Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Социально-психологические причины тревожности у детей старшего дошкольного возраста ID работы - 617643 психология (курсовая работа) количество страниц - 34 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.......................................................5 1.1. Проблема тревожности как психолого-педагогический феномен...5 1.2. Тревожность: понятие, виды, уровни, формы....................................8 1.3. Причины тревожности и ее проявления в старшем дошкольном возрасте................................................................................................12 Выводы...........................................................................................................17 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.18 2.1. Организация, методы и программа исследования..............................18 2.2. Обработка и систематизация полученных результатов......................22 2.3. Обсуждение полученных результатов.................................................28 Выводы...........................................................................................................30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................33 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности дошкольников. Ее изучением и разработкой занимались такие ученые как А.М. Прихожан, Е. Савина, С.С. Степанов, Е.И. Рогов, Л.В. Макшанцева и мн. другие. Выявлением и изучением непосредственно социально-психологических причин тревожности у детей старшего дошкольного возраста занимались такие авторы как С.Д. Исакова, Е.Б. Ковалева, А.М. Прихожан, Е.Е. Ромицина. На их работы мы и будем опираться в своем курсовом иссследовании. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Необходимо своевременно распознавать таких детей и выявлять социально-психологические причины существующей тревожности, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у тревожных детей невротических состояний и неврозов. Цель работы: раскрыть социально-психологические причины тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи работы: 1. Изучить и проанализировать учебную и научную психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме изучения социально-психологических причин тревожности у детей старшего дошкольного возраста. 2. Провести ретроспективный анализ теоретических основ проблемы социально-психологических причин тревожности у детей старшего дошкольного возраста. 3. Определить методы и подобрать методики, позволяющие выявить зависимость между уровнем тревожности старших дошкольников и детско-родительским отношениями. 4. Подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы. В качестве гипотезы курсового исследования выдвинуто предположение о том, что существиует зависимость между уровнем тревожности старших дошкольников и детско-родительскими отношениями. Объект исследования: тревожность как свойство личности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: социально-психологические причины тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Для решения поставленных задач нами был использован комплекс следующих методов исследования: 1. Метод изучения учебной и научной психолого-педагогической литературы. 2. Диагностический метод. 3. Метод количественного и метод качественного анализа полученных данных. Структура и объем работы. Представленная курсовая работа состоит введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 24 наименования. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Проблема тревожности как психолого-педагогический феномен Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности. Слово “тревожный” отмечается в словарях т с 1771 г. С тех пор в течение многих лет отечественными и зарубежными психологами были созданы различные теории, в которых обосновывалась проблема тревожности и причины ее возникновения у детей. Впервые тревожность была описана З. Фрейдом в 1925 году, который для описания “свободно витающей”, разлитой тревожности использует термин, означающий в буквальном переводе “готовность к тревоге” или “готовность в виде тревоги”. Классическая психоаналитическая теория рассматривает тревожность как защиту от неосознанных конфликтов, возникающих в ранний период воспитания ребенка. Определенные внутренние импульсы, воспоминания и ощущения настолько болезненны, что должны быть вытеснены и перемещены на внешние объекты или быть символически ассоциированы с реальным источником тревоги. Таким образом, тревожность защищает ребенка от неосознанных влечений и желаний. Бихевиоральные теории и теории научения утверждают, что тревожность приобретается путем классического формирования условных рефлексов (классического обусловливания). Согласно теории привязанности Боулби, бесстрашие у детей биологически зависит от эмоциональной привязанности, необходимой для выживания. Дети должны быть близки к тем, кто заботится о них, чтобы их физиологические и эмоциональные потребности удовлетворялись. Поведенческие паттерны привязанности, такие как плач, страх перед незнакомыми людьми и напряжение, представляют собой активные действия, предпринимаемые ребенком для сохранения или восстановления близости с человеком, заботящимся о нем. Разлука по мере СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Астапов В.М. Тревожность у детей. -М., 2001.-159 c. 2. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.//Психологический журнал. - 1992. - Т.13, № 5. – С. 4-7. 3. Вольская М. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов.// Московский психотерапевтический журнал. - 2002. – № 4.- С. 193-197. 4. Диагностика тревожности: [Тест, разраб. амер. психологами Р. Тэммл и В. Амен, позволяющий диагностировать тревожность ребенка в возрасте от 4 до 7 лет]/Р. Тэммл, В. Амен.//Детский психолог, 1995. – № 9. - C. 3-10. 5. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000. – 464 с. 6. Исакова С.Д. Причины тревожности у детей дошкольного возраста.// Психологическая служба в обществе: Проблемы и перспективы развития. - Комсомольск-на-Амуре, 2002. -Ч.2. - C. 30-33. 7. Ковалева Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/Иркут. гос. пед. ун-т. - Иркутск, 1998.-20 c. 8. Колпакова М.Ю. Корни тревоги.//Московский психотерапевтический журнал. - 2003. - №3. - С. 74-86. 9. Колпакова М.Ю. Диалог с тревожным ребенком: [По данным психол. исслед.]// Современная психология: состояние и перспективы исследований. - М., 2002. -Ч.3. - C. 186-201. 10. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб., 2003. – 160 с. 11. Кутепова Н.Г. Роль семьи в формировании тревожности у дошкольников.//Перспективы развития практической психологии. - Шадринск, 2001. -Ч.2. - C. 169-174. 12. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей.//Психологическая наука и образование, 1998. – № 2. – С. 12-14. 13. Мэш Э., Вольф Д. Детская психопатология. Нарушения психики ребенка. – СПб., 2003. – 384 с. 14. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики. – М., 1998. – 632 с. 15. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста./ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1998. – 367 с. 16. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000. - 304 с. 17. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Психологическая наука и образование, 1998. – №2. – С.9-11. 18. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: (Личност. аспект): Автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.07./Рос. акад. наук. Психол. ин-т. - М., 1995. - 46 c. 19. Психологический словарь./Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. – 560 с. 20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М., Кн. 1., 2002. – 384 с. 21. Ромицина Е.Е. Многомерная оценка детской тревожности. – СПб., 2006. – 112 с. 22. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. – М., 1995. – 168 с. 23. Хрестоматия: тревога и тревожность./Сост. и ред. В.М. Астапова. СПб., 2001. – 420 с. 24. Эмоциональное развитие дошкольника./Под ред. Кошелевой. - М., 1997. – 216 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru