www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Теоретический анализ эмоциональных процессов


ID работы - 752122
психология (курсовая работа)
количество страниц - 43
год сдачи - 2006



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ эмоциональных процессов 9
1.1. Понятие эмоции 9
1.2. Классификация видов эмоций 20
1.3. Влияние эмоций на поведение и деятельность человека 27
Выводы 37
Заключение 40
Список литературы 42




ВВЕДЕНИЕ:



Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [1,10]. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости [2,3]. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше предварительно настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга [5].
С другой стороны, когда мы наблюдаем, восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, мы проявляем свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - это разнообразные чувства и эмоции. Они - одно из проявлений отражательной психической деятельности человека [5 ].
Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.
Эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом эмоций.
В них (эмоциях) проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции - это и своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Источниками эмоций служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.
Своеобразие эмоций определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность.
Коэффициент актуальности изучение эмоциональных процессов резко возрастает в связи с повышенной динамикой окружающей среды в последние десятилетия [6].
Темпы жизни становятся всё быстрее, внешняя среда требует высокой степени концентрации процессов восприятия, переработки и реагирования на поступающую информацию. Как следствие, человек испытывает высокое давление на психический аппарат. В условиях повышенного давления со стороны внешних факторов существует необходимость подавления определенных эмоциональных стремлений.
Вместе с тем мы достаточно точно можем определить эмоциональное состояние человека на основе наблюдений за внешними проявлениями эмоций. Однако точное определение эмоций другого человека опирается не только на эти наблюдения, но и на знание ситуации, в которой он находится, и причин эмоциональной реакции. Эти аспекты и являются актуальными для психологов.
Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны. В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность [9]. Ее авторами явились У.Джемс и К.Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций - любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются первопричинами эмоций. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).
Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса-Ланге и Кеннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности [9].
Согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь.
К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно - физиологической [9].
Целью курсовой работы является теоретический анализ эмоциональных процессов.
Гипотеза: эмоции играют существенную роль в деятельности человека.
Для достижения основной цели работы необходимо решить следующие задачи: обзор литературы по вопросам понятия эмоции, классификации видов эмоций, влияние эмоциональных процессов на поведение и деятельность человека.
Конечно же, в первую очередь, под психической организацией человека понимаются его потребности, мотивы, деятельность, поведение и образ жизни, от которых зависят эмоции, и, которые их как бы зарождают. Им принадлежит главная роль в образовании эмоций. Без эмоций невозможно восприятие окружающего мира. Они имеют особую роль. Эмоции составляют часть нашей "внутренней" и "внешней" жизни, проявляющиеся, когда мы злимся, радуемся, грустим.
Американский психолог У. Джеймс - создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с функциями, - описывал огромную роль эмоций в жизни человека следующими словами: "Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд или опасений. Такого рода отчуждённое и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нём ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы. Всё ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своём мире, - всё это чистый продукт созерцающей личности".[9, 235с.]





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Павлов П.И. Журнал ВНД // т.47, выпуск 2, М.: Наука, 1997. 2. Изард К.Е. Психология эмоций. СПб, 2000. 3. Ильин Е.Н. Эмоции и чувства. СПб, 2000. 4. Психическое состояние. Хрестоматия / Сост. Л.В.Куликов. СПб, 2000 5. Шадриков В.Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства. М., 2002. 6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997. 7. Психология общая: Экспериментальная психология: Уч. / Т.А.Ратанова, И.А. Домашенко - 2-изд., доп. и перераб. - м.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004 - 464с. 8. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог - СПб.: Питер, 1994. 9. Маклаков А.Г. Общая психология - СПб.: Питер, 2001 10. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 11. Анохин П.К. Воспоминания современников, публицистика. М.: Наука, 1990. 12. Максуэлл Мольц. Я - это я, или как стать счастливым. - СПб.: Лениздат, 1992. 13. Немов Р.С. Психология. Уч.для студ. высш.пед. учеб. завед. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994 - 576с. 14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999 - 720с. 15. Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или беседы о здоровой и больной личности. - Новосибирск: Наука, 1991. 16. Немов Р.С. Психология. Уч.для студ. высш.пед. учеб. завед. В 3 кн. 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр: Владос, 2000 - Кн.1: Общие основы психологии. - 688с. 17. Психология. Уч. / Под ред. А.А.Крылова. - М.: "Проспект", 2000 - 584с. 18. Психология. Уч.для техн. Вузов / Под ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с. 19. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб: Питер Ком, 1998 - 656с. 20. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. В 2-х ч. Часть 1. "Общая психология": Уч. - М.: Юрид.лит., 1996 - 512 с. 21. Психология. Педагогика. Этика. Под ред. проф. Ю.В.Наумкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999. - 350с. 22. Романов В.В. Юридическая психология: Уч. - М.: Юристаль, 1999 - 488с. 23. Стресс жизни: Сборник / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. - СПб, ТОО "Лейла",1994 - 384с. 24. Бодров В.А. Информационный стресс. - М., 2000 - 352с. 25. Психологические теории эмоций. //Интернет-журнал www.psy.rin.ru //
Цена: 1050.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru