Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Теории восприятия и ощущений ID работы - 611893 психология (курсовая работа) количество страниц - 35 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение 3 1. Анализ психофизической проблемы восприятия ощущений 5 2. Основные теоретические подходы к проблеме восприятия и ощущений 8 2.1 Когнитивно-ориентированные теории 8 2.1.1 Теория восприятия Г. Гемгольца 8 2.1.2 Теория Дж. Брунера перцептивной готовности 13 2.1.3 Перцептивный цикл восприятия У.Найссера 15 2.2 Стимульно-ориентированные теории восприятия 19 3.1 Психофизическая теория Дж. Гибсона 19 3.2 Гештальттеория 23 2.3 Ответно-ориентированные теории 26 2.3.1 Ответно – ориентированная теория восприятия А.Н. Леонтьева: «О механизме чувственного восприятия» 26 2.3.2 Теории единиц мозговой активности, клеточных ансамблей и рецептивных полей 29 3. Выводы 33 ВВЕДЕНИЕ: Введение Восприятие – целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и со-бытий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования – посредством активных действий – субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействую-щего на анализаторы . Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быст-ро доводить до центральной нервной системы как главного органа управле-ния деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, на-личии в ней биологически значимых факторов. При этом ощущения счита-ются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют со-бой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или не-осознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки цен-тральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внут-ренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы че-ловека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнооб-разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, хими-ческих, механических и других воздействий). Согласно современным представлениям осознаваемые ощущения, есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности выс-ших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способ-ность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных наруше-ниях сознания. Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их по-рождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слухо-вые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Ин-формация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней био-логически полезных или вредных веществ, температура тела, химический со-став имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе ин-формацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По современным данным мозг человека представляет собой сложней-шую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую ма-шину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно при-обретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влия-нием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг че-ловека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение. Цель данной работы рассмотреть основные теоретических подходы к механизму ощущения и восприятия человека. 1. Анализ психофизической проблемы восприятия ощу-щений Психофизическая проблема восприятия существует с конца XIX века, и является постоянно дискутируемой теорией. До сих пор нет окончательного решения этой проблемы. В основе этой проблемы лежит вопрос о соотноше-нии физиологических и психологических процессов. Существует два основ-ных варианта решения: • принцип психофизического взаимодействия. Начало этому принципу по-ложил в 17 веке Рене Декарт. Здесь физиологические процессы непосред-ственно влияют на психические и наоборот. Доводов, подтверждающих это достаточно; • влияние мозга на психику – нарушение психических процессов в резуль-тате патологических процессов в головном мозге – травмы, опухоли, за-болевания, что сопровождается потерей памяти, речи, ухудшения процес-сов мышления. Эти психические феномены при непосредственном раздражении моз-говых центров – появление эмоций, ощущений, образов. Это и психические следствия влияния на мозг алкоголя, наркотиков, лекарственных средств. Не меньше фактов обратного влияния психики на физиологические процессы в организме – произвольное движение, психосоматические заболевания, (язвы, инфаркты, инсульты), психотерапия заболеваний, эффект внушения и т.д. Существуют и возражения принципу психофизического взаимодейст-вия. Такие как, обращение к закону сохранения количества энергии – «...если бы материальные процессы вызывались идеальной, психической причиной, то это означало бы исчезновение энергии» – пишет Ю.Б. Гиппенрейтер. Можно отвергнуть сам закон, можно ввести понятие «психическая энергия», можно отказаться от полного отождествления психического и идеального. Но с онтологической точки зрения (план бытия, объективного существования) – образ объективно существующего объекта – материальный процесс в голов-ном мозге (с г СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 3. Выводы На основании проделанной работы, можно сказать, что существуют множество различных теоретических подходов, среди которых выделятся методики: • когнитивно-ориентированные теории: психофизическая теория Дж. Гибсона, теория перцептивной готовности Дж. Брунера, перцептивный цикл восприятия У. Найссера; • стимульно-ориентированные теории восприятия: Г. Гемгольца и гештальттеория; • ответно-ориентированные теории восприятия: ответно-ориентированная теория восприятия А.Н. Леонтьева. Общим для всех когнитивно-ориентированных теорий является постулат, что в процессе восприятия ощущений индивиды – не просто машины, механически реагирующие на внутренние факторы или внешние события; разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне. Особенности когнитивно-ориентированных теорий заключается в основном в стремлении понять, каким образом человек получает, расшифровывает поток информации о действительности, и организует (в данном случае ощущает) ее, для последующего принятия решений или нахождения ответа на насущные задачи. Согласно теории Гибсона восприятие – непосредственное извлечение информации. При этом делается особый упор на сравнение классического (субъектный, объектный) и экологического (взаимодействие) подходов. По Брунеру восприятие – процесс категоризации на основе прошлого опыта. Перцептивная готовность с точки зрения конитивного подхода вообще есть у любого индивида, тогда по Брунеру готовность к использованию ощущений – установка процесса восприятия: 1) первичная категоризация – поиск признаков, которые позволили бы подтвердить принятое решение. Если не находим признаков, то меняем категорию; 2) вторичная категоризация. Процесс принятия перцептивных решений. Теория восприятия Найссера, основана на предвосхищающих схемах – важнейшие для зрения когнитивные структуры, которые подготавливают индивида к принятию информации строго определенного вида, а не любого; управляют зрительной активностью. Понятие перцептивного цикла объясняет, как можно воспринимать значение наряду с формой и содержанием. Ощущение по Найссеру воспринимается как проявление настроение, которое находимся в другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ. Найссер является последователем теории Гибсона. Он принимает его теорию полностью, но считает, что в ней недостаточно того, что определяет восприятие на внутреннем уровне (отсюда ввод понятия схема). Однако восприятие как и Гибсона это, прежде всего, мотивационный процесс. Классической стимульно-ориентированной теорией восприятия является теоретическая концепция восприятия Гельмгольца. Понятия первичного образа, перцептивного образа, образа представления, бессознательных умозаключений, где восприятие – акт психической деятельности. Общие особенности психической деятельности, влияющие на чувственное восприятие: 1) при особых условиях мы видим объект так же, как и в измененных условиях. Акт обычного восприятия – это бессознательное умозаключение, которое применяется и в искаженных условиях. Это приводит к возникновению иллюзий. Бессознательные умозаключения – психические акты обычного восприятия. Они непреодолимы и сходны с заключением по аналогии. 2) необходимо так же отметить, что на ощущения – полезны для познания внешних объектов, т.е. одни и те же явления мы видим в одних и тех же местах нашего зрения. Соответственно, мы воспринимаем их как объективные, присущие внешним предметам. В гештальт теория стимульно-ориентированного восприятия основывается на едином целом, а не на единицах – пример мелодия, контур треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий. С физиологической точки зрения гельштат-теория обосновывается процессом повышение/понижение концентрации химических веществ на нервных окончаниях. Ответно-ориентированные теории восприятия основывается на принципах Мюллера – принципе соответствия. В нем происходит выделение элементов восприятия ощущений. Образ образуется путем их строится как суммация и объект осознается по отдельным признакам, сложенным из отдельных элементов. Процесс восприятия – опознание объекта по отдельным свойствам. Условием опознания предмета образы-представления. Данный подход частично объединяет когнитивно-ориентированные и стимульно-ориентированные теории восприятия, поскольку рассматривает их в совокупности как сумму перцепционного восприятия и реализации стимулов. Данные процессы, в свою очередь, с физиологической точки зрения объясняются гельштат теорией и соответствующей ей теорией клеточных ансамблей, рецептивных полей и единиц мозговой активности. В целом можно сказать, что перечисленные психические феномены при непосредственном раздражении мозговых центров – появление эмоций, ощущений, образов. Это и психические следствия влияния на мозг алкоголя, наркотиков, лекарственных средств. Не меньше фактов обратного влияния психики на физиологические процессы в организме – произвольное движение, психосоматические заболевания, (язвы, инфаркты, инсульты), психотерапия заболеваний, эффект внушения и т.д. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru