Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Семья и брак как объект социально-психологического исследования ID работы - 710650 психология (дипломная работа) количество страниц - 115 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение…………………………………………………………………………2 Глава 1. Семья и брак как объект социально-психологического исследования……………………………………………………6 1.1. Понятия "семья" и "брак" в отечественной психологии и смежных науках………………………………………………………….6 1.2. Фунционально-ролевая структура семейных отношений…………….8 1.3. Анализ представлений о семье и браке у мужчин и женщин в современной отечественной и зарубежной психологии………….17 1.4. Факторы, влияющие на представления о семье и браке у мужчин и женщин………………………………………………………...33 Глава 2. Практическое исследование представлений о семье и браке у мужчин и женщин…………………………………………………………...48 2.1. Описание процедуры проведения исследования……………………48 2.2. Выявление в процессе исследования особенностей представлений о семье и браке у мужчин различных возрастных категорий и имеющих разное семейное положение……………………………………………………50 2.3. Выявление в процессе исследования особенностей представлений о семье и браке у женщин различных возрастных категорий и имеющих разное семейное положение…………………………………………………...67 2.4. Гендерные особенности представлений о семье и браке у мужчин и женщин различных возрастных категорий и имеющих разное семейное положение……………………………………………………………………….85 Заключение……………………………………………………………………108 Список литературы…………………………………………………………109 ВВЕДЕНИЕ: Семейное счастье - это не подарок судьбы, это дело рук супругов, их ума, доброты, человечности и любви. Быть хорошим супругом - безусловно, сложное дело, требующее большого уровня знаний и умений - например, умения проявлять свои чувства и в то же время не реагировать на мелочи; умения преодолевать себя; умения улавливать настроение любимого челове-ка; стремление принять на себя ответственность за решение сложных вопро-сов; наконец, умение создать благоприятный психологический климат в сво-ей семье. Благодаря браку мы являемся руками, ушами и ногами друг для друга; благодаря ему мы получаем двойную силу, к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее является богатство благодаря единодушию. А у небога-тых единодушие радостнее богатства. Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви" (цит. по: Троицкий С., 1995). "Брак - чудо на земле. В ми-ре, где все идет в разброд, брак - место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, где рознь кончается, где на-чинается осуществление единой жизни. Жить врозь - мучительно, тяжело, а вместе с тем - легко и привычно. Умственные интересы, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. И брак, как я уже сказал, является чудом восстановления единства там, где оно не может быть восстановлено человеческими силами" (Сурожский А., 1994). В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических за-болеваний или в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по про-блемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений. В условиях, когда прогрессивная динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникла чрезвычай-но актуальная потребность в личностном и социально-психологическом изу-чении брака и семьи, в поиске закономерности, на которые можно было бы опереться как при помощи существующей семье, так и при подготовке моло-дежи к семейной жизни. Постановка проблемы состояния современного брака и семьи, определе-ние психологических оснований их понимания и изучения являются актуаль-ными задачами по причине отмечаемого исследователями кризиса современ-ной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами. На всей территории России эта ситуация обозначена особенно остро: кризис се-мьи является доминирующим, всепоглощающим и пока труднопреодолимым. Приводимые в открытой печати цифры свидетельствуют о наличии кризис-ных тенденций в современной российской семье, что подтверждает необхо-димость изучения семьи и семейных отношений как теоретической базы для оказания психологической помощи семье. В своих желаниях и мечтах о семье, семейном счастье люди стремятся не к абстрактному идеалу, а только к такому, который отвечает их собствен-ным представлениям, сформированным на основе личного опыта. И по сво-ему содержанию и ценностным основаниям семейное счастье, которого же-лают одни, может заметно отличаться от того, которого желают другие. Представления о будущем супруге возникают уже у детей, причем, как у девочек, так и у мальчиков, довольно рано. Что характеризует и отличает современные представления о семье и браке у мужчин и женщин? Что является для них наиболее общим, типич-ным, и в чем различие? Какие жизненные критерии определяют представле-ние о семье конкретной личности в зависимости от пола? Какие ценностно-смысловые образования и идеалы доминируют в структуре её сознания? Все эти вопросы определили интерес автора дипломной работы к изуче-нию представления о семье и браке у мужчин и женщин. Объект исследования: Семья и брак. Предмет исследования: Гендерные особенности представления о семье и браке. Гипотеза: Существует некоторая зависимость между полом и представле-ниями о семье и браке. Цель исследования: Выявить основные черты сходства и различия пред-ставлений о семье и браке у мужчин и женщин. В соответствии с целью исследования выделяются и решаются следующие задачи: 1 - рассмотреть основные понятия "семья" и "брак"; 2 - рассмотреть фунционально-ролевую структуру семейных отношений; 3 - проанализировать современные представления о семье и браке у мужчин и женщин в литературе отечественных и зарубежных психологов; 4 - рассмотреть факторы, влияющие на представления о семье и браке у мужчин и женщин; 5- определить методы, подобрать методики и провести практическое иссле-дование представлений о семье и браке у мужчин и женщин; 6 - выявить особенности представлений о семье и браке у мужчин различных возрастных категорий и имеющих разное семейное положение: - неженатые мужчины 18-20 лет; - женатые мужчины 20-30 лет; - женатые мужчины 30-40 лет; - женатые мужчины 40-50 лет; 7. - выявить особенности представлений о семье и браке у женщин различ-ных возрастных категорий и имеющих разное семейное положение: - незамужние женщины 19-22 лет; - замужние женщины 20-30 лет; - замужние женщины 30-40 лет; - замужние женщины 40-50 лет; 8. - провести сравнительный анализ и выявить гендерные особенности пред-ставлений о семье и браке у мужчин и женщин различных возрастных кате-горий и имеющих разное семейное положение; Методы исследования: Для выявления основных категорий представлений о семье и браке у мужчин и женщин были использованы следующие методы: 1. метод опроса (анкетирование); 2. метод тестирования; 3. методы математической обработки данных: - частотный анализ, - метод средней величины. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. В.С.Агеев. Психологические и социальные функции полоролевых стерео-типов. // Вопросы психологии. 1987. №2. 2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и жен-щины // Вопросы психологии. - 1991. - №4. 3. Андреева Т.В.Социальная психология семейных отношений. - СПб.: Изд-во СПбГУ., 1998. 4. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. СПб., 2004. 5. Антонов А.И.. Микросоциология семьи: Методология исследования струк-тур и процессов: Учебное пособие для вузов. - М.: Издат. Дом. " Nota Bene", 1998. 6. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становле-ние ролевой структуры молодой семьи. - М., 1992. 7. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.; М., 2001. 8.Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифференциация супругов на различных ста-диях жизненного цикла семьи. // Вестник МГУ, сер.14, психология - 1978 №1. 9. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методологические приемы диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии.- 1985. - №5. 10. Воронцов Д.В. Практикум по гендерной психологии. СПб. 2003. 11. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - №2. 12. Голод С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов.- Л., 1990. 13. Голод С.И. Стабильность семьи. - Л., 1984. 14. Грей Д. Мужчины - с Марса, женщины - с Венеры // Межличностное общение: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2001. 15. Гурко Т.А. Гендерная социология // Социология в России. - М., 1996. 16. Гэри Ф., Келли. Основы сексологии. Питер. С.-П. Москва. Харьков. Минск. 2000. 17. Джонсон Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии. - Харьков; М., 1995. 18. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.,1996. 19. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - С-П., 2002. 20. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков.// Вопросы психологии. 1987. №2. 21. Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ "Я" у подростков // Вопросы психологии. 1989. - №3. 22. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. - М., 1996. 23. Ковалев С.В. Проблемы современной семьи. - М., 1989. 24. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987. 25. Колесов Д.В. Биология и психология пола. - М., 1999. 26. Комплексные методики активизации социальной работы с семьей: Науч.- метод. Пособие. М., 2001. 27. Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1989. 28. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. 29. Кратохвилл С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М., 1991. 30. Кришталь В.В., Григорян С.Р. Сексология. М., 2002. 31. А.Кроник и Е.Кроник. В главных ролях: Вы, Мы, Он, ты, Я. Психология значимых отношений. Методы исследования множества ситуаций супруже-ского общения. М., 1989. 32. Литвинцева Н.А. Женская психология.- М., 1994. 33. Макарова А.П. Динамика ролевых установок молодых супругов // Психо-логия 21 века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 34. Максимова Т. Женские романы и журналы на фоне постмодернистского пейзажа, или "Каждая маленькая девочка мечтает о большой любви" // Пото-лок пола. - Новосибирск, 1998. 35. Мастерс У., Джонсон, Колоуни Р. Основы сексологии. Изд. "Мир" М., 1998. 36. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М., 1978. 37. Набиуллина Ю.М. Проблема полоролевой идентификации в семейном ас-пекте // Психология 21 века: Тезисы международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 38. Навайтис Г.А. Тайны семейного (не)счастья. - М., 1998. 39. Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами. Семья и формирование личности. Под ред. Бодалева А.А. - М., 1981. 40. Н.Н.Обозов. Межличностные отношения. Л., 1979. 41. Обозов Н.Н., Обозова А.Н.Диагностика супружеских затруднений // Пси-хологический журнал. - 1982. - №2. 42. Обозова А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака // Во-просы психологии. - 1984. - №3. 43. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.,1995. 44. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под редакцией Крылова А.А. Маничева. - СПб., 2000. 45. Психологический словарь. Под редакцией Петровского А.В. и 46. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. - М., 2003. Ярошевского А.Г.- М., 1990. 47. Семейная терапия. Хрестоматия. - М., 1999. 48. Сысенко В. А. устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. - М.,1981. 49. Тельнюк И.В. Индивидуально - дифференцированный подход к организа-ции самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду: Автореф. дис. .канд. наук. - СПб., 1999. 50. Толковый словарь современного русского языка. - М., 2001. 51. Н.Н.Толстых возрастные и половые различия в представлениях подрост-ков о своей будущей семейной жизни. // Психолого-педагогические пробле-мы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. М., 1980. 52. Уоллерстайн Дж., Блейксли С. Успешный брак: Как и почему остается любовь: (Пер. с англ.). - М., 1995. 53. Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии. - 1983. - №5. 54. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.., 1992. 55. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1999 56. И.А.Шилов. Фамилистика. Психология и педагогика семьи. Практикум. С-П., 2000. 57. Л.Б.Шнейдер. Основы семейной психологии. Учебное пособие. М. - Воронеж. 2003. 58. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1999. 59. Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине в россий-ской телевизионной рекламе // Семья. Гендер. Культура: Материалы между-народных конференций 1994 и 1995г.г. - М.,1997. 60. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Во-просы психологии. - 1985.- №3. 61. Ян Тер Лаак. Психодиагностика: проблем, содержания и методов. М.-Воронеж, 1996. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru