Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Специфика манипулятивного стиля взаимодействия в межличностном общении ID работы - 672787 психология (дипломная работа) количество страниц - 68 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МАНИПУЛЯЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ 6 1.1. Структура и сущность процесса межличностного общения 6 1.2. Психологическая манипуляция. Личность манипулятора 16 1.3. Эффективность манипулятивных стратегий в межличностном общении 21 1.4. Психологические особенности профессиональной деятельности менеджеров 37 Выводы 46 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 48 2.1. Методика проведения исследований 48 2.2 Описание результатов исследования 55 Вывод 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65 Список литературы 68 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность работы В настоящее время в связи с экономическими и культурными преобразованиями в нашей стране особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное использование методов психологических воздействий (воспитательных, управленческих, пропагандистских, психокоррекционных и т. п.), осуществляемых в различных формах (экологических, массовых, групповых, межличностных и т. п.) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение, заражение и т. п.). Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и наиболее интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает не только то, как человек смотрит на данную организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией, но и каким образом он осуществляет процесс профессионального общения. Каждый из видов межличностных взаимодействий, обладая своей спецификой и возможностями, полное и эффективное воплощение получает только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия осуществляются, и зависит от точной их инструментовки в конкретных обстоятельствах. Особо важное значение знание законов и практических методов организации психологического воздействия приобретает в тех сферах деятельности, где ведущее место имеет процесс межличностного общения – например, профессиональная деятельность менеджера. Само воздействие в этом случае, являясь результатом осуществления целей общения, служит выражением психологической эффективности и результативности общения как специфического вида деятельности, характеризует его личностно преобразующий, деятельностный потенциал. Следует отметить, что, несмотря на свою актуальность, проблема эффективности психологического воздействия ни в психолого-педагогической теории, ни в психолого-педагогической практике в нашей стране не получила пока должного освещения. Вместе с тем проблема воздействия (что не всегда осознается) занимает особое место в психологической науке, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психическими явлениями. Именно в проблематике психологического воздействия в деятельности менеджера, пожалуй, как нигде более рельефно выражена связь запросов и требований социального заказа сегодняшнего дня, общественной практики и потребности развития психологической науки в целом. Особое место в изучении эффективности профессиональной деятельности в области профессий «человек-человек», по мнению А.А.Реана, А.Маслоу и других авторов, в последнее время стала занимать проблема манипулятивного общения. «Манипулятор», по мнению данных авторов, использует разнообразные психологические приемы для поддержания своего авторитета среди подчиненных и коллег. Зачастую применение данных приемов может снижать эффективность труда, т.к. внимание личности привлечено не к работе, а к созданию новых манипулятивных приемов. Практическая значимость и новизна исследования. В связи с тем, что к личности менеджера в настоящее время предъявляются повышенные требования, в том числе – к таким умениям как умение убеждать собеседника, противостоять излишнему давлению с его стороны, возрастает значимость изучения менеджерами манипулятивных тактик. Вместе с тем, практическая новизна исследования заключается в изучении манипулятивных стратегий межличностного взаимодействия менеджеров среднего звена компании «Пепси», в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности. В рамках данной дипломной работы на примере анализа основных стратегий межличностного воздействия в профессиональном общении менеджеров мы попытаемся определить их эффективность. Целью данной дипломной работы является выявление специфики и эффективности манипулятивного стиля в межличностном взаимодействии. Объект исследования: менеджеры одной из коммерческих организаций. Предмет исследования: психологические особенности манипулятивной деятельности у менеджеров. В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи: 1. изучить специфику процесса межличностного общения; 2. сопоставить подходы к изучению личности манипулятора; 3. описать особенности манипулятивной и развивающей стратегий в деятельности менеджера; 4. провести сравнительное экспериментальное исследование эффективности различных стилей профессионального общения менеджеров. Гипотеза исследования: Н0 - менеджер с манипулятивной направленностью обладает более выраженной способностью к эффективной манипуляции. Н1 - менеджер с диалогической направленностью (личностно-развивающий тип) обладает более выраженной способностью к эффективной манипуляции СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академия, 2003. – 368 с. 2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с. 3. Аппенянский А.И. Человек и бизнес. Путь совершенства. М.: «Барс», 1995. - 228 с. 4. Бадентер Э. Мужская сущность. – М., 1995. 5. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение //Вопросы психологии, 1994, №4. 6. Бовуал С. Второй пол. – М., 1997. 7. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 1983.–272 с. 8. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих способностей. // Вопросы психологии, 2005, №2. С. 112 - 121. 9. Брант Г.А. Природа женщины. – Екатеринбург, 2000. 10. Братченко С.Л. Диагностика склонности к манипулированию // Диагностика личностно-развивающего потенциала: Метод. пособие для школьных психологов. Псков: Изд-во Псковского обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 1997. С. 56 - 62. 11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб:, Питер Ком. 2002. - 528 с. 12. Волков И.П. О личном авторитете руководителя // Социальная психология личности /Под ред. А.А.Бодалева. Л.: Знание, 1974. С. 77 - 87. 13. Вудток М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный мененджер М.; Дело, 1991. 14. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 Т. Т2. – М.: Мир, 1992. – 376 с. 15. Добрович А.Б. Анатомия диалога / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 182 – 216. 16. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. / Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2005. – 279 с. 17. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия //Психологический журнал, 2006, №4. 18. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.:ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997. 19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: «Логос», 2000. – 384 с. 20. Знаков В.В. Макиавелизм и феномен вранья //Вопросы психологии, 2004, №6. 21. Знаков В.В. Методика исследования макиавелизма личности. – М.: Смысл, 2001. – 20 с. 22. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал 1997. Т. 18. № 1. 23. Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты.: Межвуз.сбор.науч.труд./ Под ред. Б.А.Вяткина. Пермь: ПГПИ, 1988. - 104 с. 24. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. М.: Профиздат, 1984.-248 с. 25. Климов Е.А. Психология – профессионалам. – М., 1996. 26. Ковалев А.Г. Коллектив и социально - психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1978. - 279 с. 27. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М.: Инфра - М, 1997. - 368 с. 28. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М.: Инфра - М, 1997. - 368 с. 29. Кричевский Р.Л. Если Вы-руководитель… М.: Дело, 2004. – 384 с 30. Кричевский Р.Л., Маржине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев: «Штиинца», 1991. - 127 с. 31. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. – Ростов-на-Дону,1992 – 64 с. 32. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 254 с. 33. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973. 34. Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.: Союз, 2000. – 576 с. 35. Новиков В.А. Практическая рыночная экономика: Словарь. – М.: МПСИ, 1999. 36. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. науч. трудов / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. 37. Опросник личностной ориентации (ЛиО). Практическое руководство. – М.: Генезис, 2002. 38. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с. 39. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – М., 1999. 40. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., Политиздат, 1982. 41. Питерс Т, Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986. - 423 с. 42. Предпринимательское право /Под ред. Косякова Н.И., Антонова В.В. – М., 2000. 43. Проблемы руководства научным коллективом: Опыт социально - психологического исследования /Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Наука, 1982. - 320 с. 44. Психологическая теория коллектива /Под ред. А.В.Петровского, М.: Педагогика, 1979. - 240 с. 45. Психология. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Академ-А, 2000. – 512 с. 46. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 418 с. 47. Ротанова Т.А., Шляхта М.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М., 2001. 48. Рощин С.К. Предпринимательская деятельность: Психология и идеология //Психологический журнал №1, 1995. 49. Рубинштейн С.Л. Основы общей пихологии. – СПб.: Питер, 2001. 50. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.: Инфра-М, 1999 - 224 с. 51. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла. – 2 изд; доп. и перераб. – Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 1995. 52. Русалов В.М. Пол и темперамент //Психологический журнал, №6, 1993. 53. Русалов В.М. Предприниматель – профессионал: штрихи к психологическому портрету //Человек и труд, №7, 1993. 54. Свеницкий А.Л.Социальная психология управления Л.: ЛГУ, 1986. - 176 с. 55. Соловьев В.П. Социально - перцептивные факторы руководства первичным трудовым коллективом. // Вестник МГУ. Сер 14, Психология, 1987, №4. 56. Социально - психологический климат коллектива. / Под ред. Е.В.Шорохова, О.И.Зотовой. М.: Наука, 1980. - 176 с. 57. Таннен Д. «Ты меня не понимаешь». – М., АСТ, 1996. 58. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. М.: «Класс», 1997. - 160 с. 59. Хараш А.У. Личность в общении. /Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1987, с. 30. 60. Хараш А.Я. Руководитель, его личность и деятельность. М., Знание, 1981. 61. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, Питер, 1999. - 608 с. 62. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. - М.: А/О «Прогресс», «Прогресс - Интер», 1993. - 240 с. 63. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с. 64. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru