Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА ID работы - 746772 психология (курсовая работа) количество страниц - 36 год сдачи - 2006 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС САМОСОЗНАНИЯ. ТРАКТОВКА САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ. 5 1.1. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ. 5 1.2. ВЗГЛЯД ФИЛОСОФОВ НА ПРОБЛЕМУ САМОСОЗНАНИЯ. 5 1.3. Проблема самосознания в психологии. 6 1.3.1.Взгляд зарубежных психологов на проблему самосознания. 6 1.3.2. Взгляд отечественных психологов на проблему самосознания. 8 Структура самосознания. 9 Самооценка. 10 1.4. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. 10 Вывод к первой главе…...………………………………………………13 ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА. 14 2.1. Роль физических изменений в самосознании младшего подростка. 14 2.2. Роль мышления в становлении самосознания. 15 2.4. Роль социальных факторов в развитии самосознания младшего подростка. 16 2.4.1. Семья. 16 2.4.2. Учитель и учащиеся. 18 2.4.3. Чувство взрослости. 18 2.4.4. Общество сверстников в школе и вне ее. 19 2.4.5. Роль идеала в развитии самосознания. 21 Вывод ко второй главе……….……………………………………...….22 Вывод к первой и второй главе……………...………………………..22 ГЛАВА III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 24 3.1.Методика исследования…...……………………………….…25 3.2. Анализ данных, полученных с помощью психодиагностики. 26 3.2.1.Социометрический срез, анкета и опросник "Мой класс……………………………………………………………………………….…...26 3.2.2. РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ. 26 3.2.3. ТЕСТЫ НА САМООЦЕНКУ, САМООТНОШЕНИЕ. 28 3.2.4. ИДЕАЛ 29 ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОГО РЕБЕНКА. 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32 БИБЛИОГРАФИЯ 35 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………..……………………..…..37 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность темы На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь "ядром личности", самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и ряда других авторов раскрываются различные аспекты становления самосознания, его развития. В числе наименее изученных вопросов - условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности в начале переходного возраста, когда происходят качественные изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной активности. Было установлено, что на формирование личности и ее самосознание решающее влияние оказывают социальные, психические и физиологические условия и факторы. Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В подростковой возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе. В подростковом возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития. Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение подросткового возраста для развития самосознания, которое Л.С. Выготский считал основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного "Я", возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте (по И.С. Кону). Этот период считается критическим или даже периодом возникновения самосознания во всей его целостности. Согласно С.Л. Рубенштейну, процесс формирования самосознания протекает " от наивного неведения в отношении самого себя ко все более глубокому самопознанию, соединяющемуся со все более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для подростков все более переносится к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом". Поэтому изучение особенностей самосознания на возрастном рубеже является важным направлением психолого-педагогических исследований. Основным объектом исследования явилось самосознание растущего человека в младшем подростковом возрасте. Предметом данного исследования стали условия и факторы, влияющие на формирование самосознания в начале подросткового возраста. Цель настоящей работы заключалась в создании психологических условий, обеспечивающих оптимальные возможности для выявления особенностей самосознания в начале подросткового возраста, для развития у младших подростков способности к самопознанию и самоанализу. В ходе исследования решались следующие задачи: 1. Изучить генезис самосознания личности по данным научных исследований. 2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии. 3. Исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания. 4. Разработать систему психолого-педагогических приемов и методов, позволяющих организовать целенаправленное самопознание подростков. Гипотеза исследования состоит в том, что формирование и развитие самосознания подростков происходит под влиянием различных условий и факторов, а также может осуществляться путем развития у них способностей к самонаблюдению, рефлексии, самоанализу, самоконтролю в процессе специально организованных занятий, включающих приемы и методы активного психологического воздействия. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 144 с. 2. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1985. - 20 с. 3. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979. - 96 с. 4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с. 5. В мире подростка/ Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Медицина, 1981.- 293 с. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах/ Гл. ред. А.В. Запорожец. Т. 4. Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с. 7. Драгунова Т.В. Психологические особенности. - Сов. педагогика, 1972, N 8, с. 79-93. 8. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: "Дом педагогики", 1996. - 208 с. 9. Кон И.С. Открытие "Я".- М.: Политиздат, 1978. -367 с. 10. Кон И.С. В поисках себя.- М.: Политиздат, 1984. -335с. 11. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М.: Просвещение, 1965. - 316 с. 12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. -М.: Изд-во РОУ, 1996. - 180 с. 13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с. 14. Лозоцева В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу: Автореф. дис....канд. психол. наук. М., 1978. - 20 с. 15. Малахова А.И. Сознание и самосознание личности. - Автореф. дис. на соискание учен. степени канд. философ. наук. -Л., 1972. - 23 с. 16. Олейник Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования. - Автореф. дис. на соискание учен. степени канд. философ. наук. - Л., 1975. - 25 с. 17. Психологический словарь 18. Ремшмидт Х. Подросткоый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. _ 320 с. 19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с. 20. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992. - 256 с. 21. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 288 с. 22. Учителям и родителям о психологии подростка/ Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Высш. шк., 1990. - 304 с. 23. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педегогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с. 24. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1978. - 54 с. 25. Философская энциклопедия 26. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для стедентов/ Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 256 с. 27. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. М., 1966, с. 228 - 239. 28. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. - 144 с. Цена: 1050.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru