Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Социально-психологические технологии по реабилитации пострадавших от сект ID работы - 757096 психология (курсовая работа) количество страниц - 41 год сдачи - 2003 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………………2 1. Социально-психологическая работа с людьми пострадавшими от сект……………………………………………………………………………………8 1.1. Тоталитарные группы в социальных сообществах ……………………….8 1.2. Тоталитарные секты как новый криминогенный факт ………….………….13 1.3. Секты и психическое здоровье………………………………………………..17 1.4. Роль социального психолога в работе с пострадавшими от сект……………..……………………………………………………………………18 Глава 2. Социально-психологические технологии по реабилитации по-страдавших от сект…………………………………………………………………25 2.1. Нейрофизиологические основы психопрограммирования в сектах……….28 2.2. Деятельность специалистов в области депрограммирования………………36 2.3. Психотехнологические аспекты коррекционной деятельности……………40 Заключение…………………………………………………………………..48 Литература…………………………………………………………………...50 ВВЕДЕНИЕ: Настоящая курсовая работа посвящена исследованию технологиям соци-альной реабилитации людей, пострадавших от сект в нашем обществе, которая рассматривается в русле социально-психологической деятельности социально- реабилитационной работы. Появление и широкое распространение с начала 90-х годов в России но-вых "конфессиональных" образований тоталитарного типа ("Фонд Новой Святой Руси" (Богородичный Центр), "Белое братство", "Сознание Кришны", "Аум Сен-рике", "Община Виссариона", "Универсальная церковь Муна" и т.п.) стало несо-мненным социокультуральным фактом, а их конкретная деятельность поставила вопрос об оценке вреда здоровью адептов этих "конфессий". Этот вопрос подни-мают не только близкие вовлеченных в новые секты, общественные организации, например, "Комитет по спасению молодежи", но и правоохранительные органы и социально-реабилитационные комитеты, которых в последнее время стало очень много, а так же и ученые психологи. Об этом свидетельствует большое количест-во работ в этой области: Л.С.Алексеева, П.В,Бобкова О.В.Краснова, Н.Ф.Дементьева, П.Д,Павленок, В.И.Курбатов, Е.И.Холостова, Е.Н,Хрисанфова, Е.И.Комаров, В.П,Мельников, Т.В.Шеляг и другие. Поскольку, по некоторым данным, в тоталитарные секты уже вовлечены сотни тысяч наших сограждан, активность вербования новых членов нарастает, указания на причинение вреда физическому и психическому здоровью поступа-ют все чаще психологи и социальные работники уже вынуждены заниматься этими вопросами. Обрушившееся на Россию новое социальное бедствие первыми осознали психиатры и психологи. Созданная ими "Комиссия по медико-психологической и юридической оценке деятельности некоторых религиозных организаций" на ос-новании анализа писем и заявлений, направленных в "Комитет по спасению мо-лодежи", в редакции ряда газет, прокуратуру, МВД и другие инстанции, на осно-вании непосредственного обследования лиц, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера, возник-шем после посещения сект, и пациентов, обратившихся к психиатру после их по-сещения, а также на основании собеседования с членами и руководителями сект, пришла к жестким выводам: "1 - Деятельность организации "Белое братство", "Богородичный Центр", "Аум Синрике", "Сознание Кришны" сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здо-ровью человека и его личности. 2 - Наносимый ущерб здоровью в этих организа-циях проявляется в форме индуцированных бредовых, бредоподобных рас-стройств, патологических сверхценных идей и патологического развития лично-сти, а также физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний, прекращения детородных функций человека. 3 - Возни-кающие нарушения сопровождаются грубой семейной и социальной дезадапта-цией личности ставящей ее вне семьи, общества и государства. 4 - Деятельность перечисленных организаций наносит выраженный ущерб здоровью вовлекаемых в них психически больных и лиц с аномалиями личности, приводя к развитию у них более тяжелых психических нарушений. 5 - Деятельность указанных органи-заций наносит тяжелый моральный и имущественный вред семьям людей, вовле-ченных в эти организации. 6 - Ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием чело-века под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие массивных внушений в состояниях искусственно измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате применения определенных психотехни-ческих методов во время литургий, обрядов, инициаций, медитаций. 7 - Деятель-ность учредителей указанных выше религиозных организаций (объединений) по реализации своего права на свободу совести и вероисповедания противоречит части ст.17 Конституции РФ, определяющей, что осуществление прав и свободы человеком и гражданином не должно нарушать права и свободы других лиц". Как показывает мировой опыт, борьба с тоталитарными сектами очень затруднительна и опасна ввиду финансово-мафиозной подоплеки их деятельно-сти. Административно-запретительные и даже уголовные меры в нашей стране не применялись, а за рубежом оказались эффективными лишь тогда, когда они были действительно жесткими. Для противопоставления распространения влия-ния новых сект требуются объединенные усилия представителей всех гумани-тарных профессий, включая деятелей культуры и религии, социологов и психо-логов, психиатров и юристов с широким использованием средств массовой ин-формации. В первую очередь эти усилия должны быть направленными на лише-ние благодатной почвы упомянутых корней псевдорелигиозности. Настоящий проект обобщает цикл теоретических исследований и практи-ческих разработок, осуществленных автором в 1995-2000 годах. Их содержание и результаты отражены в опубликованных монографиях и хрестоматиях (см. спи-сок публикаций по теме исследования). Разработанные методики прошли апро-бацию на Факультете Психологического Консультирования Аквариуниверситета. Наше время вовсе не случайно многими культурологами и представителя-ми общественных наук именуется эпохой расцвета тоталитарных сект . Во всех развитых странах мира из года в год нарастает осознание крайней необходимости оказания эффективного противодействия все возрастающему деструктивному влиянию всевозможных "гуру" и "вестников". К сожалению, лидерами стран СНГ острота проблемы развития деятельности то-талитарных сект до сих пор остается не до конца осознанной, в то время как фи-нансовые, политические и психотехнологические мощности такого рода минисо-обществ увеличиваются день ото дня /1/. До сих пор не получила должного раз-вития практика восстановления социальной идентичности жертв деструктивных культов , хотя социальный запрос на проведение реабилитационных психокорри-гирующих мероприятий угрожающе значителен. Однако вряд можно разработать эффективную систему психореабилитаци-онных мероприятий без углубленного понимания механизмов самой скрытой на-сильственной индоктринации. Новизна предлагаемого подхода к рассмотрению системы, на наш взгляд, заключается в следующем: 1. Мы рассматриваем необходимость выстраивания общегосударственной системы социальной профилактики последствий насильственной тоталитарной индоктринации в качестве первоочередной задачи, значение которой не может даже являться предметом спора. 2. Мы рассматриваем угрозу нарастания влияния тоталитарных культов в качестве одной из главных угроз благополучию не только послезавтрашнего, но и сегодняшнего социума. 3. Мы считаем, что разработка и внедрение высокоэффективных методов ресоциализации и психологической реабилитации бывших участников деятель-ности тоталитарных групп должны осуществляться на основе детального изуче-ния механизмов насильственного психопрограммирования, которые мастерски используются операторами скрытой индоктринации. 4. Мы убеждены в необходимости реализации системного подхода к раз-витию социопрофилактической системы защиты населения от сектантской пси-хоагрессии, который позволил бы синергетически совместить все известные приемы повышения эффективности. 5. Мы убеждены в том, что государство должно взять на себя заботу о подготовке специалистов соответствующего профиля, без активного творчества которых поверхностно и непрофессионально разрешить указанную проблему не представляется возможным. Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что проблема реабили-тации людей, пострадавших от культовых организаций в обществе далеко не полностью изучена, несмотря на большое количество специальных работ. Таким образом, наша работа является актуальной и своевременной в свете последних тенденций развития социальной реабилитации граждан, пострадав-ших от сект. Объектом курсовой работы является - психологические особенности вос-приятия и поведения людей, оказавшихся участниками деятельности тоталитар-ных групп и обратившихся за помощью с целью получения профессионального содействия в восстановлении социальной идентичности. Предметом курсовой работы является - процесс реабилитации граждан, пострадавших от религиозных сект. Гипотезой курсовой работы является - социальная реабилитация постра-давших от религиозных сект будет прогрессивной, если: провести глубокое и де-тальное исследование специфики и психологических особенностей религиозных сект, а так же проследить последствия влияния данных организаций. Цель исследования заключается в изучении социально-психологических аспектов системного коррекционного воздействия на пострадавших участников деятельности тоталитарных групп и уточнении специфики действия различных факторов, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности технологий, ориентированной на восстановление социальной идентичности ку-рируемых лиц. Задачи исследования: а) Выявить основные психофизиологические механизмы, отвечающие за эффективность скрытой насильственной деятельности на адептов. б) Сформулировать условия организации психологических мероприятий, способствующих выявлению ключей программирования, понимание которых по-зволяет организовать эффективный процесс психокоррекционного репрограмми-рования жертв влияния проводников тоталитарной идеологии. в) Выявить психотипологические особенности жертв тоталитарных сект с тем, чтобы направленно организовывать массовые социально-психопрофилактические кампании, ориентированные на защиту наиболее по-верженных суггестивно программирующему влиянию адептов деструктивных культов. д) Наметить пути дальнейшего развития моделей депрограммирования и создания психопрофилактических учебных программ, ориентированных на вы-работку высокоэффективного мировоззренческого и психоэмоционального им-мунитета личности против агрессивно-деструктивных индоктринирований. Следует отметить, что ряд методических и психотехнологических деталей, конкретно описывающих процесс интенсивной ресоциализации курируемых лиц, намеренно не введен в содержание настоящего доклада ввиду открытости на-стоящей публикации. К сожалению, современный социум не готов к обнародова-нию ряда технологических и методических моментов, знание которых может быть использовано с целью причинения вреда или нанесения ущерба согражда-нам (……….). Научная новизна работы определяется следующим: Во-первых, проблема реабилитации людей, пострадавших от сект в обще-стве впервые представлена как объект специального социально-психологического исследования. Во-вторых, новыми являются подходы в изучении данной проблемы, ис-следовательский и описательный. В-третьих, осуществлена не реализованная ранее попытка комплексного подхода к проблемам социальной реабилитации пострадавших людей с привле-чением наблюдений антропологического и социально-психологического харак-тера. Основные методы исследования - изучение научно-исследовательской ли-тературы по данному вопросу, дифференциальный анализ, предполагающий ме-тодику сопоставления и противопоставления различного материала. Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней определены и описаны основные социально-психологические потребности людей, поддающих-ся религиозному влиянию и воздействию. Выявленны основные психологические характеристики религиозных сект. Разработан системный подход в реабилитации людей, пострадавших от сект, в нашем обществе. Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что содер-жащиеся в ней наблюдения и выводы могут быть использованы для улучшения работы центров социальной реабилитации граждан. Развиваемые в работе идеи и предлагаемые методики и разработки могут использоваться в работе социально-реабилитационных служб. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Бапагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1980. 2. Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984.208 с. 3. Буайе Ж.Ф. Империя Муна.М., 1990 4. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988. 5. Гараджа В.И.Религиоведение. М., 1995. 6. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1995. 7. Гречишников С.Е. Поиск надежды и духовного утешения: Очерки по исто-рии религии. М., 1991. 8. Информация о деятельности нетрадиционных религиозных объеди-нений. Приложение к письму № 549/28-16 от 12.07.00. // Официальные документы в образовании. 2000г., №16, стр. 6-9. 9. Обращение Государственной Думы к Президенту Российской Феде-рации об опасных последствия воздействия некоторых религиозных орга-низаций на здоровье общества, семьи, граждан России. // Российская газе-та. 1996г. от 28 дек., стр4. 10. Рассказов А.М. о жертвах сект. // Воскресная школа. 1999 № 45, стр 7. 11. Ярхо В. просвещение духовное - величайшая миссия.// Воскресная школа. 1999, от 29 августа, стр10. 12. Белоусов С. Отдать душу дьяволу.// Мы.1998 № 9 стр 138-145. 13. Серьезный повод для волнения. Характеристика сект. // Студенческий меридиан.1996., №9,10. Стр. 40-43. 14.Никитин В. Тоталитарные секты, как с ними бороться.// Здравый смысл. 2001 №1 стр 16-19 . Цена: 750.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru