Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Семантизация лексических единиц в речи школьников с ОНР ID работы - 614556 психология (курсовая работа) количество страниц - 27 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Понятие семантизации, признаки классификации 5 2. Основные задачи обучения школьников с нарушениями речи 9 3. Семантизация лексических единиц в речи детей с ОНР 11 4. Словарно-семантическая работа со школьниками с ОНР на уроках русского языка 19 Заключение 25 Список литературы 27 ВВЕДЕНИЕ: Введение Во второй половине XX века наметилось встречное движение семантической теории и семантических описаний, преодолевающее, по образному выражению У. Вейнрейха, “роковую пропасть, обрекающую первую на пустоту, а вторые – на атомистичность”. Лексикографическая деятельность становится “импульсом для развития лексической семантики”, причем в центре внимания, с одной стороны, оказывается проблема “исчерпывающего и неизбыточного толкования лексических значений”, с другой – отражения в толкованиях интуитивно ощущаемой, но ускользающей пока от исследователей системности лексики языка. В таком союзе теории и практики семантика сформировала основные положения своей теории, а лексикографию ознаменовал выпуск замечательных семантических словарей нового поколения. Речь — важнейшая психическая функция, присущая только че¬ловеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижения¬ми всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуника¬тивной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толсто¬го и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна. На основе речи и ее смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, вооб¬ражение, память. На огромное значение речи для развития мыш¬ления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Вы¬готский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формиро¬вания поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного пове¬дения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта». Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен ин¬теллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, го¬ворят об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями. Изучением, предупреждением и коррекцией речевых наруше¬ний занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. logos — слово и paideia — воспитание). Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. Педагогические основы логопедической науки были разработаны в ИКП РАО в работах проф. Р.Е.Левиной и ее сотрудников и период с 1965 по 1980 гг. Становление логопедии в нашей стране связано также с именами М.Е.Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и другими. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также созданием эффективных методик их преодоления. Как указывают Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении. Знание педагогом основ логопедии необходимо для нахождения адекватных форм обучения и воспитания таких детей. 1. Понятие семантизации, признаки классификации Термин семантизация конкурирует с дефиницией и толкованием. Прежде чем перейти непосредственно к поставленной задаче, выскажем некоторые соображения, касающиеся выбора термина и его концептуального наполнения: любое синкретичное явление нуждается в первичной классификации. В качестве знаковых репрезентантов значения слова в современной лексикологии используются термины толкование и дефиниция. Несмотря на то что эти термины взаимозаменимы, за каждым из них закреплена своя сфера употребления. Так, толкование отражает метаязыковую суть процесса и реализует, как правило, интроспекцию лингвиста. Дефиниция связывается с терминологической лексикой, однако существует тенденция и использования этого термина в психолингвистике: метод спонтанных дефиниций, семантических дефиниций, субъективных дефиниций. В этом понимании парадоксальным образом нарушается как сфера определяемого (не термин), так и сфера определяющего (ненормативность). Кроме того, за пределами внимания оказываются связи слов по формальному критерию, зависимость дефинирования от уровней осознавания, процессуальный характер явления. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что эти проблемы и не ставились в указанных работах: дефиниция служит вспомогательным элементом для разграничения полисемии и омонимии, сопоставления значений синонимов в сознании индивида и т.д. В ходе данного исследования мы используем термин семантизация – “выявление значения лексической единицы” - эксплуатируемый, как правило, в методике преподавания иностранного языка. Семантизация понимается и как процесс выявления значения, и как результат этого процесса, в этом втором смысле вербальная семантизация синонимична терминам толкование и дефиниция (образует формы множественного числа). Анализ семантизации позволяет выявлять соотношение вербального и невербального, формального и семантического в процессах означивания, рассматривать ненормативные и ошибочные толкования как закономерные. В семантизации реали СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1.Бородич А.М. Методика развития речи детей - М., Просвещение, 1981. 2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха - М., Просвещение, 1975. 3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. 4. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. Сборник научных трудов. (Под ред. Л.П. Носковой) - М., 1982. 5. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Издво АПН РСФСР, 1956. - с. 426-437. 6. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой и др. - М.: Педагогика, 1984. 7. Дети с отклонениями в развитии - М., Аквариум, 2002 8. Дошкольное воспитание аномальных детей - М., Просвещение, 1993. 9. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика, 1973. 10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников - М., БукМастер, 1993. 11. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. 12. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991. 13. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду - М., 1966. 14. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 15. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 16. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.,. Просвещение, 1972. 17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М., Просвещение, 1981. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru