www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Роль воображения в науке е53533


ID работы - 678950
психология (курсовая работа)
количество страниц - 30
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



ОГЛАВЛЕНИЕ 2
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ 3
II. ВООБРАЖЕНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 5
1. ВООБРАЖЕНИЕ И ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ 5
Чувственное отражение и воображение 5
Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов 7
2. СВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ С ЧУВСТВЕННЫМ И РАЦИОНАЛЬНЫМ ПОЗНАНИЕМ 9
III. ВООБРАЖЕНИЕ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ МИРА 13
1. ВООБРАЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО НАУЧНОГО ОТКРЫТИЯ 13
Воображение как способность к открытию 13
Воображение и постановка задачи 14
Воображение как способ получения нового знания 15
Воображение и гипотеза. Роль аналогии в построении гипотезы. 15
Воображение как форма преобразования знания 16
2. ВООБРАЖЕНИЕ И НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 16
Понятие модели. Типы моделей. 17
Воображаемая модель и воображаемое представление 17
Воображаемые модели и символы 19
Воображаемые модели и идеализация 19
Воображаемые модели как форма научного познания 20
3. ВООБРАЖЕНИЕ И МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 21
Мысленный эксперимент и творческое воображение 21
Мысленный эксперимент как самостоятельная форма познания 22
Логическая структура мысленного эксперимента 23
Мысленный эксперимент и наглядное моделирование 26
Мысленный эксперимент как объективный метод исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 31





ВВЕДЕНИЕ:



его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство являет-ся причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.
Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выгодский отмечает, что "воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само те-чение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением". [4]
Кестлер считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и приобретенные заново данные. [20]
"Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое". "Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме".[16]
"Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и пере-работке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление".[8]
Подобное можно прочитать и в "Философской энциклопедии", где воображе-ние определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании пред-ставлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не восприни-мавшихся человеком в действительности.[7]
Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Логическая деятельность, мышление человека - специфическая форма создания познавательных образов по-средством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания но-вых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышле-ния, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предпола-гается преобразование чувственного материала.
Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и созда-ние новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразова-ние совершается при органическом единстве чувственного и рационального.





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



. Вальт Л.О. Мысленный эксперимент. - Тарту, 1962
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1950
5. Горский Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий. - М., 1961
6. Горнфельд А.Г. Пути творчества. - Пг., 1922
7. Гурова Л.Л. Воображение // Философская энциклопедия. - М., 1960. - Т. 1
8. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображе-ния. - М., 1956
9. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. - М., 1964. - Вып. 6.
10. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979
11. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. - М., 1989
12. Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве. - Пг., 1923
13. Лорка Ф. Об искусстве. - М., 1971
14. Михайлова И.Б. Чувственное отражение в современном научном познании. - М., 1972
15. Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. - М., 1984
16. Рубинштейн С.Л. Воображение. Основы общей психологии. - М., 1940
17. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. - М., 1972
18. Фейнман Р. Характер физических законов. - М., 1968
19. Штофф В.А Моделирование и философия. - М., 1966
20. Koestler A. The Act of Creation. Hutchi

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru