Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Сравнение психики животных и человека ID работы - 758792 психология (реферат) количество страниц - 19 год сдачи - 2000 СОДЕРЖАНИЕ: План. I. Введение: понятие психики; истоки психики живых существ. II. Основная часть: сравнение психики животных и чело-века: 1.Познавательные процессы 2.Научение, мышление, интеллект 3.Мотивация и эмоции. IV. Заключение. ВВЕДЕНИЕ: Чтобы начать сравнение психики человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия. Психика - совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический ас-пект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (те-лесными) процессами и характеризуется активностью, целостно-стью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, ком-муникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - созна-ние - присуща человеку. Психика - общее понятие, объединяющее многие субъек-тивные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два раз-личных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому понима-нию психические явления представляют собой свойство высокоор-ганизованной живой материи самоуправления развитием и самопо-знания (рефлексия). В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала : материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествля-ется с психическим. Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Ученые, склонные к идеалистической философии, пред-ставляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Также как в преобразовании со време-нем материального можно выделить низшие и высшие формы (по тому такое преобразование называется развитием), в эволюции иде-ального (психического) можно отметить свои элементарные и про-стейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития. В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Вместе с тем имеется множество фактов, которые опреде-ленно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозго-выми и психологическими процессами, материальными и идеаль-ными состояниями. Это говорит о прочных связях, имеющихся меж-ду идеальным и материальным. Биологические исследования человеческого организма и животных многократно продемонстрировали, что человеческая фи-зиология почти полностью подобна таковой у некоторых видов жи-вотных (например, приматов). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным миром видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отли-чающимся от психики животных. Человеческое сознание и обуслов-ленный им феномен человеческой личности не имеют "аналогов" ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллек-том. По меткому выражению М. Шелера, человек "не знает, что он такое и знает, что он этого не знает". Личность отдельного человека складывается из собственно самого индивида и его положения в обществе других людей. Инди-вид представляет собой биологическое тело, возникающее и разви-вающееся по законам развития природы. Развитие его психики и оп-ределяющийся им социальный статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Очевидно, что, по-знав ее устройство, присущие ей причинно-следственные взаимосвя-зи и обусловленные ими мотивы поведения людей, можно научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в по-вседневной жизни. Но почему же порой мы, люди, бываем так беспричинно жестоки и агрессивны? Почему иногда людей, которые не любили работать руками, да и не умели, тянет на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И меняются люди. А иинстинкт собственности - один из самых мучительных для детей человека. Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Может быть, человек еще не совсем отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у животных, наших братьев, так как вышли мы все из природы. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1.Дольник В.Р. "Вышли мы все из природы", М., 1996. 2.Годфруа Ж. "Что такое психология", М., 1996.С. 34-36,41. 3.Немов Р.С. "Психология" том 1, М., 1999. С. 110-112,125-129. 4.Рогов Е.И. "Общая психология. Курс лекций", М.,1999. C.36-39,40-42. 5.Журнал "Знание-власть" № 68, 1998. С. 3. Цена: 450.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru