Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Сознание и самосознание ID работы - 600180 психология (контрольная работа) количество страниц - 15 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение 3 1. Сознание и самосознание 4 2. Самосознание как познание самого себя 7 3. Сущность самооценки 10 Заключение 15 Список использованной литературы 16 ВВЕДЕНИЕ: Введение Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач формирования мировоззрения, воспитания человека, всесторонне и гармонически развитой личности. Вместе с тем, еще с незапамятных времен зародился этот интерес человека к себе, своему "Я" - исконный и вполне понятный. Кто не задавал самому себе вопрос: "Кто Я?". Как гласит легенда, дельфийский оракул провозгласил: познай самого себя! Сократ возвел этот призыв в исходный принцип своего философского мировоззрения. Гераклит говорил, что всем людям свойственно "познавать самих себя и мыслить". Каждый имеет множество образов своего "Я", просматриваемых в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего "Я", каким это "Я" выглядит в глазах других людей и пр. Проблема сознания и самосознания разрабатывается в контексте различных наук, что естественно порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на различные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной философской, психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и за рубежом. Она неоднократно обсуждалась на ряде международных симпозиумов. Проанализированы - во многом весьма обстоятельно - разные ее стороны. Тем не менее проблема самосознания все еще остается недостаточно разработанной. Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться выявить сущность самосознания и самооценки, как отношения к себе. Данная цель реализуется через следующие задачи: 1) рассмотрение сознания и самосознания; 2) рассмотрение самосознания, как познания самого себя; 3) рассмотрение самооценки, как отношения к своим качествам и состояниям, своим возможностям. 1. Сознание и самосознание На вопрос: "Что такое сознание?" вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Существует достаточно большое количество формулировок данного понятия, но наш взгляд, наиболее полно его сущность отражает следующее: "сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека" . Существует точка зрения, что в развитии личности сознание себя в его зачаточных формах предшествует возникновению предметного сознания. По В.М.Бехтерову, простейшей формой сознания следует признавать то состояние, когда еще не выработано ни одного более или менее ясного представления, когда лишь существует неясное безотносительное чувствование собственного существования. Более сложным является сознание, в котором уже присутствуют те или иные представления. Но и в этом случае наиболее элементарной формой сознания следует признавать ту, при которой в сознании присутствует главным образом одна группа представлений о "Я" как субъекте в отличие от "не-Я" или объекта и из которой вырабатывается так называемое самосознание, иначе говоря, то состояние сознания, когда в нем присутствует или (что все равно) каждую минуту может быть вызван ряд представлений о положении собственного тела, о движении его членов и пр. Лишь после этого возникают те формы сознания, которые основываются на пространственных и временных представлениях (предметное сознание), и, наконец, как синтез первичного предметного сознания - те наиболее высокие и сложные его формы, которые составляют "интимное ядро личности" и при которых человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или иные из бывших прежде в его сознании представлений, а сдругой - может отдавать себе отчет о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем психические процессы. Существует и иная точка зрения, утверждающая как раз обратное, что "сознание себя" характеризует более высокий уровень психической жизни, чем предметное сознание, и поэтому в процессе развития личности оно возникает значительно позже. Так, ребенок не сразу осознает себя так, как называют его окружающие. Он сначала для самого себя существует скорее как объект для других людей, чем как субъект по отношению к ним. Осознание себя является результатом развития деятельности и общества. Оно является довольно поздним продуктом развития сознания и в качестве своей основы предполагает становление ребенка практическим субъектом, выделяющим себя из окружения. Формирование самосознания связано с процессом индивидуализации, с процессом роста сил и целостности личности. Не сознание рождается из самосознания, из "Я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом . Видные русские психологи А.Галич, А.Потебня, И.М.Сеченов и др. рассматривали развитие сознания и самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание человеком своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется в одно и то же время, т.е. человек сразу выступает и как "Я" и как "не-Я". В своем учении о развитии психики ребенка А.Галич исходил из того, что это развитие начинается с чувства собственного существования, в котором нет еще ни осознания себя, ни осознания внешнего мира, потому что в нем нет еще противопоставления между внутренним деятельным началом и внешним ощущением. Первый способ знакомиться с самим собой и разыскивать себя в хаосе окружающих предметов основывается не только на внутреннем чувстве, но и на впечатлениях, получаемых из внешнего мира. Преобразование этих нерасчлененных психических состояний в осознанные совершается в результате возникновения способности к отделению тех состояний, которые относятся к себе, от тех, которые относятся к внешнему миру, в результате их различения и противопоставления. Такого же взгляда придерживался и А.Потебня. Он считал, что развитие психики начинается со смутных, слитных, безотносительных переживаний, в которых сначала нет разделения на "Я" и "не-Я". Иными словами, исходное состояние сознания есть полное безразличие "Я" и "не-Я". По мере того как известные сочетания восприятий отделяются от этого "темного грунта", слагаясь в образы предметов, образуется и самое "Я", состав которого зависит от того, насколько оно выделило из себя и объективировало "не-Я" или, наоборот, насколько само выделилось из мира. Исходя из рефлекторной теории природы психики, И.М.Сеченов сформулировал свою концепцию самосознания. Он считал, что человек беспрерывно получает впечатления от собственного тела. Одни из них воспринимаются обычными путями, а другие идут как бы изнутри тела и являются в сознании в виде очень неопределенных темных чувствований. Ощущения последнего рода суть спутники процессов, совершающихся в главных анатомических системах тела (голод, жажда), они справедливо называются системными чувствами. У человека, замечает Сеченов, не может быть собственно никакого предметного ощущения, к которому не примешивалось бы системное чувство в той или иной форме. Таким образом, и Галич, и Потебня, и Сеченов, рассматривая субъ СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список использованной литературы: 1. Е. Бобров. О самосознании. Казань, 1898, 527 С. 2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с. 3. И.М.Сеченов. Избранные философские и психологические произведения, 678 С. 4. А.Г.Спиркин. Сознание и самосозание.М., Политиздат, 1972. С.78. 5. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с. 6. П.Р.Чамата. Проблемы сознания. М., 1998. 487 С. 7. И.Л.Элиава. Мыслительная деятельность и установка/ В сб. "Исследования мышления в советской психологии". М., 1966, 389 С. 8. Л.И.Божевич. Особенности самосознания у подростков//Вопросы психологии, 1989№1. 9. М.С.Неймарк. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении// Вопросы психологии, 1988, №5 Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru