Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Специфика межличностных взаимоотношений учащихся в условиях обучения в школе-интернате ID работы - 616370 психология (дипломная работа) количество страниц - 60 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6 1.1. Значение межличностного общения в развитии личности 6 1.2. Общие положения, теоретические подходы к изучению специфики межличностных отношений в подростковом возрасте 11 1.3. Особенности межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте 24 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ – ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА 30 2.1. Специфика межличностного общения воспитанников 30 школы-интерната 30 2.2. Влияние особенностей межличностного общения подростков в школе-интернат на учебную деятельность и другие виды деятельности 37 ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТ 40 3.1. Экспериментальное исследование межличностных отношений 40 3.2. Методики и методологические принципы исследования 40 3.3. Результаты и анализ проведенного исследования 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. В последнее время все большее признание в психолого-педагогических исследованиях получает личностно ориентированный подход к изучению межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте. Все более активно изучаются процессы самопознания, самоотношения, самовоспитания, самореализации, самовыражения, играющие значительную роль в построении детских взаимоотношений и развития личности ребенка. В этом отношении важной является задача определения факторов развития личности. Как своеобразный «контраст» благополучным сверстникам, в общественном сознании выступают воспитанники детских домов и интернатов. По мнению таких авторов, как Л.Н.Галигузова, И.Ф.Дементьева, А.А.Лиханов, Й. Лангеймер и других, психическое развитие воспитанников детских домов и интернатов по некоторым параметрам отличается от развития их сверстников, воспитывающихся в семьях. Данные утверждения, на наш взгляд, вызывают насущную необходимость изучения особенностей психического развития воспитанников учреждений интернатного типа с целью создания оптимальных условий для самореализации и личностного роста. По данным последних лет среди воспитанников интернатов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав (68%); где одинокие родители не воспитывают своих детей (8%) или отказались от родительских прав при рождении ребенка (7%); дети родителей, недееспособных по болезни, и родителей, находящихся в заключении соответственно (7 и 4%), сироты и подкидыши - 5-1%. Каждому из этих детей государство пытается обеспечить благоприятные условия для полноценного развития, но очень трудно компенсировать отсутствие семьи, материнской заботы, любви, и не удивительно, что приходится констатировать отличия психического развития детей, воспитывающихся в интернатах от ровесников, растущих в семьях. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства: от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе и все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. Для изучения особенностей психического развития и межличностного общения детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в рамках данной дипломной работы авторы предприняли попытку их изучения в сравнении с развитием и личностными особенностями детей, воспитывающихся в обычных семьях. По мнению И.В.Дубровиной, дети, с раннего возраста воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду психологических характеристик отличаются от воспитывающихся в семье: по одним параметрам учащиеся находятся на уровне своих сверстников из обычных семей, по другим же несколько опережают их, по другим же резко отстают не только от своих однолеток, но и от более младших детей. К сожалению, подобная специфика оказывается стабильной на протяжении всего школьного детства. Это объясняется тем, что определенные зоны отставания возникают достаточно рано, часто в школьном детстве, и в силу отсутствия постоянной работы по их преодолению как в дошкольном, так и в школьном детстве не только, как правило, не исчезают, но и усугубляются. Поэтому особенно важно определить особенности психологического развития детей, особенности среды общения, начиная с младших классов для того, чтобы создать «зону ближайшего развития» для каждого ребенка. Целью данной дипломной работы является изучение особенностей межличностного взаимодействия детей подросткового возраста – воспитанников школы-интерната. Объект исследования: межличностного общение подростков. Предмет исследования: условия воспитания ребенка в школе-интернат. Задачи исследования: 1. Изучение теоретической литературы по проблематике и роли межличностного общения в развитии личности ребенка; 2. Анализ условий и специфики воспитания и развития ребенка в условиях учреждений интернатного типа; 3. Подбор методов исследования; 4. Проведение экспериментального исследования. 5. Анализ и описание результатов. Гипотеза исследования: для воспитанников школы–интернат сниженный уровень социально-адаптивных навыков и рассогласованность системы личностных черт выражена в большей степени, чем для подростков из контрольной группы. В экспериментальном исследовании приняли участие учащиеся 7-8 классов школы – интернат и средней общеобразовательной школы. Для изучения особенностей взаимоотношений детей в группах и социометрического статуса ребенка в системе взаимоотношения применялись следующие методики: 1. Личностный дифференциал. 2. 16 PF Кеттелла. 3. Методика, направленная на диагностику направленности личности. ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Значение межличностного общения в развитии личности В современных публикациях по проблеме общения выделяются два основных подхода к его толкованию [29]. Во-первых, общение рассматривается в качестве общепсихологической категории, которая охватывает все виды и формы взаимодействия между людьми и фактически может быть понята как межличностное психическое отражение. Во-вторых, предпринимаются попытки такой операционализации данного понятия, которая необходима для конкретных теоретических и особенно экспериментальных исследований. В качестве внутренней психологической инстанции межличностного отражения выступает межличностное отношение, которое рассматривается как взаимная или невзаимная эмоциональная, образная и когнитивная «представленность» одной личности во внутреннем мире другой личности, возникающая в результате социальной перцепции, совместной деятельности и т.д. Общение в предлагаемой системе понятий представляет собой то наблюдаемое поведение, в процессе которого проявляются и развиваются межличностные отношения [20]. Непосредственное, значимое для его участников, межличностное общение неизбежно ведет к появлению особого структурного образования - малой группы, которая в онтогенетическом и в историческом плане является первичной и универсальной системой этого общения. Как показывают исследования М.И.Лисиной, А.И.Сильвестру, Е.В.Субботского, возникновение и развитие речи у детей происходит в процессе их общения с окружающими людьми, причем ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно усваивает речь как часть общечеловеческого опыта [23]. Эти взгляды восходят к идеям Л.С.Выготского, рассматривающего речь как средство социального общения, основной и генетически исходной функцией которого является коммуникативная функция. Такой подход позволяет выявить специфику активности детей при овладении речью, вследствие чего открываются возможности для исследования путей педагогического воздействия на ее развитие. В соответствии с этой точкой зрения овладение речью у детей определяется особенностями взаимодействия с окружающими людьми, т.е. типом ведущей деятельности, а также условиями и задачами общения. Л.С.Выготский основным источником психического развития ребенка видел его взаимодействие с окружаю СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М., Мысль, 1991.-299 с. 2. Афанасенко Е.А., Калфов И.А.. Пять лет школ-интернатов. - М., 1961. 3. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии. 1996. №4. 4. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1975. - 432 с. 5. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. // Вопросы психологии. 1976. №1. 6. Буянов М.И.. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988. 7. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. И.В. Дубровиной. М.И. Лисиной - М., 1982. 8. Волочков А.А. Учебная активность: понятие и структура. - В сб: Психолого-педагогическое обеспечение развития индивидуальности в системе непрерывного образования. Тезисы докладов и сообщений, Пермь, 1996, с. 10-13. 9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы психологии, 1966, №6, с. 62-77. 10. Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей //Вопросы психологии, 1996, №3. 11. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 48 с. 12. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - Анализ поведения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений./ Под ред. В.М.Астапова - М.: «Знание России», 1993. - 50 с. 13. Еремина В. «Армия бепризорных» // Российская Федерация сегодня, №7, 2000 г. 14. Ершов А.А. Психология соактивности людей. - СПб.: Знание, 1992. - 32 с. 15. Залысина И.А., Е.О. Смирнова. Некоторые особенности развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. - 1985 - №4. 16. Кисловская В.Р. К вопросу об эмоциональном отношении школьника к коллективу. // Вопросы психологии. 1971. №1. 17. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. Алма-Ата, 1975. - 40 с. 18. Кленицкая Т. «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко» // Красный крест России, №1, 2000 г. 19. Коломинский Я.Л. Малая (контактная) группа как универсальная система непосредственного межличностного общения. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. Минск, Изд-во «Университетское», 1985. - 208 с. 20. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ им. В.И.Ленина. - 350 с. 21. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск: Народная асвета, 1984. - 239 с. 22. Лангмейер Й, Матейченко З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. 23. Лисина М.И., Дубровина И.В.. Психическое развитие воспитанников детского дома. - М., 1990. 24. Лиханов А.А.. Дети без родителей. - М., 1987. 25. Лишенные родительского попечительства /Под ред. В.С. Мерсиной. - М., 1991. 26. Мещеряков С.Д. Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. 27. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 151 с. 28. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976. - 336 с. 29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с. 30. Петровский А.В. , Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 415 с. 31. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с. 32. Прихожан А.И., Толстых Н.Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с. 33. Прихожан А.М., Толстых Н.Н.. Дети без семьи. - М., 1989. 34. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания - М., 1979. 35. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. - М.: Просвещение, 1966. - 315 с. 36. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной, М.К.Акимовой, Е. М.Борисовой и др. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с. 37. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2000 - №3. 38. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии. 1980. №6. 39. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 415 с. 40. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. - 160 с. 41. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования./Сост.: М.К.Бадретдинова и др. - СПб.: Политехника, 1993. - 95 с. 42. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследования, 1998, №3 43. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии. 1996. №3. 44. Счастная А.М. Сравнительный анализ межличностного взаимодействия детей шестилетнего возраста в условиях подготовительных групп и классов. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. Минск, изд-во «Университетское», 1985. - 208 с. 45. Щелованов Н.М., Аксарина Н.М.. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. - М., 1955. 46. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей. - Вопросы психологии, 1976, №5. 47. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru