, личностному росту каждого участника в процессе коррекционных занятий. Структура и объём выпускной квалификационной работы. Выпуск-ная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, 6 таблиц, заклю-чения, библиографического списка, включающего 45 источников. В работе имеется 9 приложений. Общий объём выпускной квалификационной работы 92 страницы. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Аврутина, Е.М. Выбираем профессию [Текст] / Е.М. Аврутина. - М.: Изда-тельский центр "Академия", 1991. - 190 с. 2. Андреева, Г.Н. Социальная психология: Учебник для высших учебных за-ведений [Текст] / Г.Н. Андреева. - М.: "Наука", 1994. - 324 с. 3. Андреенкова, В.П. Проблемы социализации личности [Текст] / В.П. Анд-реенкова // СОЦИС. - 1996. - № 9. - с. 24 - 28. 4. Алашев, С.Ю. Система профессионального образования [Текст] / С.Ю. Алашев // Первое сентября. - 1998. - № 5. - с. 10 - 12. 5. Бернс, Р. Развитие Я-концепция и воспитание [Текст] / Р. Бернс.- М.: Про-гресс, 1986. - 324 с. 6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: "Апрель - Пресс", 1995. - 320 с. 7. Бондарев, В.П. Выбор профессии: Из опыта работы центра профориента-ции молодежи [Текст] / В.П. Бондарев. - М.: "Педагогика", 1989. - 165 с. 8. Бондаревская, Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996. - 421 с. 9. Борисова, Е.Н., Гуревич, К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации [Текст] / Е.Н. Борисова, К.М. Гуревич. - М.: "Альянс", 1999. - 213 с. 10. Волкова, О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи [Текст] / О.А. Волкова; под ред. Т.П. Дурасановой. - Балашов: Издательство "Ни-колаев", 2000. - 66 с. 11. Всеобщая декларация прав человека ООН [Текст]. - М.: "Народное обра-зование", 1998. - 112 с. 12. Выбор профессии: Мотивы и их реализация [Текст] / Составитель С.В. Кузнецова. - М.: "Апрель - Пресс", 1996. - 169 с. 13. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопреде-ление молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев: Издательство АН УССР, институт философии, 1991. - 142 с. 14. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника [Текст] / А.Е. Голомшток. - М.: "Педагогика", 1999. - 120 с. 15. Жуковская, В.И. Изучение личности ребенка в связи с выбором профессии [Текст] / В.И. Жуковская. - Минск: "Альянс", 1999. - 165 с. 16. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учебное посо-бие для пединститутов [Текст] / Н.Н. Захаров. - М.: "Просвещение", 1998. - 212 с. 17. Иванчик, Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности лич-ности: Материалы всесоюзного симпозиума [Текст] / Т.Ф. Иванчик. - Ко-строма: Издательство Костромского государственного института, 1996. - с. 46 - 48. 18. Кадыров, С. Профориентационная работа с подростками [Текст] / С. Кады-ров. - Душанбе: Издательство ДГУ, 1990. - 269 с. 19. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. - М.: "Про-свещение", 1994. - 347 с. 20. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебное пособие для студен-тов факультетов психологии и социальной работы [Текст] / Е.А. Климов. - М.: "Апрель - Пресс", 1998. - 300 с. 21. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. - М.: "Ап-рель - Пресс", 1996. - 400 с. 22. Константиновский, Д. Новое поколение выбирает [Текст] / Д. Константи-новский // Огонек. - 1996. - № 22. - с. 23 - 24. 23. Кузнецова, И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. Профессиональная ориентация школьников: Сборник статей [Текст] / И.В. Кузнецова; Ред. коллегия: В.Б. Успенский и др. - Ярославль: "Альманах", 1996. - 84 с. 24. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики [Текст] / Б.В. Кулагин. - М.: "Педагогика", 1994. - 215 с. 25. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. - М.: "Просвещение", 1984. - 329 с. 26. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации [Текст] / Под ред. А.Ф. Кудряшова. - М.: "Академия", 1999. - 300 с. 27. Матусевич, В.А., Оссовский, В.Л. Социальная микросреда и выбор про-фессии [Текст] / В.А. Матусевич, В.Л. Оссовский. - Киев: Издательство Киевского государственного университета, 1992. - 415 с. 28. Мельников, В.М., Яплонский, Л.Т. Введение в экспериментальную психо-логию личности: Учебное пособие для педагогических институтов [Текст] / В.. Мельников, Л.Т. Яплонский. - М.: "Академия", 1995. - 319 с. 29. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: "Апрель - Пресс", 1997. - 180 с. 30. Основы социальной работы: Учебное пособие [Текст] / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок. - М.: "Просвещение", 1997. - 317 с. 31. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст] / Е.Н. Прошицкая. - М.: "Академия", 1991. - 210 с. 32. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст] / Е.Н. Прошицкая. - М.: "Просвещение", 1999. - 128 с. 33. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе [Текст] / А.С. Прутченков. - М.: "Эксмо-Пресс", 2001. - 314 с. 34. Пряжников, Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н.С. Пряж-ников. - Москва-Воронеж: "МОДЭК", 1997. - 220 с. 35. Пряжников, Н.С. Активизирующие опросники профессионального и лич-ностного самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников. - Моска-Воронеж: "МОДЭК", 1997. - 120 с. 36. Психологические тесты [Текст] / Под ред. Э.Р. Ахмеджанова. - М.: "Лист", 1997. - 302 с. 37. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддерж-ке населения в Российской Федерации [Текст] // Бюллетень Министерства труда РФ. - 1996. - № 11. - с. 63 - 68. 38. Социологический словарь [Текст] / Под ред. Аберкромби Н., Хил С., Б.С. Тернер. - М.: "Академия", 1999. - с. 239 - 240. 39. Степаненков, Н.К. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / Н.К. Степаненков. - Минск: Издательство Минского государственного универ-ситета, 1993. - 269 с. 40. Титма, М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР) [Текст] / М.Х. Титма. - М.: "Апрель - Пресс", 1995. - 198 с. 41. Тощенко, Ж.Т. Социология: Учебное пособие [Текст] / Ж.Т. Тощенко. - М.: "Прометей", 1998. - 270 с. 42. Формирование личности старшеклассника [Текст] / Под ред. И.В. Дубро-виной. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 170 с. 43. Чередниченко, Г.А., Шубкин, В.Н. Молодежь вступает в жизнь: социоло-гические исследования выбора профессии и трудоустройства [Текст] / Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин. - М.: "Просещение", 1995. - 175 с. 44. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П.А. Шавир. - М.: "Педагогика", 1991. - 95 с. 45. Ярошенко, В.В. Школа, профессиональное самоопределение учащихся [Текст] / В.В. Ярошенко. - Киев: "Радяньска школа", 1993. - 170 с. Цена: 3000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru