Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Теоретические основы развития образной памяти у дошкольников ID работы - 690558 психология (курсовая работа) количество страниц - 55 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение Глава I. Общее понятие памяти 1.1 История изучения памяти 1.2 Физиологические основы памяти 1.3 Процессы памяти 1.4 Виды памяти Глава II. Теоретические основы развития образной памяти у дошкольников 2.1 Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе 2.2 Взаимосвязь развития слуховой и образной памяти у дошкольников Глава III. Практическая часть 3.1 Организация исследования 3.2 Характеристика методик исследования 3.3 Программа индивидуальных занятий по развитию памяти 3.4 Программа групповых коррекционно-развивающих занятий 3.5 Анализ результатов Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ: Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем "настоящим". Тем не менее настоящие - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени. Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать. В потоке современной жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и нам приходится что-то запоминать, а что-то "отбрасывать". Но информации становится все больше и больше, что служит причиной возникновения острых проблем (например, перегрузка учащихся). Если взрослый человек испытывает затруднения в запоминании большого объема информации, то младшему школьнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объемную по содержанию информацию еще сложнее. Единственный выход из создавшейся ситуации - хорошее владение мнемическими приемами и тренировка памяти. Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом. Тем не менее результат запоминания обычно выше при опоре на наглядный материал, так что широкое использование наглядных средств обучения является закономерным и эффективным. Актуальность данной темы обусловлена тем, что у детей с развитием речеслуховой памяти увеличивается продуктивность запоминания при опоре на слова. Высокая продуктивность запоминания наблюдается в тех случаях, когда оно включается в деятельность, требующую интеллектуальной активности. Поэтому лучше запоминается то, что связано с самостоятельными поисками решения, преодолением затруднений - например, в проблемном обучении. Менее успешно дети запоминают материал, данный им в готовом виде. Объектом данного исследования является процесс развития образной памяти дошкольников, а предметом - взаимосвязь слуховой и образной памяти. Цель данной работы - изучение взаимосвязи развития слуховой и образной памяти дошкольников. На основании изученной литературы выдвигаем следующую гипотезу: образная память у дошкольников является преобладающим видом памяти и ее эффективность зависит от развития речеслуховой памяти. Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач: раскрыть сущность, структуру и содержание образной памяти; выявить взаимосвязь развития слуховой и образной памяти у детей 4-5 лет; провести диагностику. Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря методам работы, которые мы выбрали: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. 2. Обобщение педагогического опыта. 3. Наблюдение. 4. Беседа. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта. - СПб.: Респекс, 1994. - с.384 2. Возрастные и индивидуальные различия памяти. /Под ред. А.А. Смирнова - М: Просвещение, 1967. - с.300 3. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР, 1998. - с.816 4. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР, 1998. - с. 816 5. Детская психология: Учебное пособие / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; - Минск: Университетское изд., 1998. - с. 399 6. Житникова Л.Н. Учите детей запоминать. - М: Просвещение, 1978. - с.96 7. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М: Просвещение, 1978. - с.96 8. Исследование памяти. / Отв. ред. И.Н. Корж. - М: Наука, 1990. - с. 216 9. Истомина З.М. возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. - М: Просвещение, 1967. - с. 156 10. Истомина З.М. Развитие памяти. - М: Просвещение, 1978. - с. 120 11. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. - М: Евразия, 2000. - с. 320 12. Лебедева О. О возможностях развития образной памяти. // Ж. Дошкольное воспитание, 1985, №8 13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М: Смысл, 2000. - с. 512 14. Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. - М: Из-во Моск. Ун-та, 1981. - с. 584 15. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР, 1998. - с. 816 16. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. / Под ред. Л.А. Венгера. - М: Просвещение, 1975. - с. 239 17. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. - М: ТЦ "Сфера", 2000. - с. 528 18. Развитие логической памяти у детей. / Под ред. А.А. Смирнова. - М: Просвещение, 1976. - с. 256 19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - с. 720 20. Рубинштейн С.Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР, 1998. - с. 816 21. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М: Просвещение, 1966. - с. 375 22. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР, 1998. - с. 816 23. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. - СПб: "Дельта", 1998. - с. 384 24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. - М: Издательский центр "Академия", 1999. - с. 336 25. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста. - М: Просвещение, 1994. - с. 144 26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних учебных заведений. - М: Издательский центр "Академия", 1998. - с. 304 27. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 1997. - с. 240 28. Чистякова М.Н. Психогимнастика. - М: Просвещение, 1990. - с. 128 29. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. - М: Педагогика, 1990. - с. 176 30. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М: Просвещение, 1979. - с. 156 Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru