Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Условия приобщения дошкольников к национальной культуре народов Удмуртии ID работы - 672841 психология (дипломная работа) количество страниц - 53 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ УСЛОВИЙ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 1.1. Теоретические подходы к изучению феномена этнокультуры 1.2. Педагогические условия и основные пути развития интернационального общения детей 1.3. Основные подходы к построению технологии приобщения дошкольников к национальной культуре 1.4. Особенности педагогической оценки приобщенности дошкольников к национальной культуре ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА И МЕТОДОВ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 2.1. Выявление состояния приобщения дошкольников к национальной культуре 2.2. Описание системы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре 2.3. Анализ результатов работы по приобщению дошкольников к национальной культуре ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ: Актуальность исследования. Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться прежде незыблемые границы не только малочисленных национальных анклавов, но и больших этносов, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности (В.В.Розанов, Р.М.Ситько, З.П.Соколова, Р.М.Чумичева). Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего в сфере культуры и образования. По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, Р.М.Римбурга, В.М.Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г.Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. С.А.Козлова, Е.И.Корнеева, С.Н.Морозюк, Э.К.Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов. Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры, приобщения ребенка дошкольного возраста к национальной культуре. Актуальность данной проблемы определила выбор темы дипломной работы. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить успешность педагогической технологии приобщения дошкольников к традициям национальной культуры средствами этнографической культуры. Объект исследования - процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к традициям национальной культуры. Предмет исследования - педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к национальным традициям. Гипотеза исследования. Приобщение дошкольников к традициям национальной культуры средствами будет эффективным, если: • педагогическая технология обеспечивает взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, интеграцию различных видов искусств при опоре на фольклор и другие этнографические средства, взаимодействие "педагог-ребенок-родитель"; • дидактическая модель приобщения к традициям удмуртского народа будет реализовываться через субъектно-субъектное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность; • усвоение традиций удмуртского народа у старших дошкольников рассматривается как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности. В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования: 1. Определить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, благоприятствующие приобщению ребенка к национальной культуре. 2. Установить уровни, критерии усвоения традиций удмуртского народа и показатели их диагностики у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать педагогическую технологию приобщения дошкольников к народным традициям. 4. Осуществить экспериментальную диагностику приобщения дошкольников к народным традициям. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание. 1975, №10, с. 15-19 2. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. //Вопросы психологии, 1996, №5., с. 21-27. 3. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1996, №4., с. 44-47. 4. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. // Вопросы психологии, 1976, №1., с. 15-22. 5. Ершов А.А. Психология соактивности людей. СПб.: Знание, 1992.-32 с. 6. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск: Народная асвета, 1984. - 239 с. 7. Коломинский Я.Л. Малая (контактная) группа как универсальная система непосредственного межличностного общения. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Минск, Изд-во «Университетское», 1985. – 220 с. 8. Кон И.С. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений)// "Новый мир". 1966, №9., с. 78-81. 9. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 1997. С. 98 - 108. 10. Мингазова Ф. Национальное воспитание в условиях детского сада //Этнос и культура, 1996, №3., с. 45-47. 11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. – 480 с. 12. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1974. – 320 с. 13. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 1997. - 384 с. 14. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. – 142 с. 15. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. - М.: Просвещение, 1966. - 315 с. 16. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989. – 227 с. 17. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии, 1980, №6. с. 19-22. 18. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1987. – 287 с. 19. Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения. //Вопросы психологии, 1991, №5., с. 44-47. 20. Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам. //Вопросы психологии, 1998, №3., с. 41-42. 21. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии, 1996, №3., с. 12-15. 22. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания //Вопросы психологии, 1996, №4., с. 30. 23. Счастная А.М. Сравнительный анализ межличностного взаимодействия детей шестилетнего возраста в условиях подготовительных групп и классов. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Минск, изд-во «Университетское», 1985. – с. 124-130. 24. Тентюрина Н. Семья и проблемы межнационального общения // Дошкольное воспитание, 2001, №10., с. 23-28. 25. Трофимов С.С. Проблемы взаимодействия культур в контексте музыкального воспитания общеобразовательной школы // В сб. «Российское Государство: прошлое, настоящее, будущее» – Ижевск, 1997. – 240 с. 26. Хакимов Э.Р. Этнопсихология и этнопедагогика в проектировании педагогического процесса. – Ижевск, Изд-во ИУУ, 2003. – 104 с. 27. Хотинец В.Ю. Методология программы этнокультурного развития детей дошкольного возраста. // В сб. "Образование в Удмуртии" – Ижевск, 1998, №2., с. 45-53. 28. Хотинец В.Ю. Особенности этнокультурного развития подростков татарской национальности в зависимости от включенности в культуру своего народа // Дети и подростки в современном мире: защита, помощь, поддержка. – Ижевск; Изд-во РИУМЦ, 1999. 29. Хотинец В.Ю. Методология программы этнокультурного развития детей дошкольного возраста // Образование в Удмуртии, №2, 1998, с. 34 - 37 Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru