Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Технология переобучения или изменения жизненной программы ID работы - 617401 психология (курсовая работа) количество страниц - 46 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Технология переобучения или изменения жизненной программы 5 1.1. Жизненные стратегии личности в системе понятийного аппарата социологии жизни 5 1.2. Особенности жизненной программы 9 Глава 2. Особенности жизненной программы в конкретных ситуациях 13 2.1. Жизненная программа журналиста 13 2.2. Изменение жизненной программы при бесплодии 38 Заключение 43 Список литературы 45 ВВЕДЕНИЕ: Введение У каждого человека есть свой сценарий о счастье - жизненная программа, конкретизированная в событиях-целях и событиях-следствиях. Свою конкретизацию жизненная программа личности находит в Субъективной картине жизненного пути. Насколько уровень притязаний адекватен способностям и возможностям человека покажет время. Субъективная картина жизненного пути выполняет отражательную и регулятивную функциии. Как показывает жизнь, не всегда поставленные цели в жизненной программе личности выполняют регуляторную и энергетическую функции. Отчего это зависит? От значимости цели? Если цель не обладает побуждением к активности, тогда она просто не значима? Можно предположить, что наличие желательности цели и отсутствие активности по ее достижению вызвано рассогласованием утверждения вербальной значимости цели (в сознании), и ее не значимости на уровне бессознательного. Видимо, активность «тормозится» неосознаваемой, а именно реальной значимостью (т.е. не значимостью) цели. Можно предположить то, что это рассогласование в значимости цели на разных уровнях осознания, есть рассогласование между линиями адаптации и самореализации, которые могут не совпадать. Другими словами успешная жизнь в обществе (адаптация к окружающей социальной среде), не всегда (как правило) способствует к самореализации. Именно поэтому цели жизненной программы личности не побуждают к активным действиям по их достижению. Цели в жизненной программе не способствуют к самореализации, а способствуют лишь к адаптации. Это может проявиться в том, что наличие успешной адаптации к социуму, социально значимых достижений (по критериям общества) не приводят к переживанию удовлетворенности процессом жизни, смыслонаполненности жизни (чего-то не хватает). Видимо, необходимо различать две жизненные программы. Условно обозначим их как «внешняя» и «внутренняя». Цель внешней программы - социально-психологическая адаптация к социуму. Цель внутренней программы – самореализация. Выделенные два типа жизненных программ созвучны с мыслями С.Франка о пути мирянина и отшельника, святых (1992); с мыслями С.Л.Рубинштейна о двух способах существования человека и отношения к жизни: первый – жизнь не выходящая за пределы непосредственных связей, второй – связанный с рефлексией выводящий за пределы непосредственной жизни (1976); с мыслями Ю.Ф.Шрейдера о двух способах существования человека: один отвечающий необходимости выживания, воспроизводства жизни, другой - стремлении к свободе человеческого духа, нравственности (1999). В этом смысле Абульханова-Славская и Березина Т.Н. выделяют законы существования объективной необходимости и законы духовного осуществления человеком своей сущности. Выбранная тема курсовой работы является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой. Цель работы – рассмотреть особенности изменения жизненной программы. Задачи: 1. Рассмотреть сущность жизненной программы и жизненного стратегирования; 2. Показать на конкретных примерах особенности изменения жизненной программы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Технология переобучения или изменения жизненной программы 1.1. Жизненные стратегии личности в системе понятийного аппарата социологии жизни Жизненное стратегирование - это творческий инструмент для достижения тех целей, которые вы перед собой сознательно ставите. Иными словами, это активное и сознательное конструирование социальной реальности по выбранным тобой законам. В основу сознательного жизненного стратегирования положена идея осознанного обучения как способа жизни. Жизненное стратегирование предполагает расширение поля сознания и разработку индивидуальных жизненных сценариев в соотвествии с вашими ценностями и личным выбором. Разумеется, путь к нему лежит через расчистку жизни от ложных жизненных стратегий (хотя следует заметить, что людям чаще мешают не ложные стратегии, а полное отсутствие всякого стратегирования). Жизненные программы бывают рациональными и иррациональными, эффективными и неэффективными, позитивными и негативными, и т.д. Поэтому главное в этой технологии - это анализ той жизненной программы, которая ведет вас по жизни, и о которой вы, возможно, очень мало знаете. Бессознательная внутренняя программа должна быть заменена на абсолютно сознательную жизненную стратегию. Работа над собой – в чем-то сродни вождению автомобиля (образ «человека как повозки» взят за основу еще Георгием Гурджиевым). Можно быть «водителем себя» на уровне: • пенсионера-дачника (осторожная черепашья езда по трассам жизни) • блондинки за рулем (иррациональное поведение на крутых поворотах судьбы) • лихача («подрезная» гонка, беспредел на дороге, сопряженный с риском) • профессионала (умелое, квалифицированное скоростное вождение – «быть у цели раньше других») • автогонщика (виртуозная гонка высочайшего уровня скорости и сложности). Эффективному управлению своей жизнью можно научиться только у специалиста по «самовождению» – психолога, коуча, ноэтического тренера. • Выработка позитивной жизненной стратегии предполагает работу со следующим кругом вопросов : • каков твой энергопотенциал? • каковы твои жизненные ценности? • какова твоя личная мотивация? • во что ты хотел бы развиться при самых благоприятных обстоятельствах? • какой жизненный сценарий ты бы хотел воплотить в жизнь? • каковы этапы этого воплощения? • с помощью каких ресурсов и средств ты хочешь это сделать? с помощью каких технологий ты будешь строить свою новую жизнь? Сознательно осуществляемая жизненная стратегии приводит к стабильным позитивным личностным изменениям. Она позволяет: • всегда добиваться целей • экономить усилия • избегать лишних ошибок • побеждать в конкурентной борьбе • творчески расти • полностью реализовать свой личностный потенциал. Социология жизни – формирующаяся в настоящее время отрасль социологического знания. В ее рамках исследуются проблемы жизненного пути, биографии индивида, образ и стиль жизни, жизненные планы и притязания определенных социальных групп, жизненных стратегий личности, групп. Последнее (ЖСЛ) составляет предмет научных изысканий, осуществляемых отечественными (К.А. Абульхановой-Славской, Н.Ф.Наумовой, Ю.М.Резником и др.) и западными учеными (Ж.-П. Альмодаваром, П.Томпсоном и др.) Под стратегией жизни подразумевается социально обусловленная система ориентирования человека на долговременную перспективу. ЖСЛ, включая ориентиры и приоритеты, реализуется в поведении человека. Изучение ЖСЛ имеет комплексный характер и предполагает соответствующее концептуальное обеспечение, поэтому требуется разработка более широкого понятийного аппарата). Необходимо ввести в употребление или переосмыслить такие понятия, как: “жизненный путь”, “жизненный процесс”, “биография личности” и др. Жизненный путь индивида - это история формирования и жизнедеятельности личности в определенном обществе; это жизнь в ее событийной наполненности, при этом как событиями внешнего порядка, так и событиям внутренней, духовной жизни человека - мыслями, чувствами, переживаниями. По мнению С.Л. Рубинштейна, жизненный путь характеризуется целостностью, непрерывностью, включает отдельные этапы, каждый из которых подготавливает и влияет на следующий этап. Причем, на жизненный путь влияют не только обстоятельства, но и сама личность выступает как творец собственной жизни. Жизненный путь индивида не может быть понят вне конкретных культурных, исторических и социальных условий, необходимо также учитывать воздействие таких факторов, как пол, раса, социоэкономический статус, события, способы адаптации к этим событиям, личность и интеллект. Факторы жизненного пути делят на три типа: - нормативные возрастные факторы - к ним относятся биологические и социальные изменения, которые обычно происходят в предсказуемом возрасте (например, пубертат, старение, поступление в школу, уход на пенсию и др.); -нормативные исторические факторы - это такие исторические события, как войны, экономические спады, эпидемии, которые одновременно затрагивают всю возрастную когорту; СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию, М, 1996. 2. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2006. – 304 с. 3. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Москва: Институт психологии Российской Академии Наук, 2004. – 210 с. 4. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующего консультирования. С-Пб.: Б.С.К., 1997. 5. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Мотивационная недостаточность как критерий деформации картины жизненного пути // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. - М.: Инс-т психологии АН. 2005 - С. 136-140. 6. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. – М.: Смысл, 2003. – 284 с. 7. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии – М.: Смысл, 2006. – С. 156-176. 8. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. 9. Орлов А.Б. Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная дисциплина: триалогический подход // Развивающаяся психология – основа гуманизации образования. М., 1998, с.172-173. 10. Основные направления современной психотерапии. М., 2000. 11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. - 416 с. 12. Франк С. Смысл жизни. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. – 48 с. 13. Шрейдер Ю.А. Космический субъект. – М., 1999. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru