Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Теория восприятия в психологии ID работы - 611838 психология (курсовая работа) количество страниц - 43 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение 3 1. Общая характеристика восприятия 4 1.1 Целостность и виды восприятия 4 1.2 Физиологические основы восприятия 8 1.3 Восприятие и действие 12 Выводы по главе 13 2. Свойства восприятия 14 2.1 Избирательность восприятия 14 2.2 Апперцепция 17 2.3 Осмысленность и обобщенность восприятия. 18 2.4 Константность восприятия. 20 Вывод по главе 21 3. Виды восприятия в зависимости от объекта отражения 22 3.1 Виды восприятия 22 3.2 Теории восприятия 28 3.3 Восприятие человека человеком. 29 Выводы по главе 31 4. Наблюдение и индивидуальная наблюдательность 32 4.1 Понятие «наблюдение» 32 4.2 Соотношение общего и индивидуального в восприятии 36 Выводы по главе 38 Заключение 39 Список литературы 43 ВВЕДЕНИЕ: Введение Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и прояв¬ления психики вообще и сознания человека как конкретно-ис¬торической личности в особенности. Психология изучает внут¬ренний мир человека как сознательного субъекта обществен¬ного развития, который следует учитывать в процессе воспи¬тания и обучения, при прогнози-ровании поведения и деятель¬ности людей. Актуальность исследования заключается в том, что, познавая окружаю-щую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметными миром. Предметы опоз¬наются нами по совокупности их характерных призна-ков. Это осуществляется посредством восприятия – «непосредственного, чув-ственного отраже¬ние предметов и явлений в целостном виде в результате осоз¬нания их опознавательных признаков. Восприятие иначе называется перцепци-ей (от лат. perceptio – воспринимаю), а процессы восприятия – перцептивными процессами» [12]. Проблема исследования является следствием восприятия образов, кото-рые построены на основе различных ощу¬щений. Они не сводятся к простой сумме этих ощуще¬ний. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыс-ле¬нием предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к опре¬деленной катего-рии, типу, классу. И только создав теоретическую концепцию объединяющего это психологическое явление в определенную систему, охватив его соответст-вующим поняти¬ем, мы можем оценивать и интерпретировать его. Дополни-тельную проблему создает так же и то, что, являясь чувственным этапом позна-ния, восприятие нераз¬рывно связано с мышлением, имеет мотивационную на-прав¬ленность, сопровождается эмоциональным откликом. Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соот-несения объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хо¬рошо зна-комые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно. Поэтому процесс восприятия – перцептивное действие. Его ре¬зультативность зависит от того, какие признаки объекта бу¬дут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов [15]. Целью работы является изучение психологических процессов восприятия. Предмет исследования – процесс восприятия. Объект исследования – теоретические подходы к изучению восприятия. Задачи исследования: • дать общую характеристику восприятия, определить целостность и основ-ные виды восприятия; • провести анализ физиологического механизма восприятия и указать его осо-бенности; • указать на взаимосвязь восприятия и действие индивида; • провести анализ основных свойств: избирательности, апперцепции, осмыс-ленность и обобщенность, константности восприятия; • провести теоретический анализ видов восприятия в зависимости от объекта отражения и выделить особенности восприятия человека человеком; • рассмотреть особенности наблюдение, как осмысленного и преднамеренного вида восприятия и показать соотношение общего и индивидуального в на-блюдательности человека; • дать выводы по каждой из глав и сделать общее заключение. 1. Общая характеристика восприятия 1.1 Целостность и виды восприятия Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокуп¬ности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зави-сит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойства¬ми, различными частями, входящими в состав предмета или яв¬ления [10]. Без ощущений невозможно восприятие. На ладонь, предварительно за-крывшего глаза, положите небольшой предмет. У испытуемого возникают об-разы ощущения, отражающие лишь отдельные свойства предмета. Целостное опознание того же предмета через ощупывание затруднений не вызывает. Это – образ восприятия. В нем отражается система взаимосвязанных ощущений: ося-зательных, мо¬торных, кожных, температурных. Кроме ощущений, восприятие включает про¬шлый опыт человека в виде представлений и знаний. Восприни-маемый предмет, например новый вариант электронно-вычислительной маши-ны, соотносится с различными подобными, но уже знакомыми предметами [11]. Процесс восприятия протекает в связи с другими психиче¬скими процес-сами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что вос¬принимаем), волей (в той пли иной степени произвольно орга¬низуем процесс восприятия). В результате воздействия определенных предметов и явле¬ний окружаю-щего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия. На-глядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего ми-ра. Это соотно¬шение является основой ориентировочной функции нашего по-ведения и деятельности. В своей познава¬тельной деятельности человек приоб-ретает знания, уточняет их, расширяет, сверяет свои знания с теми, которые из-вестны об¬ществу. Практика, являясь источником знаний человека, в то же время вносит свои поправки в приобретаемые знания. Рассмот¬рим простой пример. Если в стакан с водой опустить палочку, то на стыке двух сред возникает искаженное восприятие се: палочк СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980. 2. Артамонов И.Д. Иллюзия зрения. – М.: Наука, 1979. 3. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988. 4. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Изд-во ЛГУ, 1964. 5. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 6. Венгер Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. – М.: Просвещение, 1969. 7. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. – М.: Просвещение, 1960. 8. Гельфанд С.А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. – М., 1984. 9. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П. и др. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 1967. 10. Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. – М.: Изд-во МГУ, 1987. 11. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М.: Изд-во МГУ, 1975. 12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998. 13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. 14. Сеченов И.М. Впечатления и действительность. – В кн.: Избранные философские и психологические произведения. – М., 1957. 15. Шеварев П.А. Исследования в области восприятий: В 2-х т. Т.1. – М., 1969. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru