www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Теория восприятия в психологии


ID работы - 611838
психология (курсовая работа)
количество страниц - 43
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание:
Введение 3
1. Общая характеристика восприятия 4
1.1 Целостность и виды восприятия 4
1.2 Физиологические основы восприятия 8
1.3 Восприятие и действие 12
Выводы по главе 13
2. Свойства восприятия 14
2.1 Избирательность восприятия 14
2.2 Апперцепция 17
2.3 Осмысленность и обобщенность восприятия. 18
2.4 Константность восприятия. 20
Вывод по главе 21
3. Виды восприятия в зависимости от объекта отражения 22
3.1 Виды восприятия 22
3.2 Теории восприятия 28
3.3 Восприятие человека человеком. 29
Выводы по главе 31
4. Наблюдение и индивидуальная наблюдательность 32
4.1 Понятие «наблюдение» 32
4.2 Соотношение общего и индивидуального в восприятии 36
Выводы по главе 38
Заключение 39
Список литературы 43




ВВЕДЕНИЕ:



Введение
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и прояв¬ления психики вообще и сознания человека как конкретно-ис¬торической личности в особенности. Психология изучает внут¬ренний мир человека как сознательного субъекта обществен¬ного развития, который следует учитывать в процессе воспи¬тания и обучения, при прогнози-ровании поведения и деятель¬ности людей.
Актуальность исследования заключается в том, что, познавая окружаю-щую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметными миром. Предметы опоз¬наются нами по совокупности их характерных призна-ков. Это осуществляется посредством восприятия – «непосредственного, чув-ственного отраже¬ние предметов и явлений в целостном виде в результате осоз¬нания их опознавательных признаков. Восприятие иначе называется перцепци-ей (от лат. perceptio – воспринимаю), а процессы восприятия – перцептивными процессами» [12].
Проблема исследования является следствием восприятия образов, кото-рые построены на основе различных ощу¬щений. Они не сводятся к простой сумме этих ощуще¬ний. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыс-ле¬нием предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к опре¬деленной катего-рии, типу, классу. И только создав теоретическую концепцию объединяющего это психологическое явление в определенную систему, охватив его соответст-вующим поняти¬ем, мы можем оценивать и интерпретировать его. Дополни-тельную проблему создает так же и то, что, являясь чувственным этапом позна-ния, восприятие нераз¬рывно связано с мышлением, имеет мотивационную на-прав¬ленность, сопровождается эмоциональным откликом. Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соот-несения объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хо¬рошо зна-комые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно. Поэтому процесс восприятия – перцептивное действие. Его ре¬зультативность зависит от того, какие признаки объекта бу¬дут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов [15].
Целью работы является изучение психологических процессов восприятия.
Предмет исследования – процесс восприятия.
Объект исследования – теоретические подходы к изучению восприятия.
Задачи исследования:
• дать общую характеристику восприятия, определить целостность и основ-ные виды восприятия;
• провести анализ физиологического механизма восприятия и указать его осо-бенности;
• указать на взаимосвязь восприятия и действие индивида;
• провести анализ основных свойств: избирательности, апперцепции, осмыс-ленность и обобщенность, константности восприятия;
• провести теоретический анализ видов восприятия в зависимости от объекта отражения и выделить особенности восприятия человека человеком;
• рассмотреть особенности наблюдение, как осмысленного и преднамеренного вида восприятия и показать соотношение общего и индивидуального в на-блюдательности человека;
• дать выводы по каждой из глав и сделать общее заключение.
1. Общая характеристика восприятия
1.1 Целостность и виды восприятия
Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокуп¬ности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зави-сит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойства¬ми, различными частями, входящими в состав предмета или яв¬ления [10].
Без ощущений невозможно восприятие. На ладонь, предварительно за-крывшего глаза, положите небольшой предмет. У испытуемого возникают об-разы ощущения, отражающие лишь отдельные свойства предмета. Целостное опознание того же предмета через ощупывание затруднений не вызывает. Это – образ восприятия. В нем отражается система взаимосвязанных ощущений: ося-зательных, мо¬торных, кожных, температурных. Кроме ощущений, восприятие включает про¬шлый опыт человека в виде представлений и знаний. Восприни-маемый предмет, например новый вариант электронно-вычислительной маши-ны, соотносится с различными подобными, но уже знакомыми предметами [11].
Процесс восприятия протекает в связи с другими психиче¬скими процес-сами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что вос¬принимаем), волей (в той пли иной степени произвольно орга¬низуем процесс восприятия).
В результате воздействия определенных предметов и явле¬ний окружаю-щего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия. На-глядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего ми-ра. Это соотно¬шение является основой ориентировочной функции нашего по-ведения и деятельности. В своей познава¬тельной деятельности человек приоб-ретает знания, уточняет их, расширяет, сверяет свои знания с теми, которые из-вестны об¬ществу.
Практика, являясь источником знаний человека, в то же время вносит свои поправки в приобретаемые знания. Рассмот¬рим простой пример. Если в стакан с водой опустить палочку, то на стыке двух сред возникает искаженное восприятие се: палочк




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980.
2. Артамонов И.Д. Иллюзия зрения. – М.: Наука, 1979.
3. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
4. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Изд-во ЛГУ, 1964.
5. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
6. Венгер Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. – М.: Просвещение, 1969.
7. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. – М.: Просвещение, 1960.
8. Гельфанд С.А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. – М., 1984.
9. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П. и др. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 1967.
10. Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
11. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М.: Изд-во МГУ, 1975.
12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
14. Сеченов И.М. Впечатления и действительность. – В кн.: Избранные философские и психологические произведения. – М., 1957.
15. Шеварев П.А. Исследования в области восприятий: В 2-х т. Т.1. – М., 1969.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru