www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Связь значимых межличностных отношений и переживания чувства одиночества в переходном возрасте


ID работы - 672807
психология (дипломная работа)
количество страниц - 59
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА
1.1. Подходы к пониманию феномена одиночества
1.2. Социальное измерение одиночества
1.3. Теоретические подходы к изучению одиночества
1.4. Эмпирическое изучение проблемы одиночества
1.5. Чувство одиночества в подростковом и юношеском возрасте
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Описание испытуемых и методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

3
6
5
6
20
23
28
33
38

38
39
55
57
59




ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность работы. Обновление нашего общества не может быть успешным лишь за счет формирования каких-то новых политических, социальных и эко¬номических структур. Необходимо изменение самого человека, появление его самостоятельности в общественных преобразованиях, включение его в социальные взаимоотношения, способствующие личностному развитию.
Особенно остро в этом отношении перед человеком встает проблема поиска личностного смысла, своей роли в системе общественных взаимоотношений. Неразрешенность данной проблемы порождает другую проблему - проблему одиночества.
С нашей точки зрения, выход из лабиринтов и тупиков одиночест¬ва — в преодолении кризиса межличностного общения и взаимопони¬мания, путь к которому мы видим в строительстве новых, подлинно гу¬манистических отношений, основанных на культурно-исторических и нравственных общечеловеческих ценностях.
Общение людей, воссоединение их идеалов и ценностей и состав¬ляют суть продвижения к свободе. Этот процесс сам по себе становит¬ся обобщающим идеалом и ценностью, к которым устремлено все чело¬вечество.
Многие годы и десятилетия без особых доказательств мы принимали тезис о том, что одиночество - этот неизменный спутник отчуждения - присуще только западному миру, тогда как у нас в силу гуманистического характера социалистического общества одиночества быть не может. Тезис этот, однако, стал все более и более расходиться с действительностью. Социологи и социальные психологи, а в еще большей степени публицисты и журналисты обнародовали одиночество пожилых людей, одиночество старости, принявшее угрожающие размеры и в нашей стране. Вскоре в зону социального риска, вызываемого отчуждением, были включены и подростки, молодежь.
Нарушение глубинных социально-психологических связей взрослых и детей, юношества представляется наиболее опасным. Нельзя не признать, что у нас ощущается серьезный дефицит внимания, уважения к молодежи как в обществе в целом, так и со стороны близких людей.
Проявляя повышенное внимание к одежде, питанию, развлечениям и образованию детей, родные и близкие зачастую не реализуют возможности общения с ними. В результате у многих совсем еще юных граждан возникает чувство одиночества, доходящее до отчаяния, растет цинизм, теряется уважение к важнейшим человеческим ценностям. На первый план в результате утраты значимых отношений встает проблема одиночества личности в обществе.
Одиночество принадлежит к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, противоречивое философское содержание, как бы ускользающее от рационального анализа.
В частности, анализ работ таких авторов как И.С. Кон, Г.Г. Зорькина, Н.Е. Покровский, А.У. Хараш, Н.В. Тулина, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева, и других показывает, что в наиболее острой форме чувство одиночества может проявляться в переходные периоды жизни человека, когда актуальной проблемой становится поиск дальнейших жизненных смыслов.
В этом отношении «зоной риска» развития чувства одиночества является переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Еще недостаточно устоявшаяся система межличностных отношений подростка может перейти в устойчивые формы отчуждения в случае остро испытываемого чувства одиночества, отверженности. Данный процесс может преобразоваться в замкнутую цепочку – одиночество порождается неуверенностью перед общением с другими людьми, а недостаток общения может усугублять одиночество.
Таким образом, актуальной проблемой является поиск факторов, способствующих снижению остроты переживания одиночества и включения подростка и юноши в социальные отношения, изучение личностных особенностей, способствующих изменению переживания одиночества.
В рамках данной работы авторы выдвинули предположение о ведущей роли значимых межличностных отношений и свойств личности в формировании чувства одиночества у подростка или юноши.
Целью работы является выявление особенностей значимых межличностных отношений и личностных особенностей, характерных для подростков и юношей, переживающих чувство одиночества.
Задачи работы:
1. Исследование уровня одиночества у подростков и юношей.
2. Выявление степени психологической близости подростков и юношей со значимым окружением
3. Исследование самоотношения и отношения подростков и юношей к другим людям
4. Диагностика уровня нейротизма, экстраверсии и интроверсии личности подростков и юношей.
5. Сравнительный анализ полученных данных.
Предмет исследования: чувство одиночества.
Объект исследования: особенности значимых межличностных отношений и личностных особенностей подростков и юношей, переживающих чувство одиночества.
Гипотезой исследования является предположение о связи значимых межличностных отношений и переживания чувства одиночества у подростков и юношей.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Абрамова Г.А. Возрастная психология: учебник для студентов ВУЗов.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учеб. Пособие для учащихся педучилищ по спец-тям «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.:Просвещение,1988.
6. Гримак Д. Общение с собой. - М., 1997.
7. Демидов А.Б. Феномен человеческого бытия. – Мн.: Апрель-пресс, изд-во ЭКСМО-пресс,2000.
8. Зорькина Г.Г. Концепция одиночества в контектсе смысловой интерпретации кода // М.М.Бахтин: Эстетическое наследие и современность. - Саранск, 1992.
9. Калиничева Т. Младшая сестра депрессии: проблема одиночества //Здоровье. Приложение к газете «АиФ»,-1998.-№48,с.5.
10. Ковалева Л.Е. Микроклимат семьи.- М.:ЗНАНИЕ,1979.
11. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосо-знание. - М.: Политиздат, 1989.
12. Константинова Л. Одиночество // В кругу семьи.- 2000.-№50,с.26.
13. Кошелева Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений // Вопросы психологии, 1998, №2.
14. Крайг Психология развития. - СПб.: Питер,2001.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1998.
16. Лабиринты одиночества: Пер. с англ.. М.: Прогресс, 1989.
17. Лазарев А. Одиночество там не считают несчастьем! //Семья. 1994., №27.
18. Люблинская А.А. Детская психология: учеб. Пособие для студентов пединститутов.- М.: Просвещение, 1971.
19. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.
20. Миронов А.И. Критические периоды детства.- М.: Знание,1979.
21. Овчинникова Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности. // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 2000, №2
22. Покровский Н. Е. Лабиринты одиночества. // Наука и религия, 1987, №4.
23. Психология. Словарь. /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
24. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб.: Питер,2000.
25. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб.пособие М.: Аспект-пресс, 2001.
26. Тулина Н.В. Одиночество. // Вестник МГУ, Сер. 12, Социально - политические исследования., 1992., №3.
27. Хамитов Н. Одиночество в жизни и в тексте: опыт вживания в проблему. // Философская и социологическая мысль, 1993., №6.
28. Хараш А.У. Вдвоем с самим собой //Знание - сила 1994., №8
29. Харламенкова Н.Е., Бабанова И.В. Стратегия самоутверждения и ценностные предпочтения одинокого человека. // Психологический журнал, 1992, №2.
30. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Киев: 1991.
31. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-пресс, изд-во ЭКСМО-пресс, 2000.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru