Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Социально-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста ID работы - 754069 психология (курсовая работа) количество страниц - 58 год сдачи - 2007 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. Проблема нарушения эмоциональной сферы младших школьников в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………….7 1.1. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы младших школьников……………………………………………………...7 1.2. Причины и факторы, приводящие к нарушению эмоциональной сферы младших школьников…………………………………………………….16 1.3. Направления работы социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений младших школьников…………………….24 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………………31 ГЛАВА II. Социально-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста………………………………….33 2.1. Изучение эмоциональных нарушений младших школьников ………..33 2.2. Программа социально-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста ……………………41 2.3. Динамика развития эмоциональной сферы по итогам реализации программы…………………………………………………………………47 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II………………………………………………………...54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56 ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...61 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….65 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность. В настоящее время не вызывает серьёзного возражения мнения о том, что целенаправленное, систематическое психологическое развитие необходимо каждому ребёнку. Многочисленными исследованиями доказано, что взаимодействия, сопровождающиеся отрицательной эмоциональной реакцией или состоянием, образуют потенциал отрицательного отношения, вражды, антипатии. Напротив, взаимодействие на фоне положительных эмоций создает между людьми позитивные связи. Без человеческих эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. В период кризисных обострений в развитии общества наблюдается возрастание эмоциональной напряженности не только взрослых, но и детей. Следствием этого являются разнообразные неврозы, эмоциональные отклонения. Необходима особая работа с эмоциональной сферой детей, которые в силу возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать. Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Наиболее удобной для практических целей является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Эмоции помогают человеку в его становлении, те люди, у которых они недостаточно развиты - испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема коррекции эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста. Проблемой эмоциональных нарушений младших школьников занимались такие известные педагоги и психологи как: Бреслав Г.М., Бютнер К., Гаврилова Т.П., Запорожец А.В., Изотова Е.И., Лебединский В.В., Левитов Н.Д., Никифорова Е.В., Никольская О.С., Осницкий А.К., и др. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы выявил противоречие между необходимостью изучения работы социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в теории и практике профессиональной деятельности социального педагога. Проблема исследования состоит в том, чтобы выявить каковы социально-педагогические возможности целенаправленного влияния на процесс коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Цель исследования - изучить возможности социально-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Объект исследования - дети младшего школьного возраста. Предмет исследования - работа социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что целенаправленная деятельность социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста, опирающаяся на результаты диагностики, будет эффективной, и будет способствовать гармоничному психическому развитию этих детей если: " Будут изучены теоретические основы проблемы эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста; " Будут выявлены причины и факторы эмоциональных нарушений у младших школьников. В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи: 1. Рассмотреть сущность проблемы нарушения эмоциональной сферы младших школьников в трудах отечественных и зарубежных авторов; 2. Изучить причины и факторы, приводящие к нарушению эмоциональной сферы младших школьников; 3. Разработать и апробировать программу социально-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста; 4. Проследить динамику развития эмоциональной сферы по итогам реализации программы. Методологическими основами работы послужили идеи отечественных исследователей о развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста Г.М. Бреслав, Г. Дюпон, Г.А. Цукерман, Н.Л. Кряжевой, В.М. Минаевой А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. Теоретической основой исследования являются зарубежных и отечественных психологов об эмоциональной сфере человека (Г.М. Бреслав, Б.И. Додонов, К. Изард, А.Н.Леонтьев, П.М.Якобсон и др.); о роли эмоций в развитии ребенка (Л.А.Венгер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С.Кон, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, Н.Д. Левитов, Я. Рейковский, А.В.Петровский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн). Методы исследования: " Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; " Эмпирические: тестирование. В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: методика "Рисунок семьи" (КРС), разработанная Р. Бэрнсом, С. Кауфманом; методика "Раскрась свои чувства" К. О'Коннор, тест на тревожность и агрессивность ребёнка (Лаврентьва Г. П., ТитаренкоТ. М.). " Методы количественной (статистический) и качественной обработки данных. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 5. В состав испытуемых вошли ученики 1-х классов в количестве 40 человек, из них сформированы контрольная группа, включающая в себя 20 человек и экспериментальная, также из 20 человек. Возраст детей 7-8 лет. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём систематизирован материал по проблеме нарушения эмоциональной сферы младших школьников в трудах отечественных и зарубежных авторов, изучены причины и факторы, приводящие к нарушению эмоциональной сферы младших школьников, изучены направления работы социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений младших школьников. Практическая значимость исследования состоит в том, что данные результатов исследования, разработанная программа социально-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста могут быть использованы социальными педагогами, школьными психологами в целях коррекции нарушения эмоциональной сферы младших школьников. Материалы исследования могут быть использованы для практического применения в работе учителей начальных классов, социальных педагогов, психологов. Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Астахов А.И. Воспитание творчеством. - М., 1986. 145 с. 2. Аристотель. Политика - М., 1911, 1340 а, с. 367 - 368 3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С. 23-24. 4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - С. 79-87. 5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990. c. 245 6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1991. 7. Введение в психологию / Под общей ред. проф. Петровского А.В. - М.: Академия, 1997 г. 471 с. 8. Вартанян Г.А. Петров Е.С. Эмоции и поведение. - Л. 81. 1988., c. 127 9. Веккер Л.М. Психические процессы. - Л.: ЛГУ, 1981. - Т.3. 48 с. 10. Вилюнас В.К. Основные проблемы психической теории эмоций. - М., 1999. 11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. М., 1991. 147 с. 12. Волков И.П. Рекомендации по введению системы внеклассной работы, направленной на выявление, развитие и учет склонностей и способностей школьников. - М., 1987. 13. Волков И.П. Учим детей творчеству. - М., 1982. 14. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. С. 122-138. 15. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация - поведение - творчество. - М., 1991. 16. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. - М.: Политиздат, 1991. 17. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. - М., 1976. c. 87 18. Дубровина И.В. Психология. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. 19. Дако П. Новое искусство жить. Пер. с франц. - М.: Институт практической психологии, 1995. 20. Дюпон Г. Развитие детской эмоциональности // Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: ПЦ "Эксперимент", 1995. С.47-49. 21. Журнал Дошкольное воспитание, № 12/1997, 9/1999. 22. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 23. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998. 24. Изард К. Эмоции человека: Пер. с анг. - М.: Изд. МГУ, 1980. 25. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - Л.: Медицина, Ленингр. отдел., 1982. 26. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство "Питер", 2000. 27. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. - 1987. - № 4. 28. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1988. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология"; № 3). 29. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - С. 78-84. 30. Кряжева Н.Л. "Мир детских эмоций детей 5-7 лет", Ярославль, Академия развития, 2000 г.160 с. 31. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги//Вопросы психологии, 1967. - N6. - С. 118. 32. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985. 33. Маклаков А.Г. Общая психология .- Питер - СПб, 2001. c. 389 34. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия и игры. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений., Москва, Аркти, 1999 г. 48 с. 35. Немов Р.С. Психология - М.: Просвещение, 1995. 36. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся//Вопросы психологии. - 1994. - N3. - С. 62. 37. Оклендер В. Окна в мир ребёнка // перевод с англ. Под ред. Ф. Б. Березина, Е. А. Спиркиной, Е. Д. Соколовой - М., Независимая фирма Класс, 2001 38. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - С. 9-10, С.407-408. 39. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1984. 40. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной - М.: Академия, 2001. 41. Психология: Популярный словарик / Под ред. И.В. Дубровиной - М.: Академия, Кафедра, 1998. 42. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия, М., Владос, 2000 г. 43. Практическая психология образования. - М.: ТЦ "Сфера", 1998. 44. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2001. 45. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. 46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. - М., 1989. - Т. 2, глава "Труд". 47. Рогов Е.И. Общая психология. - М.: ВЛАДОС, 1998. 48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1998. 49. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Перевод с польск. /Общ.редакция О.В.Овчинниковой. - М.: Прогресс, 1979. -С. 392. 50. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Наука, М.: 1985. 51. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2т. Т.1: Пер. с нем /Под ред Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986. - С. 244-397. 52. Цукерман Г.А. Венгер А.Л., Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2003. 53. Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва, Просвещение, 1999 г. 128 с. 54. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976, с. 26. 55. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., "Просвещение", 1995. (стр. 172-176). 56. Хрузман Т.П., Еремеева В.П. Эмоции, речь, активность мозга ребенка. - М., "Педагогика", 1991. 57. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с 58. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.,1978. 59. Эмоции человека. Изард К.Е. - М.: 1980. 60. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. 61. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В.Лебединский, О.С.Никольская, и др. - М.: Изд-во МГУ, 1990. 62. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. Изотова Е.И., Никифорова Е.В., Академия, 2004 г. 284 с Цена: 1050.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru