Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Роль воображения в структуре личности ID работы - 617359 психология (реферат) количество страниц - 14 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Понятие о воображении. Природа и своеобразие воображения 4 2. Развитие процессов воображения в онтогенезе 8 3. Роль воображения в творческом процессе 9 Заключение 13 ВВЕДЕНИЕ: Введение Актуальность работы. В современных условиях все большую актуальность и практическую значимость приобретает развитие способности личности к активному преобразованию действительности, субъектному включению в общественные отношения, что определяет успешность адаптации к среде. В большей степени данный процесс обеспечивает творческая деятельность личности, а именно процессы воображения. Основываясь на работах Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, П.Я.Гальперина, П.И.Зинченко, Н.С.Лейтеса, А.М.Матюшкина, А.А.Смирнова, Е.Л.Яковлевой, Е.П.Торренса, Дж.Гилфорда, в рамках данной работы проанализируем роль воображения в структуре личности. Данные авторы отмечали, что важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. В представлении ожидаемого результата с помощью воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности - художественной, конструкторской, научной. В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Цель работы – теоретический анализ роли воображения в структуре личности. Задачи: 1. Дать понятие воображения, проанализировать его специфику. 2. Проанализировать развитие процессов воображения в онтогенезе. 3. Проанализировать роль воображения в творческом процессе. 1. Понятие о воображении. Природа и своеобразие воображения Обратимся к определениям, которые имеются в психологической литературе. Л.С.Выготский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением» [1, c. 174]. «Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». «Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [9, c. 90]. «Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [8]. По определению, данному в словаре «Психология» под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, воображение определяется как психический процесс, выражающийся [6]: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко одна и та же задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полно СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М., 1967. 2. Иванова Т.В. Остроумие и креативность //Вопросы психологии, 2001, №2 3. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. - М., 1989 4. Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве. - Пг., 1923 5. Общая психология. Под ред. А.В.Петровского. М., 2004. 6. Психология. Словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990. 7. Психология личности: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М.: Б-ка журнала «Вопросы психологии», 2001. – 192 с. 8. Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М.: Б-ка журнала «Вопросы психологии», 2004. – 216 с. 9. Рубинштейн С.Л. Воображение. Основы общей психологии. - М., 1940 10. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении //Вопросы психологии, 1996, №2 11. Яновский М. И. : Место метода самонаблюдения (интроспекции) в психологии //Вопросы психологии, 2001, №1 12. Степанова М.А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин //Вопросы психологии, 2000, №6 Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru