Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Социальная среда как фактор формирования человека в неофрейдизме ID работы - 617902 психология (курсовая работа) количество страниц - 31 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: План Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Социальная детерминанта как неотъемлимая часть в неофрейдизме. 4 1.1. Социокультурная ориентация представителей научно-философского направления — неофрейдизма 4 1.2. Психологические механизмы адаптации личности к социуму по Э. Фромму 7 1.3. Гарри Салливан и его позиция в неофрейдизме 9 1.4. Карен Хорни и ее социально-психологическая концепция 12 1.5. Альфред Адлер как провозвестник социально-психологической формы психоанализа 14 1.6. Развитие личности с позиции Гордона Олпорта 15 1.7. Эрик Эриксон и его подход к изучению личности 15 2. Социальная среда как фактор формирования человека в неофрейдизме 16 2.1. Социализация личности в концепциях неофрейдизма 16 2.2. Человек — продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. 18 2.3. Теория конфронтации двух факторов — взаимодействие биологического и социального в психологии и неофрейдизме. 20 2.4. Противопоставлении теории личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов 23 2.5. Социальное воздействие на человека как фактор формирования личности в неофрейдизме. 24 Заключение 27 Список использованных источников 30 Приложение 32 ВВЕДЕНИЕ: Глава 1. Социальная детерминанта как неотъемлимая часть в неофрейдизме. 4 1.1. Социокультурная ориентация представителей научно-философского направления — неофрейдизма 4 1.2. Психологические механизмы адаптации личности к социуму по Э. Фромму 7 1.3. Гарри Салливан и его позиция в неофрейдизме 9 1.4. Карен Хорни и ее социально-психологическая концепция 12 1.5. Альфред Адлер как провозвестник социально-психологической формы психоанализа 14 1.6. Развитие личности с позиции Гордона Олпорта 15 1.7. Эрик Эриксон и его подход к изучению личности 15 2. Социальная среда как фактор формирования человека в неофрейдизме 16 2.1. Социализация личности в концепциях неофрейдизма 16 2.2. Человек — продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. 18 2.3. Теория конфронтации двух факторов — взаимодействие биологического и социального в психологии и неофрейдизме. 20 2.4. Противопоставлении теории личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов 23 2.5. Социальное воздействие на человека как фактор формирования личности в неофрейдизме. 24 Заключение 27 Список использованных источников 30 Приложение 32 Введение Неофрейдизм — направление в современной психологии, философии, социологии и психоанализа, развившееся из ортодоксального фрейдизма в процессе его культурологической и социологической реформации. Лидеры неофрейдизма — К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. — подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения З. Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентаций и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление Н. сформировался в 1930-х гг. в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием. [13] Актуальность данной темы — в рассмотрении новации неофрейдизма, которая заключается в переоценке влияния биологических факторов на развитие личности в пользу усиления роли социальных и психологических сил. Объект работы — социальная среда как фактор формирования человека в неофрейдизме. Предмет работы — влияние социальных факторов на формирование человека в различных концепциях неофрейдизма. Цель работы: показать, каким образом происходит формирование человека с различных точек зрения в концепциях неофрейдизма. В связи с обозначенной целью, задачи работы следующие: 1. Изучить ряд литературных источников для написания работы. 2. Рассмотреть позицию формирования личности в неофрейдизме. 3. Изложить различные точки зрения и концепции наиболее выдающихся неофрейдистов. 4. Показать, в чем состоят различия между теориями Фрейда и теориями неофрейдистов. Глава 1. Социальная детерминанта как неотъемлимая часть в неофрейдизме 1.1. Социокультурная ориентация представителей научно-философского направления — неофрейдизма Эрих Фромм (1900 — 1980) — немецко-американский философ, психолог и социолог, основоположник неофрейдизма. Неофрейдизм — это получившее распространение главным образом в США направление современной философии и психологии, сторонники которого соединили психоанализ З. Фрейда с американскими социологическими теориями. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Гарри Салливен и Эрих Фромм. [19] Неофрейдизм возник в 1920-30-е годы. Лидеры неофрейдизма, подвергнув критике некоторые фундаментальные утверждения З.Фрейда (в частности, теорию либидо), акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. [20] Научно-философское направление, связанное с работами Эриха Фромма и некоторых других психоаналитиков, работавших в 30-70-е годы, называют "неофрейдизмом" или "культурным фрейдизмом". От психологии они двигались в сторону культурологии и этнологии. Эрих Фромм, в отличие от психоаналитиков-ревизионистов первой волны — В. Райха, К.Г. Юнга, А. Адлера — не вступал во имя ортодоксии в пререкания с Фрейдом и не имел в виду строить свою собственную версию психоанализа. [20] Неофрейдизм сформировался в процессе соединения психоанализа с трудами американских социальных антропологов (в частности, школой культурантропологии). Социокультурная ориентация неофрейдизма привела к перестройке психоанализа: центр тяжести переносится с внутрипсихических на межличностные отношения. Согласно Э.Фромму, человек в процессе исторического развития утрачивает инстинктивные (естественные) связи с природой, что приводит к возникновению экзистенциальных и социальных дихотомий (противоречий). Фромм выделяет следующие дихотомии: патриархальный и матриархальный принципы организации жизни людей, авторитарное и гуманистическое сознание, эксплуататорский и рецептивный (послушный) типы характера, обладание и бытие как два способа жизнедеятельности индивида, негативная «свобода от» и позитивная «свобода для» в процессе развития личности.[14] Фромм развивает учение о характере как «второй природе» человека, заменившей недостающие ему инстинкты, а его ядром являются черты, детерминируемые социальной средой. Он вводит понятие социального характера как совокупности черт, общей для большинства членов данного общества и способствующей его функционированию; характер задаёт способ восприятия идей и ценностей, отношения к миру и другим людям. Начиная с первой книги «Бегство от свободы» (Escape from freedom, 1941), принесшей Э.Фромму широкую известность, и далее в многочисленных публикациях и книгах, как-то «Здоровое общество» (The sane society, 1955), «Душа человека» (The soul of man, 1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (The anatomy of human destructiveness, 1973), «Иметь или быть» (To have or to be, 1976) и других, он исследовал различные аспекты взаимоотношений человека и общества. По мнению Э.Фромма, для того, чтобы знать, что хорошо или плохо для человека, надо знать его природу. Поэтому рассмотрение человеческой ситуации должно предшествовать рассмотрению личности, а психология должна основываться на антропологически-философской концепции человеческого существования. Человек, согласно Э.Фромму, это единственное существо, для которого собственное существование является проблемой. В процессе исторического развития он утрачивает инстинктивные (естественные) связи с природой, что приводит к возникновению ряда экзистенциальных и социальных дихотомий (противоречий), приводящих к нарушению его внутреннего равновесия и к поискам нового равновесия. Будучи наделен разумом и самосознанием, человек осознает свою изолированность в мире, свою беспомощность и заброшенность, а также свою смертность, и ищет новые формы связи с миром, в котором хочет обрести безопасность и покой, восстановив единство и равновесие между собой и природой. Эти психические потребности, включающие в себя потребность в человеческих связях, потребность в самоутверждении, потребность в привязанности, потребность в самопознании, потребность в системе ориентации и объекте поклонения, свойственные всем людям, Э.Фромм называет «экзистенциальными», так как их причины кроются в самих условиях человеческого существования. Таким образом, американский исследователь определяет природу человека не через те или иные его главные качества, а через способ его существования, то есть экзистенциально, через противоречие, имманентно присущее человеческому бытию. Поэтому природа человека определяется Фроммом не как биологически заданная совокупность влечений, а как осмысленный ответ, целостное отношение к миру, которое в принципе может быть только регрессивным или прогрессивным. Регрессивное решение связано с попыткой возвращения человека к своим истокам — к природе, животной жизни и к своим предкам. Тогда как прогрессивное решение связано с полным развитием человеческих сил, человечности в нас самих. Регрессивное решение, по мнению Э.Фромма, несостоятельно. Оно ведет к разрушению, смерти, страданию. 1.2. Психологические механизмы адаптации личности к социуму по Э. Фромму Анализируя историю человеческого общества, Э.Фромм постулирует существование четырех типов социальных характеров неплодотворной ориентации: рецептивного (берущего), эксплуататорского (овладевающего), стяжательского (сберегающего) и рыночного (обменивающего), которым он противопоставляет характер плодотворной ориентации (деятельный). Описание идеальных типов ориентаций подразумевает, что в каждом человеке содержится смесь ориентаций. В каждом конкретном обществе также может оказаться несколько способов ориентации. В основе каждого из этих типов ориентаций характера лежат своеобразные психологические механизмы, соответствующие этим пяти способам адаптации к социуму: мазохизм (преданность), садизм (авторитет), деструктивизм (настойчивость), конформизм (безразличная честность) и любовь (плодотворность). Каждое общество характеризуется преобладанием какого-то одного типа характера. Доминирующее положение той или иной специфической ориентации зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид. Так, рецептивная ориентация, согласно Э.Фромму, часто обнаруживается в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую. Эксплуататорская ориентация сложилась на основе конкуренции в рамках свободного рынка в 18 и 19 веках, сосуществуя в это время бок о бок со стяжательской ориентацией. Тогда как рыночная ориентация, при которой человек воспринимает себя как товар, а свою ценность как меновую, развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху. Рыночная личность, по мнению Э.Фромма, должна быть свободна от всякой индивидуальности, поскольку любая устойчивая черта характера в один прекрасный день может вступить в конфликт с требованиями рынка. Что касается плодотворной ориентации, то она является целью человеческого развития и одновременно идеалом гуманистической этики. Плодотворность связана со способностью человека использовать свои силы и реализовать заложенные в нем возможности. Она достижима в том случае, если человек обретет материальную, эмоциональную и интеллектуальную независимость. При плодотворной ориентации человек всё больше освобождается от симбиотических уз, связывающих его с родителями, предками, землей и идолами, и становится гражданином мира. Любовь — плодотворная форма отношения к другим людям и самому себе. Её главные элементы — забота, ответственность, уважение и знание объекта любви. Согласно Э.Фромму, любовь — это не аффект или увлечение, а активное содействие росту и счастью любимого человека. [21,22] «В противоположность симбиотической связи зрелая любовь есть связь, предполагающая сохранение целостности личности, её индивидуальности; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения, и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранить свою целостность». [21,22] В то же самое время, Э.Фромм был убежден в том, что любое общество, так или иначе ограничивающее развитие любви, в конечном счете, погибнет, потому что придет в противоречие с основными потребностями человеческой природы. В 60-х годах Э.Фромм обнаружил некрофильную ориентацию характера. Некрофилию он определял как страсть к разрушению ради разрушения, как страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей, а также как исключительный интерес ко всему механическому (небиологическому). В психике каждого человека, писал он, заключены две нейтральные в СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список использованных источников 1. Адлер А. Наука жить. Киев. 1997. 2. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. 3. Асмолов А.Г. Среда, наследственность и разбитие личности. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва - Воронеж. 1996. 4. Браун Дж. Психология Фрейда и неофрейдисты. пер. с англ. М., 1997. - 304 с. 5. Виттельс. Фрейд. Его личность, учение и школа. Лг., Эго, 1991. 6. Гуревич П.С. Величие и ограниченность самого Фромма [об Эрихе Фромме]. 7. Гуревич П. В любви человек хочет стать богом [об Эрихе Фромме]. 8. Гуревич П.С. Либидо // Фрейд З. Основной инстинкт. М., 1997. 9. Добреньков В. И. Неофрейдизм в поисках истины. М., 1997. 10. Немов Р.С. Общие основы психологии. Психология в трех книгах 4-е издание. Книга 1. М., 2003. 11. Немов Р.С. Психология в 2-х т., Т. 1. - М., 1994. - 576 с. 12. Немов Р.С. Психология в 2-х т., Т. 2. - М., 1994. - 496 с. 13. Овчаренко В.И. Общая психология. Словарь. Под общей ред. Петровского А. В. 14. Старовойтов В.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма. Журнал практической психологии и психоанализа. № 1 март, 2007. 15. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М. Академия 1991. с 57. 16. Фрейд З. Психология бессознательного. М., Сова, 2000. с 338. 17. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М. Наука, 1993. с 455 18. Фрейд 3. «Я» и «Оно» в 2 т. Дайджест. Тбилиси. 1991. с 854. 19. Фромм Эрих: Иметь или быть. Величие и ограниченность теории Фрейда. Вступительная статья профессора П. Гуревича. 20. Фромм. Кризис психоанализа. Санкт-Петербург, 2000, с.143-144. 21. Фромм. Забытый язык.//Э.Фромм. Душа человека. М., Республика, 1992, с.227. 22. Фромм. Искусство любить// Душа человека. М., Республика, 1992, с.121. 23. Фромм Эрих: Иметь или быть. Величие и ограниченность теории Фрейда. Вступительная статья профессора П. Гуревича. 24. Хекхаузеп X . Мотивация и деятельность: В 2 т. T . I . M , 1986. 25. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию - СПб, совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и БСК, 1997 - 316с. 26. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.,"ПРОГРЕСС", 2000 г. 27. Чепелева Н. В. Неофрейдизм (К.Хорни). 28. Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. СПб., 1998. 29. Эткинд A. M. От свойств к взаимодействиям: становление сис¬темной ориентации в психологии личности //Системные исследования. М., 1982. 30. From Э. The Crisis of Psychoanalysis. Essays on Freud, Marx and Social Psychology. 1978, P. 164. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru