Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Социально-психологические условия адаптации младших школьников к учебному процессу ID работы - 613200 психология (курсовая работа) количество страниц - 43 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 7 1.1. Психологическое содержание младшего школьного возраста 7 1.2. Готовность ребенка к школе 18 1.2.1. Психологическая готовность ребенка к школе 18 1.2.2. Личностная готовность к школьному обучению 20 1.2.3. Интеллектуальная готовность к школьному обучению 22 1.2.4. Волевая готовность к школьному обучению 23 1.2.5. Нравственная готовность к школьному обучению 24 1.2.6. Процедура определения психологической готовности к школе 26 ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 28 2.1. Описание испытуемых 28 2.2. Описание методов исследования 28 2.3. Описание результатов 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. В последнее время все большее признание в психолого-педагогических исследованиях получает личностно ориентированный подход к обучению и развитию. Все более активно изучаются процессы самопознания, самоотношения, самовоспитания, самореализации, самовыражения, играющие значительную роль в построении взаимоотношений ребенка с социальной средой, его адаптации к этой среде (социализации). В этом отношении важной является задача определения факторов и перспектив развития личности. Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психическому развитию школьников. Важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. Актуальной проблемой является поиск методов обучения, способствующих повышению творческой активности, мотивации школьников, развитию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных трудностей. Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что дети приходят в школу не только с разным уровнем подготовки к обучению и разным уровнем интеллектуального развития, но и с различными личностными особенностями. Совершенствование системы обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психическому развитию детей. Важное значение придается задаче пробудить и поддержать интерес детей к учебе, научить учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная, предъявляющая ребенку определенные требования, выполнение которых способствует качественному изменению его психики. Психологические новообразования возникают и развиваются у младших школьников по мере формирования учебной деятельности. К основным новообразованиям этого возрастного периода относятся: внутренняя позиция школьника, развитие произвольности, развитие внутреннего плана действия и рефлексия. Переход ребенка к обучению в школе является особым этапом его развития. Как отмечает В.В.Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению В.В.Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста. Проявлением недостатков в построении содержания и форм учебного процесса в современной школе является явление «отхода от школы», «мотивационного вакуума». Главная психологическая причина этого, с одной стороны, заключается в недостаточном внимании к формированию учебной деятельности в единстве ее компонентов – мотивов, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки, с другой, психологические характеристики учебной деятельности – ее строение, возрастные особенности недостаточно систематизированы, не описаны самими психологами и не доведены до такого уровня, чтобы лечь в основу практической работы в дошкольном учреждении. Все это повышает значимость организации обучения оптимальным образом, учитывающим индивидуальные и возрастные особенности в младшем школьном возрасте. Большое научно-практическое значение имеет процесс адаптации младшего школьника к обучению в школе. Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что дети приходят в школу не только с разным уровнем подготовки к обучению и разным уровнем интеллектуального развития, но и с различными личностными особенностями. Методология исследования. В качестве методологии исследования выбраны концепция Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, а также теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. Теоретическая база. Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И.Айдарова, А.К.Дусавицкого, А.К.Маркова, Ю.А.Полуянова, В.В.Репкина, В.В.Рубцова, Г.А.Цукерман и др.). В исследованиях Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, В.Г.Асеев, А.Б.Добрович, И.В.Дубровина, О.М.Дьяченко, Т.М.Лаврентьева и других, намечены пути оптимизации психического и личностного развития ребенка-школьника. Целью данной работы является изучение психологических особенностей адаптации младшего школьника к обучению в школе. Задачи работы: 1. Выявить симптоматику психической адаптации ребенка к школе 2. Выбрать адекватные методики для исследования личностных особенностей детей-младших школьников. 3. Организовать и провести психодиагностическое исследование. 4. Дать интерпретацию полученных результатов. Объект исследования – личностные особенности ребенка младшего школьного возраста. Предмет исследования – особенности адаптации ребенка к школьному обучению. Методы исследования: методика решения воображаемых экспериментальных ситуаций, разработанная М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой. Детям предлагается представить 10 конкретных школьных ситуаций, связанных с невыполнением учащимися каких-либо заданий учителя, школьных правил поведения. Гипотеза исследования заключается в предположении о влиянии уровня психологической готовности ребенка к школе на успешность адаптации к обучению. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы. // Вопросы психологии, 1997, №1. 2. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. // Вопросы психологии. 1976. №1. 3. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Часть 2. М., 1981. 4. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В. А. Крутецкого. М. , 1964. 5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956 6. Добрович А.Б. Анатомия диалога / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 182 – 216. 7. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 8. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. М.: Академ А., 1999. 9. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников М., 1984 10. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии, 1999, №4 11. Заика Е.В., Лантушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников // Вопросы психологии, 1997, №4. 12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. 13. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. //Избр. психологич. труды в 2 т. М., 1986 14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: «Логос», 2000. – 384 с. 15. Иванова Т.Ф. Изучение и формирование ответственности у младших школьников: Методические рекомендации для учителей / Под ред. М.В. Матюхиной. – Анапа, 1999. 16. Кисловская В.Р. К вопросу об эмоциональном отношении школьника к коллективу. // Вопросы психологии. 1971. №1. 17. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. Алма-Ата, 1975. - 40 с. 18. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии 1987, №3. 19. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ им. В.И.Ленина. - 350 с. 20. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии М. 1972. 21. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова. Как возможно развивающееся развивающее образование? // Вопросы психологии, 1998, №5. 22. Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации //Вопросы психологии, 1997, №5 23. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии.. » (Творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии, 1998, №5. 24. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопросы психологии 1978, № 5. 25. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 26. Мальковская Т.Н. Учитель - ученик / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 227 - 248 27. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение. 1990. 28. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1981. 29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с. 30. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. науч. трудов / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. 31. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1985. 32. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся //Педагогика, 1998, №3 33. Платонов К.К. Структура и развитие личности М.: Наука. 1986. 34. Проблемы способностей /Под ред В.Н.Мясищева. М. 1962. 35. Проблемы экспериментальной психологии личности //Ученые записки. 1970. Т 77. Вып. 6. / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь. 36. Психологическая диагностика детей и подростков /Под ред К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой, М.: Международная педагогическая академия. 1995. 37. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная и педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с. 38. Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии, 1997, №3 39. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии. 1980. №6. 40. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии М.: Педагогика. 1973. 41. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. - 160 с. 42. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы // Вопросы психологии, 1998, №4 43. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий М. 1961. 44. Типологические исследования по психологии личности Пермь. 1967. Т 48. вып 4. 45. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М.: АО "Столетие", 1995. 189 с. 46. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей //Вопросы психологии, 1996, №3 47. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-развивающего обучения //Вопросы психологии, 1995, №2 Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru