www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Учебная мотивация у старших дошкольников и младших школьников


ID работы - 615485
психология (дипломная работа)
количество страниц - 77
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Оглавление

Введение 3
1. Литературный обзор 8
1.1. Понятие мотивации и мотивационно-потребностная сфера 8
1.2. Характеристика мотивации учебной деятельности школьников 17
1.3. Проблема формирования психологической готовности детей к школе 22
2. Эмпирическое исследование, направленное на мониторинг мотивации учения у младших школьников 38
2.1. Организация исследования 38
2.2. Анализ результатов исследования 44
2.3. Выводы по исследованию и рекомендации 59
Заключение 62
Библиография 64
Приложения 70




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Актуальность темы.
Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образования. Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но, несмотря на это, учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться, это касается как дисциплин гуманитарного, так и естественного цикла. Вместе с тем, в настоящее время учащиеся средней общеобразовательной школы должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самоактуализации, самообразованию в процессе учебной деятельности. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем в средней общеобразовательной школе является создание условий для развития мотивации учебной деятельности.
Любая деятельность, в том числе, учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности. Как регулятор учебной деятельности мотивация пронизывает все психологические процессы обучаемого и оказывает воздействие на всю гамму мотивационных отношений.
Необходимо отметить, что проблема мотивации учения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле. Основные усилия педагогов направлены, прежде всего, на совершенствование методического аппарата учебного процесса, в то время как развитие мотивационной сферы деятельности учащихся относится к самым интимным и трудно осознаваемым сторонам человеческой психики, является важным рычагом активизации учебно-познавательной деятельности.
Научная разработанность темы.
Проблемой мотивов и мотивационной сферы деятельности занимались ведущие зарубежные ученые: А. Маслоу, Д. Мак Клелланд, Ф. Герцберг, В. Варум, Л. Портер, Э. Лоулер, Х.Хекхаузен.
Проблема развития мотивации учебной деятельности является актуальнейшей проблемой психологии и педагогики на настоящем этапе развития современной школы. Эта проблема привлекала и привлекает не только ведущих представителей педагогики, но и философии, социологии, психологии. Диагностика и сущность мотивации учебной деятельности получила свое развитие в трудах В.Г.Асеева, Ю.К.Бабанского, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейн, Г.И.Щукиной, Л.И.Божович, В.Ф. Паламарчука, В.С.Мерлина, П.МЛкобсона, В.С.Ильина, А.К.Марковой, Н.В. Кузьминой, В.В.Давыдова , Н.Ф.Талызиной и др. В исследованиях ученых показана структура мотивации учебной деятельности, механизм возникновения учебных мотивов, а также роль мотивации в осуществлении учебной деятельности. В современной психолого-педагогической литературе проблема мотивации учебной деятельности анализируется с разных позиций: структура и динамика мотивации, обусловленные целями обучения, проанализированы Р.Р.Бибрих, В.И.Васильевым, Ф.М.Рахматулиным, обусловленность эффективности учебной деятельности мотивацией исследуется Ю.М.Орловым, Т.С.Савочкиной, Ю.К.Черновой. По их мнению, мотивы учебной деятельности формируются и развиваются достаточно эффективно в единстве с другими сторонами мотивационной сферы, т.е. потребностями, целями и т.д.
Цель исследования - изучить особенности мотивации учения у дошкольников и младших школьников и определить возможные психолого-педагогические направления ее формирования.
Объект исследования - мотивационно-потребностная сфера дошкольников и младших школьников.
Предмет исследования - особенности мотивации учения и возможности ее активизации у дошкольников и младших школьников.
Гипотеза исследования - целенаправленное педагогическое и психологическое воздействие, учитывающее специфику мотивационно-побретностной сферы дошкольников и младших школьников, способствует формирования мотивации учения.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к разработке проблемы мотивации учения и особенностей ее формирования в дошкольном и младшем школьном возрасте.
2. Разработать и применить диагностический комплекс для изучения мотивации учения у дошкольников и младших школьников.
3. Изучить особенности мотивации учения у дошкольников и младших школьников.
4. Проанализировать факторы, влияющие на повышение мотивации учения у дошкольников и младших школьников.
5. Определить возможные психолого-педагогические направления формирования мотивации учения у дошкольников и младших школьников.
Методологической основой исследования явились труды известных отечественных исследователей в области общей, возрастной, педагогической и специальной психологии: теоретические положения Леонтьева А.Н. о единстве структуры психической и практической деятельности человека; учения Божович Л.И., Марковой А.К., Менчинской Н.А. о мотивационно-потребностной сфере младшего школьника; концепция учебной деятельности Давыдова В.В., Эльконина Д.Б.; культурно-историческая теория развития психики Выготского Л.С.; специальные принципы психологического изучения детей: комплексность, системность, динамичность, качественно-количественный подход к оценке результатов исследования (Лубовский В.И., Забрамная С.Д., Левченко И.Ю., Ульенкова У.В. и др.).
В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования использовались следующие методы: теоретический анализ психологических исследований по рассматриваемой проблеме; эмпирические методы - наблюдение, анкетирование, беседа; психолого-педагогический эксперимент; методы психодиагностики; изучение медико-психолого-педагогической документации; методы качественного и количественного анализа полученных данных.
Научная новизна исследования. Осуществлено экспериментальное изучение особенностей мотивации учения у дошкольников и младших школьников. Проведено экспериментальное исследование мотивации учения у детей в процессе их обучения и выявлены ее специфические особенности. Получены новые данные об особенностях мотивации учения дошкольников и младших школьников, дополняющие их психолого-педагогическую характеристику. Выявлены факторы и условия, влияющие на формирование у дошкольников и младших школьников учебных мотивов. Намечены возможные психолого-педагогические направления коррекции мотивации учения у дошкольников и младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизировано положение об общих и специфических закономерностях развития мотивационных процессов у дошкольников и младших школьников. Дано теоретико-методологическое обоснование работы по формированию мотивации учения у дошкольников и младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования его результатов педагогами и психологами при разработке программ, направленных на формирование и коррекцию мотивации учения у дошкольников и младших школьников; преподавателями педагогических вузов при предметной подготовке специалистов на психологических факультетах; в практике консультирования и психологической помощи; в психологическом просвещении и консультировании родителей; при переподготовке и повышении квалификации психологов и педагогов.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №№ 1234 г. Москвы с подготовительным классом для дошкольников. В исследовании приняли участие 30 дошкольников и младших школьников 6-7 лет.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений, иллюстрирована таблицами.

1. Литературный обзор

1.1. Понятие мотивации и мотивационно-потребностная сфера

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится как к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении, так и к т числу сложных и неоднозначных.
Усиление интереса к мотивации, как к движущей силе человеческого поведения, стержня личности и смыслообразующей ее стороны, связано со сложностью ее структуры, с одной стороны, и с повышением роли субъективного фактора в личностном развитии - с другой (Асеев В.Г., 1976; Вилюнас В.К., 1990; Додонов Б.И., 1984; Кулюткин Ю.Н., 1972; Леонтьев А.Н., 1972; Маркова А.К., 1983; Мерлин B.C., 1997; Мясищев В.Н., 1995; Рубинштейн С.Л., 1969; Слободчиков В.И., 1995; Узнадзе Д.Н., 1966; Хекхаузен X., 1986; Якобсон П.М., 1969 и др.).
Однако, обилие публикаций, посвященных изучению теоретических и практических проблем мотивации человеческого поведения, еще не говорит о существовании единой теории мотивации. В современной теории мотивации неоднозначно определены основные понятия, составляющие категориальный аппарат данного психолого-педагогического феномена: мотивационная сфера личности, мотивация, мотив, мотивирование, мотивировка, мотивационное состояние и др. ГТ.М. Якобсон считает, что трудно назвать другую область исследован




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Библиография

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998
2. Альтхауз Д. , Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение 1984 г.
3. Анциферова Л. И. Личность и деятельность.— В сб.: Проблемы личности Материалы симпозиума. М., 1969, т. 1, с. 434—442.
4. Анциферова Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности.— Психологический журнал, 1981, т. 2, № 2, с. 8—18.
5. Асеев В. Г. Проблемы мотивации и личность.— В сб.: Теоретические проблемы психологии личности.— М., 1974, с. 122—144.
6. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1990 г.
7. Батаршев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе: Теоретико-методологический аспект.-СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996.-80 с.
8. Божович Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека.— В сб.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978, с. 168—179.
9. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.— В сб.: Изучение мотивации поведения детей и подростков М., 1972, с. 7—44.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968
11. Будницкая И. Ребёнок идет в школу / Библиотека для родителей. М.: 1995.
12. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1989 г.
13. Вилюнас В. К. Теория деятельности и проблема мотивации.— В кн.: А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983, с. 191 — 200.
14. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса. М, 1975.
15. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997, С. 145.
16. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983а.
17. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 19836.
18. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
19. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. в 6 – ти т.. Т. – М.,1984
20. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности.— В сб.: Теоретические проблемы психологии личности.— М., 1974, с. 145—169.
21. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999
22. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., «Просвещение», 1991
23. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста М., 1982. 399 с.
24. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии 1967 №2. Стр. 8-10
25. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М.: Дом педагогики, 1999.
26. Занков Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения (I–II классы). — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
27. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2001
28. Ильин Е.П., Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
29. Истомина Н.Б., Муртазина Н.А. Готовимся к школе. М.: ИНТ, 2004. – 48 с.
30. Кикнадзе Д. А. Система факторов действия и развития личности.— Тбилиси, 1982.— 227 с.
31. Ковалев В. И. К проблеме мотивов.— Психологический журнал, 1981, т. 2, № 1, с. 29—44.
32. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., «Просвещение», 1989
33. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет. сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996
34. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998
35. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1988
36. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997
37. Кутеева В.П. Личность и ее развитие в процессе обучения. – Саранск: Изд – во МГУ им. Н.П. Огарева,1996.
38. Левин К. Об экспериментах Г. В. Биренбаум и Б. В. Зейгарнчк // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979.
39. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М 1975— 303 с
40. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции.— М., 1971.— 39 с.
41. Леушина А.М. Обучение счёту в детском саду. -М. : Учпедиз. 1961г.стр. 17-20.
42. Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. -Л.: 1964г.
43. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М., Педагог. об-во России, 2000
44. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V VI классы). Книга для учителя. М., Ось-89, 2001
45. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома. М, 1995.
46. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М., 1994 г.
47. Маслоу А., Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 2001 – 478 с.
48. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981
49. Мухина В. Возрастная психология. М, 1998.
50. Налчаджян А.А. Личность, психическая адаптация и творчество. Ереван, 1980. – 264 с.
51. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995
52. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего: Перевод с английского. М.: 2002.
53. Нюттен Ж. Мотивация//Экспериментальная психология. Вып. 5. М., 1975.
54. Оклендер В. «Окна в мир ребенка». М., Независимая фирма «Класс», 1997
55. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988, С. 133.
56. Островская Л. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М, 1990.
57. Патяева Е. Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации.— Вестник МГУ: Серия 14. «Психология», 1983, № 4, с. 23—32.
58. Переслени Л. И., Подобед В. Л. Исследование прогностической деятельности для характеристики умственного развития детей // Дефектология. 1982. № 6. С. 11—17.
59. Переслени Л.И., Подобед В.Л., Чупров Л.Ф. Исследование особенностей прогностической деятельности. – Абакан: АГПИ, 1990. – 30 с.
60. Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопр. филос. 1982. № 3.
61. Петровский В. А. К психологии активности личности // Вопр. психол. 1975. № 3.
62. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. М. 1992г.
63. Практикум по возрастной психологии. Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, Санкт-Петербург, изд-во РЕЧЬ 2005г.
64. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Под ред. Венгер Л.А. -Киев: 1985 г.
65. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983
66. Психология. Под ред. Рудика П.А. М.,1974.
67. Ричи Ш. , Мартин П. Управление мотивацией. Учеб. пос. для вузов. 2004 г.
68. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. — 193 с.
69. Роттер Дж. Социально-когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер. М.: 2002.
70. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1973 – 590с.
71. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст, Санкт-Петербург, изд-во РЕЧЬ 2005г.
72. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников. - М., 1989 г.
73. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
74. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995
75. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981
76. Чуприкова Н.И. Развитие человека как субъекта деятельности и познания с точки зрения системно-структурного подхода. // Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические, философские, социокультурные аспекты).М., Моск. психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК , 2001
77. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода). М., Моск. психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК , 2003
78. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995
79. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.
80. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. // Вопросы психологии, №5, 1994.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru