Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Ролевая и статусная концепции личности ID работы - 613225 психология (курсовая работа) количество страниц - 23 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение………………………………………………………………………….. 3 1. Социальная среда, активность и социализация личности………………….. 4 1.1. Социальная активность личности………………………………………….. 5 1.2 Социализация индивида ……………………………………………………...7 2. Структура и типы личности………………………………………………….. 9 2.1. Элементы структуры личности ……………………………………………10 2.2. Диспозиционная концепция и структура личности ……………………...12 3. Ролевая и статусная концепции личности ………………………………….15 3.1. Ролевая концепция личности ……………………………………………...15 3.2. Статусная концепция личности …………………………………………...19 Заключение ………………………………………………………………………22 Список литературы ……………………………………………………………...24 ВВЕДЕНИЕ: Введение Проблемы человека и личности занимают в системе современного психологического знания одно из центральных мест. Рассматривая проблему личности, психология взаимодействует, прежде всего, с другими общественными и гуманитарными науками, в результате чего происходит их взаимное обогащение. Проблема личности – одно из главных звеньев, соединяющих психологию с другими отраслями научных знаний. В то же время эта проблема является фактором гуманизации и гуманитаризации всей системы научного знания. Главная проблема анализа личности в социальной психологии – выявление того, посредством каких механизмов осуществляется влияние общества на личность, как участвует в этом процессе микро- и макросреда. Взаимоотношения общества и личности не сводятся только к влиянию общества на личность. Не менее, если не более, важен и другой вопрос, включающий множество аспектов: «Как сама личность влияет на общество?» Многозначность данного вопроса базируется на парадигме: «Личность – субъект общественных отношений», которая и определяет главное содержание социологии личности, или, в другой формулировке, социологической теории личности. Но если это так, то социология личности должна изучать ее как определенную целостность в социально-функциональном аспекте. Современная психология личности должна учитывать данные не только социальной, но и общей психологии, которые содержат немало ценных мыслей и обширный экспериментальный материал, относящийся к различным сторонам существования человека. Человек – понятие общее, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность. Данная работа рассматривает человека как личность в ее взаимосвязи с обществом. 1. Социальная среда, активность и социализация личности Рассматривая вопрос о взаимодействии социальной среды и личности, необходимо обратиться к некоторым общим положениям, и, прежде всего к положению о сущности человека. Широко распространена восходящая к ранним работам К. Маркса мысль о том, что сущность человека есть ансамбль всех общественных отношений. Человек здесь предстает в качестве продукта или объекта общественных отношений, проще говоря, он таков, какова окружающая его социальная среда. Тезис К. Маркса, изложенный в краткой форме, т.е. без акцента на другой деятельной, активной стороне – личности, в целом фиксировал материалистический подход к теории личности. Превращение этого тезиса в методологическую основу всей теории личности имело ряд отрицательных последствий. При таком подходе человек отождествлялся с наличными социальными отношениями, и, прежде всего с производственными, вследствие чего абсолютизировалась его социально-классовая принадлежность. Но при этом была скрыта активная, деятельная сущность человека, игнорировалось влияние на человека биологического фактора, и, прежде всего его генетической обусловленности, подтверждаемой данными современной науки. Сегодня детерминация многих проявлений социального поведения личности биологической наследственностью никем оспаривается. Проблемой является определение соотношения социального и биологического в детерминации поведения личности. Один и тот же социальный опыт усваивается по-разному и имеет разные последствия в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта. Концепция, акцентирующая решающее влияние на человека социальной среды, весьма привлекательна и демократична. Из нее, например, следует, что достаточно изменить среду обитания человека, и он изменится. Такие представления оказываются обманчивы, поскольку абсолютизируют социальную роль образования и воспитания, которые представляются тем средством, которое способно из любого человека создать личность с заданными свойствами. Противодействовать таким взглядам на формирование личности пытались некоторые представители отечественной педагогики и психологии, которые разработали особую науку – педологию. Педологи исходили из того, что все дети обладают разными индивидуальными способностями. Их следует выявлять и на них нужно ориентироваться в учебно-воспитательном процессе. Много внимания педологи уделяли способам поиска талантливых детей с целью подготовки из них элитарной части общества. Педология подвергалась резкой критике и исследования в этой области были прекращены, что в определенной мере сказалось на всей нашей системе образования, в которой стали укрепляться унифицированные методы обучения и воспитания. 1.1. Социальная активность личности Положения о том, что поведение человека социально детерминировано и что сам он является объектом социальных отношений, т.е. действий, идущих со стороны общества и его институтов, составляют, как уже говорилось, только часть проблемы взаимодействия человека и общества. Другая часть касается воздействия человека на общество, предполагает рассмотрение человека как субъекта общественных отношений. Это означает, что человек одновременно должен рассматриваться в качестве активного действующего лица, постоянно изменяющего среду своего обитания. С этим как раз и связана проблема социальной активности личности как необходимого условия осуществления ею своей функции субъекта общественных отношений. Социальную активность личности можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение ее как свойства личности, обусловленного в первую очередь ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. В таком случае активность может быть выражена в определенных количественных показателях и потому часто становится предметом социологических исследований. Примером может служить измерение трудовой активности. Исходя из этого, можно предложить анализ ее в вертикальном и горизонтальном срезах. При вертикальном срезе учитываются уровни активности, ее интенсивность, а при горизонтальном – ее виды. Основные виды активности совпадают с основными сферами общественной жизни – трудовой, социально-политической, духовной, семейно-бытовой, досуговой и др. Возникает вопрос: всякая ли активность может оцениваться как социальная? Если иметь в виду обусловленность активности социальной средой, то ответ будет утвердительный независимо от того, в какой форме она проявляется. Однако, если рассматривать мотивы, содержание, цели и направленность активности, то ее можно оценивать как социальную или асоциальную. Последняя часто характеризуется как антиобщественное поведение. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности, соотнесенные с общественными интересами, т.е. интересами других людей, групп, общества в целом. Антиподом социальной активности в этом смысле является социальная пассивность, бездеятельность, равнодушие к окружающей действительности. В определенных ситуациях пассивность личности может иметь значение достаточно высокой активности. Таковы, например, забастовка, когда люди прекращают работу в знак протеста против тех или иных действий властей, или неучастие в выборах. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Комарова Э. И., Личность как: субъект и объект социального развития – М., 2006 2. Кон И. С. Открытие «Я» – СПб., 1998 3. Левонтин P., Человеческая индивидуальность: наследственность и среда – М., 2006 4. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.,2005 5. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994 6. Социология. Основы общей теории // Под ред. Осипова Г.В. – М., 1996 7. Социология в России // под ред. В.Я Ядова – М., 1998 8. Тощенко Ж.Т. Социология – М., 1999 9. Фромм Э. Иметь или быть – СПб., Питер, 2003 Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru