Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ID работы - 701241 психология (курсовая работа) количество страниц - 48 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ ИССЛЕДОВАНИЯ __________________________________________________6 1.1 Понятие психологической культуры________________________________6 1.2 Компоненты психологической культуры ____________________________9 1.3 Роль воспитания в становлении психологической культуры младших школьников_________________________________________________________12 1.4 Задачи воспитания психологической культуры младших школьников___18 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ____________________20 2.1 Средства формирования психологической культуры младших школьников_________________________________________________________20 2.2 Методика изучения уровня психологической культуры младших школьников О.И.Моткова_________________________________________________________24 3. АНАЛИЗ И ИНТЕПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ____26 3.1 Экспериментальные исследования уровня развития психологической культуры у учащихся 4-го класса________________________________________26 3.2 Анализ полученных результатов_____________________________________27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________29 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК__________________________________31 ПРИЛОЖЕНИЯ 1,2,3,4 ВВЕДЕНИЕ: Поступательное развитие общества невозможно без воспитания нового поколения людей, в полной мере вобравших в себя все достижения материальной и духовной культуры. Важнейшим направлением этого процесса является формирование у подрастающего поколения психологической культуры. Психологическая культура представляет собой сложное системное образование личности, определяющее способы общения человека с другими людьми и с самим собой. В последние десятилетия существенно возрастает роль психологических факторов во всех сферах общественной жизни. Поэтому требования к высокому уровню гуманитарной и психологической культуры специалистов различных областей становятся все более значимыми. Наряду с высоким уровнем умственных способностей большое значение приобретает так называемый "социальный интеллект", который имеет следующие черты: понимание других людей, легкость установления контактов, стремление к достижениям, контроль над собственными эмоциональными проявлениями, достаточная уверенность в себе и т.д. В этом плане выпускнику средней школы важно развить в себе необходимые в жизни качества, связанные с психологической культурой, независимо от выбираемой специальности. Психологическая культура как компонент гуманитарной культуры личности в настоящее время привлекает внимание многих психологов (А.А. Бодалев, Е.А. Климов, Н.Н. Обозов и др.), которые указывают на необходимость ее повышения у подрастающего поколения. Актуальность проблемы состоит в том, что содержание современного образования не приведено в соответствие с запросами общества и личности в области психологического образования: в школе недостаточно изучается человек, не обеспечивается самопознание школьников, их не готовят к решению многих проблем собственной жизни, самореализации и самоопределению. В целом образование не направлено на систематическое повышение психологической культуры учащихся. Ученик практически не изучает себя в единстве своих душевных и телесных проявлений. В то же время в современном обществе существует множество проблем, связанных с человеком, его жизнью, благополучием, которые свидетельствуют о низком уровне психологической культуры. К таким проблемам относятся рост нервно-психических расстройств, ослабление жизненных сил, снижение генетического потенциала, саморазрушающее поведение, жестокое обращение с детьми, технократизм сознания, поглощение виртуальной реальностью, культ потребительства в сочетании с духовным инфантилизмом, неразвитой потребностью в саморазвитии и т.д. На дефицит психологических знаний, психологической культуры учащихся указывали А.А. Бодалёв, А.А. Востриков, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, Б.Г. Мещеряков и другие. Б.Г Мещеряков отмечает, что в учебных планах на разделы и темы, связанные с человекознанием, отводится от 1% до 5% учебного времени. Таким образом, на рубеже XXI века становится особенно актуальной проблема повышения общего "фона" гуманитарной культуры общества и отдельной личности (включая психологическую культуру), особенно у подрастающего поколения. Целью настоящего исследования является изучение процесса становления психологической культуры у младших школьников и определение основных условий ее формирования. Объектом настоящего исследования является психологическая культура младших школьников. Предмет исследования - теоретические и методические условия формирования психологической культуры в младшем школьном возрасте. Основными задачами, решаемыми в настоящем исследовании, являются: -изучение сущности психологической культуры и ее компонентов; -анализ особенностей становления психологической культуры младших школьников; -изучение задач воспитания психологической культуры и средств ее формирования у младших школьников; -анализ уровня психологической культуры младших школьников и выработка рекомендаций по ее повышению. Метод исследования: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования психологической культуры младших школьников. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Анцыферова Л. И. О динамическом подходе к изучению личности // Психологический журнал. № 2, 1981. 2. Ватутина Н. Д. Педагогическое общение - важнейшее средство гуманизации педагогического процесса в детском саду // Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения. Магнитогорск, 1995. 3. Ветрова В.В. Учет специфики индивидуального опыта жизни ребенка в формировании его психологической культуры // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей - М., 2004. 4. Дружинин В.Н. Психологическая культура и образование // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей - М., 2004. 5. Колесник Н.П. Влияние психологической культуры педагога на личностный рост ребенка // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей - М., 2004. 6. Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии. № 1, 1999. 7. Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. № 1, 1999. 8. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. - М., 2002. 9. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М.,2005. 10. Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте. - Н.Новгород, 2004. 11. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. - М.,2000. 12. Маракушина И.Г. Социальное и индивидуально-личностное развитие младших школьников в ситуации совместной творческой деятельности с педагогом. - М., 2002. 13. Москвичева Л.В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения со сверстниками и учителем. - Н.Новгород, 2003. 14. Мотков О.И. Психология самопознания личности. - М., 1999. 15. Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений. - СПб, 2000. 16. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 2004. 17. Попова М.В. Проблемы формирования психологической культуры детей и подростков в системе дополнительного образования // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей - М., 2004. 18. Романова О.Н. Формирование психологической культуры младших школьников. - Казань, 2003. 19. Ромашина М.В. Формирование психологической компетентности через понимание литературного героя школьниками. - Казань, 2003. 20. Трофимова Я.И., Чудинова Е.В. Как младшие школьники понимают, что такое развитие // Вопросы психологии. № 2, 1998. 21. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопросы психологии. № 5, 1998. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru