Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Состояние и перспектива развития современного психологического знания ID работы - 672910 психология (дипломная работа) количество страниц - 63 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 6 1.1. Актуальное состояние развития психологии 6 1.2. Актуальное состояние развития психологии в системе научных направлений 18 1.3.Самостоятельные области научного знания 22 ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 29 2.1. Современные направления развития психологического знания 29 2.2. Методология психологического исследования в современных условиях 31 ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 49 3.1. Описание метода исследования 49 3.2. Описание результатов исследования 53 3.2.1. Описание результатов контент-аналитического исследования статьи Б.Б. Косова 53 3.2.2. Описание результатов контент-аналитического исследования статьи М.Ю. Токаревой и А.И. Донцова 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61 ВВЕДЕНИЕ: Анализ современного состояния методологии психологической науки имплицитно входит в большинство современных дискуссий о путях развития как теоретической, так и практической психологии, приводя, достаточно часто, к выводам как о методологическом кризисе, так и о необходимости реформирования психологии. Разочарование в объективной психологии во многом справедливо, однако разочарование в естественнонаучной психологии еще не значит, что психология должна обходиться без методологии как таковой. Фундаментальная наука, в том числе и психология, не может обойтись без методологической рефлексии, не может оставаться в границах чистой эмпирики, даже не пытаясь объяснить полученные факты. В противном случае на ее месте разрастается сакральная псевдонаука, которая оперирует не фактами, но установками, основанными на разнообразных верованиях, в том числе и религиозных, либо прикладные работы, разнообразные тренинги, методы диагностики и терапии, что функционально приближает психологию к колдунам, священникам и экстрасенсам, возвращая к средневековому состоянию. Другой ипостасью прикладной психологии становится образование, разработка учебных пособий и курсов. Однако ни терапия, ни обучение не развиваются сами по себе без опоры на фундаментальную науку, задыхаются без новых теорий и новых данных, адекватных современным социальным условиям. Анализ исторического пути становления психологической науки показывает, что ее настоящее состояние имеет аналогии в прошлом, и многие методологические проблемы психологии связаны с ее собственной логикой развития. Применительно к отечественной психологии настоящая ситуация во многом совпадает с той, что сложилась в начале ХХ века. Кризис начала ХХ века вытекал из требования (постулируемого практически всеми учеными того времени) - построения позитивной психологии, перестройки классической науки на основе новой методологии и поиска нового, объективного метода исследования психики. Похожую ситуацию испытывает и современная психология, хотя сегодня сложилась обратная ситуация - необходимость модификации естественнонаучной, позитивной психологии, которая не в состоянии решить всех проблем, встающих перед ней. Интересен тот факт, что уже на рубеже Х1Х-ХХ веков прозвучал первый сигнал о том, что объективная психология не в состоянии ответить на многие вопросы, связанные с духовной жизнью людей, с их потребностью в творчестве, самореализации, с умением преодолеть давление среды и т.д. Были предложены и разные способы преодоления тех противоречивых тенденций, которые были заложены в позитивизме и духовной психологии, заложены подходы к формированию психологии как одновременно и философской и естественной науке. Важнейшая функция психологии в общей системе научного зна¬ния состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания, является ин¬тегратором всех (или во всяком случае большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. Как отмечал Ананьев, именно в этом состоит ее историческая мис¬сия, с этим связаны перспективы ее развития. Психология осуще¬ствляет интеграцию данных о человеке на уровне конкретно-науч¬ного знания. Таким образом, история психологии предлагает не только исторические параллели, способные помочь адекватному анализу сложившейся ситуации, но и способы ее разрешения, увидеть за современными проблемами не методологический кризис, но кризис роста, способствующий дальнейшему плодотворному развитию науки, умеющей извлечь нужные уроки и из достижений, и из ошибок прошлого. Изучение состояния и перспектив развития современной психологии в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. именно психологическая наука и смежные с ней отрасли научного знания способны наметить пути решения как глобальных социальных проблем (межэтнические конфликты, локальные войны), так и личностных проблем отдельных людей. Целью дипломной работы является теоретический анализ состояния и перспектив развития современного психологического знания. Задачи: 1. Теоретическое изучение актуального состояния развития психологической науки. 2. Анализ места психологической науки в системе других направлений научного знания. 3. Изучение перспектив развития современной психологической науки и смежных дисциплин. 4. Экспериментальное исследование основных тенденций развития психологического знания с использованием метода контент-анализа. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса //Вопросы психологии, 1996, №6 2. Дынич В.И. и др. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии 1994. № 12. С. 122—135. 3. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 4. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки. М., Флинта, 1998. 5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж, 6. Андреева Г.М. Методологические проблемы и практика социально-психологических исследований // Теоретические методологические проблемы социальной психологии /Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М., 1977. 7. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., 1988. 8. Брушлинский А.В. Углублять фундаментальные исследования, повышать культуру научных дискуссий // Вопр. психол. 1988. № 1. С. 5—8. 9. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В б т. Т. 1. М., 1982. 10. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации: Тезисы I Всеукр. психол. съезда. М., 1934. 11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. 12. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1988. 13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Изд-во МГУ, 1988. 14. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М. Изд-во МГУ. 1982. 15. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие - М.: ИНФРА, 1997. 16. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983. 17. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., Наука, 1990. 18. Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) //Вопросы психологии, 1995, №6 19. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. С-Пб.; 1996. 20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. 22. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р. Из истории становления психологических взглядов Л.С. Выготского // Вопр. психол. 1976. № 6. С. 83— 93. 23. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. Наука. 1984. 24. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962. 25. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 ч. Ч. 2. М., 1970. 26. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1989. 27. Налимов В.В. Возможно ли учение о человеке в единой теории знания? // Человек в системе наук / Отв. ред. И.Т. Фролов. М., 1989. 28. Общая психология /Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1999. 29. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. – М.: Просвещение, 1971. 30. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: Инфра-М, 1998. 31. Психология развивающейся личности/Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. 32. Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 33. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. 34. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. М., Новая школа, 1994. 35. Токарева М.Ю., Донцов А.И. Меньшинство как источник социального влияния //Вопросы психологии, №1, 1996. 36. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. 37. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии //Вопросы психологии, 1997, №3 38. Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб., Евразия, 1998. 39. Юревич А. В. Социальная психология науки. СПб., РХГИ, 2002. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru