www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Роль воображения в структуре личности


ID работы - 617359
психология (реферат)
количество страниц - 14
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание

Введение 3
1. Понятие о воображении. Природа и своеобразие воображения 4
2. Развитие процессов воображения в онтогенезе 8
3. Роль воображения в творческом процессе 9
Заключение 13




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Актуальность работы. В современных условиях все большую актуальность и практическую значимость приобретает развитие способности личности к активному преобразованию действительности, субъектному включению в общественные отношения, что определяет успешность адаптации к среде.
В большей степени данный процесс обеспечивает творческая деятельность личности, а именно процессы воображения. Основываясь на работах Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, П.Я.Гальперина, П.И.Зинченко, Н.С.Лейтеса, А.М.Матюшкина, А.А.Смирнова, Е.Л.Яковлевой, Е.П.Торренса, Дж.Гилфорда, в рамках данной работы проанализируем роль воображения в структуре личности.
Данные авторы отмечали, что важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.
В представлении ожидаемого результата с помощью воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности - художественной, конструкторской, научной. В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением.
Цель работы – теоретический анализ роли воображения в структуре личности.
Задачи:
1. Дать понятие воображения, проанализировать его специфику.
2. Проанализировать развитие процессов воображения в онтогенезе.
3. Проанализировать роль воображения в творческом процессе.
1. Понятие о воображении. Природа и своеобразие воображения

Обратимся к определениям, которые имеются в психологической литературе. Л.С.Выготский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением» [1, c. 174].
«Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». «Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [9, c. 90].
«Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [8].
По определению, данному в словаре «Психология» под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, воображение определяется как психический процесс, выражающийся [6]:
1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;
4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.
Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко одна и та же задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полно




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М., 1967.
2. Иванова Т.В. Остроумие и креативность //Вопросы психологии, 2001, №2
3. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. - М., 1989
4. Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве. - Пг., 1923
5. Общая психология. Под ред. А.В.Петровского. М., 2004.
6. Психология. Словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.
7. Психология личности: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М.: Б-ка журнала «Вопросы психологии», 2001. – 192 с.
8. Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М.: Б-ка журнала «Вопросы психологии», 2004. – 216 с.
9. Рубинштейн С.Л. Воображение. Основы общей психологии. - М., 1940
10. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении //Вопросы психологии, 1996, №2
11. Яновский М. И. : Место метода самонаблюдения (интроспекции) в психологии //Вопросы психологии, 2001, №1
12. Степанова М.А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин //Вопросы психологии, 2000, №6

Цена: 1000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru