www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


ID работы - 643943
психология (дипломная работа)
количество страниц - 93
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Проблема тревожности и самооценки в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Общая характеристика детей младшего школьного возраста (6 - 10 лет) 20
1.3. Особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 49
2.1. Методология исследования 49
2.2. Результаты исследования 59
2.3. Анализ результатов исследования 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 76






ВВЕДЕНИЕ:



Обращение к проблеме взаимосвязи самооценки и тревожности обу-словлено той ролью, которую самооценка играет в процессе обучения и раз-вития личности младшего школьника.
Тревожность - свойство личности, имеющее когнитивный (чувство собственной некомпетентности, негативная самооценка, ожидание неудачи), эмоциональный (эмоциональная возбужденность, ощущение чрезмерности требований, недостаточный контроль за собственными реакциями), поведен-ческий аспекты. Проблема тревожности как относительно устойчивого лич-ностного образования сравнительно редко встает в чистом виде перед психо-логами. Тем не менее многие авторы указывают на то, что данная проблема актуальна в настоящее время. Этой проблеме посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии. Впервые о проблеме тревожности в психологии за-говорил З.Фрейд в своей работе "Страх", затем этим вопросом занимались такие исследователи как Прихожан А.М., Басов А.В., Савина Е.И., Захаров А.И., Лаврентьева Н.Н. и другие.
Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функ-цию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной дея-тельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зару-бежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, П.П.Блонский, Дж.Брунер, Л.И.Божович, Л.С.Выгодский, Э.А.Голубева, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина).
Объектом данного исследования являются особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте. Предмет исследования - взаи-мосвязь тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: уровень притязаний и высота самооценки младших школь-ников находятся в зависимости от уровня тревожности.
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование осо-бенностей тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте и их взаимосвязи.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы в эксперименталь-ной части исследования поставлены следующие задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по про-блеме особенностей тревожности и самооценки в младшем школьном воз-расте;
2) осуществить эмпирическое исследование по изучению взаимосвязи тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте;
3) обобщить полученные результаты и сформулировать основные вы-воды.
Методики исследования:
Для исследования тревожности:
1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
2. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
3. Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан)
Для исследования самооценки:
1. Методика исследования самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
2. Шкала самоуважения Розенберга.
Независимые переменные: уровень школьной тревожности по мето-дике Филипса; уровень тревожности по методике Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена, уровень тревожности по шкале личностной тревожности А.М.Прихожан. Зависимые переменные: уровни самооценки и притязаний по методике исследования самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; уровень самоуважения по шкале самоува-жения Розенберга.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Абдрахманова В.Г. Зависимость самооценки от интерличного и интралич-ного сравнения детей. // Вопросы психологии. - 1975. - № 2.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М., 1972.
3. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте//Вопр. психологии, 1977, № 4
4. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.
5. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учеб-ной деятельности. М., Просвещение, 1983.
7. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1990.
8. Беседин А, Н., Липатов И. И., Тимченко А. В., Шапарь В. Б. Книга прак-тического психолога: В 2-х частях. - Харьков, 1996.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Про-свещение, 1968.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельд-штейна. - М., 1995.
11. Братусь B.C., Павленко В.Н. Соотношение самооценки и целевой регуля-ции деятельности в норме и при аномальном развитии. // Вопросы психо-логии. - 1986. - №4.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика, 1991.
13. Габриял Т.М. Самооценка как метод изучения личности. // Проблемы па-топсихологии. - М.: Наука, 1972.
14. Гиппенрейтер Ю., Романова В. Психология индивидуальных различий. М.: Изд-воМГУ, 1982.
15. Голубева А.Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста, М. Просвещение, 1986.
16. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей. АПН РСФСР, 1952, №18
17. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. - М., 1995.
18. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987.
19. Дилова М. Самооценка и компетентность личности. //Актуальные вопро-сы психологии личности. Сб. науч. трудов. - М.: Наука, 1988.
20. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. - М., 1991.
21. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1997.
22. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного раз-вития детей. - М., 1993.
23. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - С-Пб., 2000.
24. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - М., 2000.
25. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии, 1989. - № 1.
26. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности // Пси-хологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977.
27. Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности. // Вопросы психологии, 1980, №4.
28. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Про-гресс,1982.
29. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М. Педагогика, 1984.
30. Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа. - М., 1988.
31. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии, 1969, №1.
32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Наука, 1981.
33. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностно-го параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умст-венного развития учащихся. М., 1975.
34. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование лич-ности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспе-ваемости школьников. М., 1971.
35. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
36. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятель-ности. М., 1968.
37. Липкина Л. Я. О нравственной жизни школьника. М., 1978.
38. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. М., Просвещение, 1970.
39. Мухина B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов педагогиче-ских институтов. - М., 2000.
40. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека. // Проблемы личности. /Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1969.
41. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школь-ников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьни-ков, М., Просвещение, 1973.
42. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования. - М., 1994.
43. Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия/Сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. - М., 1996.
44. Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога. - М.,1996.
45. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, М., Педагогика, 1988.
46. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая при-рода и возрастная динамика. - М.,2000.
47. Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В. - М.,1983.
48. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
49. Савонько Е И Возрастные особенности соотношения ориентация на само-оценку и на оценку другими /Изучение и мотивация поведения детей и подростков/Под ред. Л И Божович, Л В Благoнaдeжиной. - М, 1972.
50. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
51. Столин В.В. Самосознание личности. - М. Изд-во Моск. ун-та, 1983.
52. Филиппюк Г. С. Взаимозависимость самооценки детей младшего школь-ного возраста и их положения в системе личных отношений /Социально психологические аспекты первичного коллектива. Ярославль, 1978.
53. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. - М.:Просвещение, 1977.
54. Шорохова Е.В. Проблема "Я" и самосознание. // Проблемы самосознания. -М.: Педагогика, 1966.




Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru