Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Тревожность и экзаменационные испытания у человека ID работы - 691691 психология (курсовая работа) количество страниц - 50 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение.....................................................................................……..…………..2. Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека 1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека..........................………….7. 1.2 Изучение природы тревожности и уровней тревожности...........11. 1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания...…….16. 1.4 Зависимость тревожности от психических свойств личности....19. Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и студентами, имеющими различные уровни тревожности 2.1 Психокоррекционная работа с учащимися ...................................22. 2.2 Психокоррекционная работа со студентами………………..........30. Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена 3.1 3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении…......38 Заключение..................................................................................…….….………40. Литература……………………………………............................................….42. Приложение 1………………………………………………………………….45. Приложение 2………………………………………………………………….46. Приложение 3…………………………………………………………………. ВВЕДЕНИЕ: Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности, причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами трудах таких авторов, как: Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995,с.8-11. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21-28. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал, т. 17, 1996, № 1, с.169-174. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / /Вопросы психологии, 1993, № 1, с. 104-113. Диагностика школьной дезадаптации/ Под ред. С.А.Беличевой. М.: Педагогика, 1993. Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматическиезаболевания// Психология.Учебник. под ред.А.А. Крылова.- М.:Проспект,1999 с.442-453. Творогова Н.Д. Тревожность .Психология. Лекции для студентов медицинских вузов.- М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275. Естественно, что работа по профилактике школьной или, тем более, студенческой тревожности, связанной с учебной деятельностью, должна проводиться прежде всего преподавателями, учителями и родителями и начинаться с первого дня пребывания обучающегося в учебном заведении. Чрезвычайно важным в этой связи исследователи считают коррекцию ожиданий родителей по отношению к учебной деятельности своего ребёнка, поскольку, как показали специальные исследования, именно повышение ожидания родителей - основной источник тревожности, в частности, у младших школьников [14, с.26]. С одной стороны, психические состояния тревожности выступают в качестве важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают существенное влияние на эффективность и качество различных видов трудовой деятельности. С другой стороны, как признают сами ученые, "эта проблема в современной психологии недостаточно разработана" [28, с.169]. В отечественной науке отсутствует единое мнение об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами- с одной стороны, и психическими свойствами личности - с другой. Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических процессов, черт характера и свойств личности [40, с.385-386]. Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности. Развитию этой темы, в частности, посвящены работы Р.Х. Габдреевой [10, с.112-146], К.С. Лебединской [20, с.54-157], А.М. Прихожан [31, с.5-26], Н.Д. Твороговой [39, с.271-275], А.С. Спиваковской [37, с.44-136]. В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности. В нашей работе мы рассматриваем изучение психических состояний в условиях познавательной и учебной деятельности, для которых свойственны состояния напряжённости и тревожности у обучающихся. Некоторые зарубежные исследователи (Х. Хеккаузен, З. Хелус) в своих работах подчёркивают связь тревожности с определённой сферой деятельности и общения, с типом ситуации, например, выделяя при этом экзаменационную тревожность. Предмет исследования в нашей работе стала готовность студентов вузов к действиям в экстремальной ситуации экзамена. Мы прослеживаем возможную зависимость успеваемости от эмоционального благополучия респондентов в процессе обучения, трудности и проблемы студенческого возраста, связанные, в частности, с личностной самооценкой и управлением процессом тревожности в стрессовой ситуации экзамена. Объектом исследования является анализ таких психических состояний личности, как напряжённость, тревожность в экстремальной ситуации экзамена, а также возможная соотнесенность показателей уровня тревожности (низкий, средний и высокий) с качеством учебы респондентов. Целью работы стало изучение влияния показателей уровня тревожности, напряжённости общего состояния респондентов (студентов) на продуктивность процесса обучения. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи: 1) Выявить условия и факторы, влияющие на показатель уровня тревожности тревожности студентов в экстремальной ситуации экзамена. 2) Исследовать методы управления тревожностью, а также её проявления в виде интенсивности, уровня, глубины воздействия на физиологию и психику студентов. 3) Определить возможную зависимость уровня тревожности от качества учебной деятельности студентов. 4) Описать способы выражения тревожности во внешнем поведении респондентов исходя из их оценки своего состояния накануне экзаменов и в ходе экзаменов. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1. Изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы по психологии, педагогике, медицине, тематических сборников трудов Академий психологических и педагогических наук по проблемам исследования. 2. Проведение анкетирования и наблюдений. 3. Анализ изученного и собранного в результате проведенного опроса материала и его графическое обобщение в виде таблицы (Приложение-2) Базой исследования стал Камчатский государственный педагогический институт, 50 студентов которого (2 и 3 курсы физмата) приняли участие в проведенном эксперименте. Практическое значение работы состоит в том, что в нашей работе в ходе эксперимента мы выявили уровень самооценки личностной тревожности студентов вуза и проследили зависимость тревожности от успешности учебной деятельности. Кроме того, в ходе анализа полученных результатов, мы попытались выявить возможную зависимость уровня личностной тревожности в стрессовой ситуации экзамена от ее уровня в предсессионный период. Наше предположение состояло в том, что высокий уровень тревожности, зафиксированный в личностной самооценке респондентов из числа студентов вузов, ощутимо связан с общей успеваемостью. Мы предположили, что чем выше уровень тревожности, тем более негативно он влияет на общее состояние во время экзамена и на получаемый конечный результат (в виде оценки), и наоборот, чем меньше уровень тревожности (или в силу хорошей подготовленности к экзамену, или в силу умения управлять своим состоянием), тем выше результат, оценка, получаемая в ходе экзамена. Иными словами - чем ближе общее состояние студента к оптимальному уровню тревожности, тем выше результат, успеваемость во время экзамена. Проведенные нами наблюдения и сделанные на основе собранного материала выводы могут заинтересовать родителей, учителей, преподавателей, непосредственно занятых практической психологической работой в учебных учреждениях (школах, интернатах, техникумах, училищах, ВУЗах), а также студентов психологических и педагогических специальностей, изучающих вопросы влияния показателей уровней тревожности на качество обучения и экзаменационную ситуацию. Наша работа состоит из Введения, трех глав и Заключения, а также из Приложения и Списка изученной и использованной нами научной литературы. Во Введении нами описаны актуальность изучаемой проблемы, объект и предмет исследования, задачи, конкретизирующие цель, методы исследования, база исследования, его практическое значение и структура курсовой работы. В первой главе "Изучение эмоциональных состояний человека" мы раскрываем основные используемые нами в работе понятия о таком психическом состоянии как тревожность (в частности, стресс, тревога, тревожность, явления тревожного ряда), показываем историю изучения этого вопроса зарубежными и отечественными психологами, раскрываем вопросы связи экзаменационных переживаний с самооценкой. Во второй главе "Психокоррекционная работа со студентами, имеющими различные уровни тревожности" описаны методы психологической коррекции тревожности у детей школьного возраста и студентов вузов. В третьей главе "ЭКСПЕРИМЕНТ по выявлению самооценки уровня личностной тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена" описывается проведенный нами эксперимент, показаны способы выражения тревожности во внешнем поведении студентов, делаются выводы о зависимости показателей уровня тревожности от качества учебы студентов. В Заключении сделаны выводы по проблеме, сформулированной в названии темы нашей работы. Приложение, помещенное в конце работы, включает: 1. Образец проведенной среди студентов КГПИ анкеты-опросника (Приложение-1), 2. Сводную таблицу полученных при анализе анкет данных (Приложение-2), 3.Анкеты (50 штук). Список литературы включает перечень авторов и их работ 44 наименований, размещенных в алфавитном порядке. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. - М.: МГУ, 1987. 2. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984, с.214-276. 3. Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников. / Типологические исследования по психологии личности (Сб. под ред. В.С. Мерлина). - Пермь, 1967, с.34 - 46. 4. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. М.: Педагогика, 1986. 5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1979, № 2, с.72-79. 6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993, № 1, с.104 - 113. 7. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. - М.: Педагогика, 1988. 8. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ВУЗе (Под ред. проф. Н.Н. Обозова). - Л.: ЛГУ, 1984. 9. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.- М.: Педагогика, 1995,с.8-11. 10. Габдреева Р.Х. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.- Казань, 1983, с. 68-85. 11. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989. 12. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С.А.Беличевой. М.: Педагогика, 1993. 13. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1995. 14. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование. // Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21-28. 15. Израд К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980. 16. Китаев Н.С., Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. 17. Козлова В.Т. Диагностика лабильности мыслительно-речевой деятельности по тестам и самооценке. //Вопросы психологии, 1983, № 4, с. 89-96. 18. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1996. 19. Лайтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика,1971. 20. Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.- М.: Педагогика, 1988. 21. Лучшие психологические тесты. / Под ред. А.Ф.Кудряшова.- Петрозаводск,1992, с.62-67. 22. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - Пермь,1973. 23. Небылицин В.Д. Психофизиологическические исследования индивидуальных различий. - М.: Педагогика, 1986. 24. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997. 25. Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Эксперементальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена. // Психологические исследования. - М., 1985, № 4, с.112-119. 26. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. / Под ред. И. В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.: Педагогика,1988. 27. Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1988, с.246-262. 28. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал, т. 17, 1996, № 1, с.169-174. 29. Стресс / Популярный энциклопедический словарь. - М.: БСЭ,1999, с.1273. 30. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: Знание, 1997. 31. Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. н. М., МГУ, 1977. 32. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. - Казань, 1991. 33. Прусакова М.Б. К вопросу о типологически обусловленном индивидуальном стиле в решении арифметических задач у младших школьников /Вопросы теории темперамента, Пермь, 1984, с.232-240. 34. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология /Межвузовский сборник. - Л.: ЛГУ, 1991. 35. Психодиагностические методы в комплексном исследовании студентов. - Л.: Просвещение,1976. 36. Секун В. И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов Опыт социально-психологического исследования. - Минск: Высшая школа, 1985. 37. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. М.: Педагогика, 1988. 38. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. -М.: Прогресс, 1982. 39. Творогова Н.Д. Страх и тревожность.Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. -М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275. 40. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385-386. 41. Учителям и родителям о психологии подростка. (Сборник). -М.: Высшая школа, 1990. 42. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. -М.: Прогресс, 1986 43. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. -М.: АПН, 1961. 44. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. / Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект,1999, с. 442-453. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru