Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Современные теории личности в психологии ID работы - 603419 психология (курсовая работа) количество страниц - 33 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Понятие личности 5 2. Теории развития личности до XIX века 7 3.Современные теории личности в психологии 20 Заключение 31 Список литературы 33 ВВЕДЕНИЕ: Введение Именно потому, что всякая деятельность исходит от личности как ее субъекта и, таким образом, на каждом данном этапе личность является исходным, начальным, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного психологическим познанием пути, охватывая все многообразие психических проявлений, последовательно вскрытых в ней психологическим познанием в их целостности и единстве. Поэтому при всякой попытке начать построение психологии с учения о личности из него неизбежно выпадает всякое конкретное психологическое содержание; личность выступает в психологическом плане как пустая абстракция. За невозможностью раскрыть вначале ее психическое содержание оно подменяется биологической характеристикой организма, метафизическими рассуждениями о субъекте, духе и т.п. или социальным анализом личности, общественная природа которой при этом психологизируется. Как ни велико значение проблемы личности в психологии, личность в целом никак не может быть включена в эту науку. Такая психологизация личности неправомерна. Личность не тожественна ни с сознанием, ни с самосознанием. Анализируя ошибки гегелевской "Феноменологии духа", К. Маркс в числе основных отмечает, что для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание. Конечно, не метафизика немецкого идеализма - И. Канта, И. Фихте и Г. Гегеля - должна лечь в основу нашей психологии. Личность, субъект - это не "чистое сознание" (Канта и кантианцев), не всегда себе равное "я" ("Я+Я" - Фихте) и не саморазвивающийся "дух" (Гегель); это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития. Задача психологии - изучать психику, сознание и самосознание личности, но суть дела заключается в том, чтобы она изучала их именно как психику и сознание "реальных живых индивидов" в их реальной обусловленности. Но если личность несводима к ее сознанию и самосознанию, то она и невозможна без них. Человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т.е. поскольку у него есть сознание. Процесс становления человеческой личности включает в себя поэтому как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Если всякая трактовка сознания вне личности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности, не включающая ее сознания и самосознания, может быть только механистической. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к "я", то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, - это вопрос о ее самосознании, о личности как "я", которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности - ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности. Целью данной работы является рассмотрение многообразия понятия личности в психологии. Для полного раскрытия темы необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть понятие личности; Охарактеризовать теории развития личности в психологии до XIX века; Рассмотреть современные теории личности в психологии. 1. Понятие личности Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое "Я". Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека . Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного. Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредов СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 2002. 2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1999. 3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно - педагогических институтов и индустриально - педагогических техникумов. - Екатеринбург: Издательство "Деловая книга", 2005. 4. Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. - М.: Тривола, 2000. 5. Зеличенко А.И. Психология Духовности. - М.: Издательство Трансперсонального Института, 2002. 6. Ильенков Э.В. Что такое личность? - М.: Макрос, 2001. 7. К. Маркс и Ф. Энгельс. О воспитании и образовании. В 2-х томах. Под редакцией В.Н. Столетова. - М.: "Педагогика", 2003. 8. К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. Т. 1 - 2. Под редакцией А.И. Пискунова. - М.: "Педагогика", 2004. 9. Кон И.С. Социология личности. - М., 2000. 10. Кравченко Е. П. Социология. - М.: Мысль, 1999. - 284 с. 11. Кричевцова Н.Л. Лекционный материал по психологии. - Киев: ВЭВЭР, 2001. 12. Курс лекций по социологии. - М.: МарТ, 2001. - 377 с. 13. Общая психология. Курс лекций для I ступени педагогического образования. Под редакцией Е.И. Рогова. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. 14. Общая психология: Учеб. Пособ./Под ред. В.В. Богословского. - М.: Просвещение, 2002. - 371 с. 15. Основные положения, исследования и применения теории личности. Л.Хьелл, Д.Зиглер. - СПб.: "Питер", 2003. 16. Основы психологии. Л.Д. Столяров. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2002. 17. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Радугин А.А. - М.: Наука, 2003.. 18. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2000. - 383 с. 19. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М Николаенко. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 285 с. 20. Рогов Е.И. Психология человека. - М., 1999. 21. Сердюк С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина Е.И. Психология и педагогика в деятельности человека: курс лекций. - Воронеж: Воронежская высшая школа, 2003. 22. Середина М.Л. Философские аспекты психологии. - М.: Политиздат, 2004. 23. Спиркин А. Г. Основы философии. - М.: Дело, 2000. - 274 с. 24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - М., 1995. 25. Философия в истории психологии. Кравченко С.Р. - М.: Издательство "Центр", 2004. 26. Шевченко П.А. Философия развития человека. - М.: Владос, 2003. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru